О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Выбор размера телевизора. Научный подход, статья. Портал "www.hifinews.ru"
Покупка телевизора - не самое рядовое событие в жизни. Кто-то радуется увлекательному занятию по выбору достойного аппарата, а кто-то посчитает это большой головной болью. Оставим в стороне предпочтения в брендах и типе телевизора, это темы других статей. Озаботимся вопросом, а какой размер диагонали экрана нам нужен?Покупка телевизора - не самое рядовое событие в жизни. Кто-то радуется увлекательному занятию по выбору достойного аппарата, а кто-то посчитает это большой головной болью. Оставим в стороне предпочтения в брендах и типе телевизора, это темы других статей. Озаботимся вопросом, а какой размер диагонали экрана нам нужен?
Конечно, весьма немаловажным является возможность размещения телевизора в конкретном помещении с точки зрения свободного пространства и дизайнерских особенностей комнаты. Эти параметры мы также опустим и займемся чисто научным подходом, учитывая особенности зрительного восприятия человека. В основу выбора мы положим наиболее правильное и наиболее впечатляющее восприятие кинофильма.
В хорошем кинотеатре размер экрана имеет вполне определенное значение, зависящее от размеров зрительного зала. Наиболее реалистичное восприятие кинокартины происходит при расположении зрителя в VIP-зоне, которая находится, как правило, в 2/3 расстояния от экрана. Угол зрения в идеальном случае должен быть симметричным и иметь значение в диапазоне 40-45 градусов. При таких параметрах наиболее оптимально работает зрение человека – используется как центральное зрение, так и периферийное. Именно периферийное зрение отвечает за реалистичное восприятие виртуальной реальности кино. Периферийное зрение наиболее восприимчиво к движению, тогда как прямое зрение акцентировано на четкости восприятия. Незагруженность периферийного зрения при просмотре телевизора (или ненужное восприятие им домашней обстановки) значительно уменьшает эмоциональное впечатление от кино.
По требованиям Dolby LABS к кинотеатрам, горизонтальный угол зрения на последнем ряду кинозала не должен быть меньше 31 градуса и не более 60 градусов в первом ряду.
Воспользовавшись школьным курсом геометрии и задав параметр угла зрения 45 градусов, путем несложных вычислений имеем следующую таблицу:
Вот это да! З2-х дюймовый телевизор нужно смотреть с расстояния 85 сантиметров? По большому счету - да. Но в кинотеатре углы обзора применены к формату 1:2,35. В таком формате снимается большинство фильмов для кинопроката. Телевизор же имеет формат 16:9 или говоря «киношным» языком 1:1,78. Что же делать? Придется пересесть из начала VIP-зоны немного подальше, на её последний ряд, где горизонтальный угол зрения составляет 35 градусов.
Произведем расчеты при этом значении:
Вот мы и получили оптимальное расстояние просмотра телевизора формата 16:9. Вроде бы все ясно. Но телевизор не кинотеатр, картинка имеет совсем другое разрешение. Причем есть Full HD телевизоры, а есть HD Ready.
Обратимся опять к науке.
Из физиологии человеческого организма известно, что острота зрения у нормального человека равна в среднем 1 угловой минуте, то есть 1/60 доле градуса. Если угол между двумя видимыми точками менее этой величины, то они сольются, если больше этой величины, то мы их увидим отдельно (дискретно). Итак, чтобы мы достаточно четко воспринимали картинку, но она не рассыпалась на отдельные пикселы, нам нужно видеть в 1 градусе углового зрения 60 точек (пикселей).
Умножим 60 точек на 35 градусов и получим 2100 точек. Как? Full HD телевизор имеет только 1920 точек по горизонтали! Именно так. Поэтому производители телевизоров пересаживают нас из VIP-зоны еще дальше, почти на последний ряд. 1920 точек соответствуют 32 градусам углового зрения.
Еще раз пересчитаем нашу таблицу:
Ну, вот и разобрались. А вовсе и нет. Это расстояние соответствует тому пороговому значению, когда восприятие глаза человека находится на грани между целостностью картинки и её возможной пикселизацией. Небольшое наше движение и всё, мозг поймал зернистость и заметил артефакты деталей изображения. Необходимо пересесть подальше, увы, на последний ряд нашего виртуального кинотеатра, где угол просмотра составляет 31 градус.
Придется еще раз пересчитать нашу таблицу:
Теперь мы получили именно то оптимальное расстояние просмотра, которое позволит получить кинотеатральные ощущения при условии, что у вас Full HD телевизор и фильм, который вы смотрите, имеет именно Full HD-разрешение. Но впечатлений у вас будет примерно столько же, сколько на последнем ряду сертифицированного по требованиям Dolby LABS кинозала.
А как же телевизоры HD Ready? Увы, но они никак не обеспечат «киношного» впечатления. Максимальный угол для просмотра четкой картинки составляет 21 градус (делим 1280 на 60). Однако вы можете пересесть поближе, на рекомендованное расстояние и постараться не обращать внимание на заметную пикселизацию изображения. Если же отодвинутся дальше, то картинка будет восприниматься органично, четко, детализовано, но периферийное зрение ваших глаз не будет задействовано. Следовательно, воспринять фильм так, как он воспринимается в кинотеатре, будет просто невозможно.
Понимая всю эту несуразицу, некоторые производители начинают выпуск телевизоров, «заточенных» именно под киноформат. Например, телевизор Philips Cinema имеет соотношение сторон 21:9. Используя кинематографические параметры, формат экрана имеет значение 1:2,37, а его разрешение 2560 на 1080 точек. Какой же угол зрения он обеспечивает? Разделив 2560 на 60 (помните почему), получим 42,7 градуса углового горизонтального обзора. Идеальный параметр для самого лучшего места в VIP-зоне кинозала!
Конечно, телевизор покупается не только для того, чтобы смотреть фильмы. Есть новостные, познавательные, развлекательные, спортивные программы, …да много чего. И здесь не следует придерживаться вышеизложенных рекомендаций. В этом случае решающую роль играют другие критерии, подчас просто субъективные. Но если вы киноман, или строите домашний кинотеатр, ориентированный преимущественно для просмотра качественных фильмов, то выбирайте размер экрана и расстояние просмотра правильно. Вы же хотите получать сильные ощущения от фильма, как в хорошем кинотеатре. И не забывайте рекомендации знаменитого кинорежиссера Джорджа Лукаса, который говорил, что половина впечатления от фильма составляет хороший звук. Не ограничивайте себя только качественным изображением, многоканальный звук вкупе с великолепной картинкой доставят вам долгие часы удовольствия от волшебного мира кино. Даже если вы смотрите фильмы, где главным параметром является сюжетная линия, то хороший видео и звуковой ряд значительно усилят эмоциональные впечатления.
Подготовлено по материалам портала "www.hifinews.ru", июль 2010 г. www.hifinews.ru