О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Викингур Олафсон – Bach Reworks. Преломления, перспективы, грани… Обзор
Пресса назвала Викингура Олафсона «исландским Гленом Гульдом». Как и Гульд, Олафсон обладает сильной артистической харизмой, способностью открывать новое в музыке Иоганна Себастьяна Баха, а также особым звуком – своим. Превосходный альбом Олафсона 2018 года с музыкой Баха получил несколько престижных наград, среди которых есть «Альбом года» BBC Music magazine; в 2019-м журнал Gramophone назвал Олафсона «артистом года».
«Бах – это свободная страна, сказал мне один мудрый человек, когда я еще был студентом, и с тех пор его слова всегда со мной», – признался артист в аннотации к вышеупомянутому альбому. Пластинкой Bach Reworks Олафсон открывает для себя и своей аудитории новые, подчас неожиданные грани и степени этой свободы. Оригинальный баховский текст (не только клавирный) в исполнении пианиста служит отправной точкой для аранжировок ряда ведущих композиторов в жанре электронной музыки: Рюити Сакамото, Бена Фроста, Петера Грегсона, Вальгейта Сигурдсона, Ганса-Иохима Роделиуса, Хидура Гуднодоттира, Дьёрдя Куртага и других. Каждый из них как бы ставит свой особый свет, по-своему настраивает акустическую оптику и выбирает палитру, ее состав и плотность, отчего Бах получает новое звучание, просвечивая через электронные звучности, а иногда и почти полностью растворяясь в них. Не всегда результат получается убедительным, хотя предельно деликатное отношение к Баху – не к музыкальному тексту как таковому, а скорее к самой монументальной фигуре лейпцигского кантора – ощущается здесь повсюду. Вопрос, можно ли использовать драгоценные баховские шедевры – бесценные объекты музыкальной золотой кладовой – в качестве звукового полуфабриката, выносится за скобки. В конце концов, жанр музыкальной транскрипции, переложения и парафраза существует с незапамятных времен. Да и сам Бах сделал немало обработок сочинений своих коллег: Вивальди, Марчелло и многих других.
Основой большинства аранжировок (Грегсона, Фроста, Роделиуса, Сверисона и Сигурдсона) стала Прелюдия ми минор из первого тома ХТК (BWV 855a) в переложении А. Зилоти – к слову, один из самых любимых и часто исполнявшихся бисов Эмиля Гилельса. Таким образом, мы имеем в альбоме двойные аранжировки баховского оригинала.
В начале открывающей программу композиции For Johann (посвященной ушедшему из жизни Йохану Йохансону, другу и коллеге Олафсона) звучит преображенная электроникой до-минорная прелюдия из первого тома ХТК. Сакамото обращается к части ре-минорного клавирного концерта BWV 974. В альбоме есть две транскрипции фрагментов из кантат (Куртага и Олафсона), есть пьесы, вдохновленные Бахом, в одной из которых рояль заменен виолончелью.
Композиция …And At Hour of Death, построенная на знаменитой до-мажорной прелюдии из ХТК, – еще одно размышление о жизни и смерти, наряду с For Johann.
Эпилогом альбома стало выполненное Куртагом четырехручное переложение сонатины из кантаты Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit («Время Бога – лучшее время») BWV 106.
Части альбома записаны в разных странах: Германии, Австрии, Англии и Исландии в 2018 году. Звучание диска отвечает очень высоким стандартам. Благодаря необыкновенно ясному акустическому изображению музыка кажется наполненной чистейшим морозным воздухом и как бы сложенной из острых и чистых световых бликов, отбрасываемых кристаллами исландского льда…