О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
Ortofon
Компания Ortofon, расположенная в Дании, всегда занималась вопросами качественного воспроизведения звука. Она была основана в 1918 году в Копенгагене и начала свою деятельность с саундтреуков к фильмам. В 1948 году компания представила свой первый картридж с движущейся катушкой (MC), и с тех пор было выпущено более 300 моделей картриджей.
Подробнее о бренде OrtofonОбзоры товаров под маркой Ortofon (33)Официальный сайт Ortofonortofon.com
Веский аргумент в пользу винила. Обзор MC-картриджа Ortofon Cadenza Blue
Все элементы конструкции проигрывателя винила вносят свою лепту в его звучание, однако, как ни крути опорный диск, все же аудиосигнал рождается в головке звукоснимателя. Именно поэтому – при выполнении некоторых условий – путем замены картриджа можно повысить качество звука и даже внести существенные изменения в его характер.За
Изящное, естественное, проработанное, выразительное звучание; отличная фокусировка и организация сцены; масштабная и вариативная динамика
Против
Ничего существенного
Для кого
Для владельцев проигрывателей винила среднего ценового уровня, а также это отличный аксессуар для новой вертушки высокого класса
Для чего
Для повышения качества звучания и/или внесения изменений в его характер
С чем сочетается
С проигрывателями сопоставимой стоимости, оснащенными тонармами со средней эффективной массой. Полезно также использовать в системе повышающий MC-трансформатор и компонентный фонокорректор.
В последние годы мы наблюдаем ренессанс виниловых пластинок как носителей музыкального контента, а также их проигрывателей. В связи с этим обстоятельством на соответствующий рынок вышло множество компаний, часть которых когда-то уже производила источники этого типа, но есть немало и новичков или фирм, приобретших права на некогда звучные торговые марки. Не будем утверждать, что производители двух последних категорий не способны создавать по-настоящему достойные продукты, однако винил и все, что с ним связано, настолько тонкая – несмотря на кажущуюся простоту самой технологии – материя, что только огромный опыт работы с ним может давать стабильно положительные результаты.
Огромный опыт и широкий ассортимент
Датская Ortofon – одна из старейших компаний Hi-Fi-отрасли. Ее работа со звуком началась в 1918 году, а первую головку звукоснимателя она выпустила в 1948-м, то есть лет за десять до наступления эры высокой достоверности. После спада интереса к винилу в связи с появлением магнитофонов, а позже CD-проигрывателей она продолжала выпуск картриджей класса High End для приверженцев старой технологии, но начавшийся лет десять назад «виниловый бум» стимулировал разработку и производство все новых моделей в разных ценовых сегментах. Головки Ortofon предлагаются не только как отдельные аксессуары, ими также штатно оснащаются проигрыватели многих сторонних производителей.
Ассортимент Hi-Fi-картриджей компании весьма широк и включает в себя несколько десятков (около пятидесяти) моделей в широком ценовом диапазоне: от менее чем двух до 650-ти тысяч рублей. Предлагаются как MM-, так и MC-головки, в конструкциях которых применяются различные материалы, иглы, типы крепления. Их технические характеристики также варьируются в широких пределах, что позволяет подобрать вариант, подходящий для любой вертушки и/или тонарма.
Вся продукция данного типа производится на собственном заводе Ortofon в Дании.
Виниловая радуга
Ortofon применяет фирменную цветовую кодировку моделей, входящих в ту или иную серию, отражающую назначение, ценовой уровень и даже характер звучания. Так белый закреплен за моно-картриджами, а бело-серый – за моделями для проигрывания пластинок из шеллака на 78 об/мин. Строгая черная отделка отдана топовым моделям линеек, следующим за ними по ниспадающей – бронзовая (цвет скорее темно-оранжевый). Далее идут синяя и красная кодировки и окраски. Судя по кратким характеристикам от Ortofon, последняя обещает отменную динамику, а первая к тому же еще и высокую детальность – по соответственно более высоким ценам.
Подвижная катушка для истинных ценителей
Среди любителей винила бытует мнение, впрочем, не бесспорное, что MC-картриджи обеспечивают лучшее звучание. В среднем они стоят дороже своих MM-конкурентов, а значит, претендуют на ведущую роль в составе проигрывателей из более высокого сегмента рынка, ведь считается разумным, чтобы цена картриджа не превышала стоимости вертушки.
В каталоге Ortofon в настоящее время присутствуют три линейки MC-картриджей: Quintet, Cadenza и SPU, не считая ряда эксклюзивных моделей. Последняя из перечисленных состоит из нескольких головок звукоснимателя, восходящих по своим конструкциям и характеру звучания к выпущенным компанией 60 лет назад на заре формата стерео (SPU – Stereo Pick-Up). Стиль ретро обуславливает особые требования к тонарму: это должен быть классический вариант со съемным шеллом и с четырехштырьковым креплением.
Картриджи из линейки Quintet более доступны по цене, чем представители серии Cadenza. Их отличают примененные для изготовления корпусов материалы: в первом случае это пластик ABS снаружи при алюминиевой основе, во втором – нержавеющая сталь с тем же металлом шасси. При этом вес головки оказывается больше на 1,7 грамма, что немало при характерных значениях около 10 гр. в обоих случаях.
И другие различия представителей двух линеек кроются в применении тех или иных материалов в элементах конструкции. Так в моделях Quintet используются неодимовые магниты, в Cadenza они дополнены полюсными наконечниками из железно-кобальтового сплава, способствующими улучшению проводимости. Катушки картриджей наматываются проволокой из меди, серебра, фирменной позолоченной меди Aucurum, однако чистота этих металлов в более дорогой линейке несколько выше.
Профили заточки алмазных игл для каждой модели свои; иглодержатели у картриджей Quintet в основном алюминиевые, у Cadenza разнообразия больше: есть из того же металла, но конической формы, имеются из рубина и бора – у топовой головки Black.
Именно из таких, казалось бы, мелочей складываются качество и характеры звучания каждого картриджа, а их комбинации в руках опытных разработчиков Ortofon создают то многообразие, из которого любитель винила может выбрать звук, которого жаждет его душа.
Однако правило остается прежним: цена головки звукоснимателя не должна превышать стоимость проигрывателя, иначе деньги за модель из старшей линейки могут оказаться потраченными напрасно.
Показательная середина
Ortofon Cadenza Blue занимает срединную позицию в своей серии, именно с ней мы познакомимся поближе. Внешне от других моделей линейки ее отличает только вставка синего цвета на черном корпусе, да, если хорошо приглядеться, желто-коричневый оттенок кантилевера. Остальное – из описания, в том числе тот факт, что этот иглодержатель изготовлен из рубина. Алмазная игла имеет заточку типа Nude FG 70, катушка намотана проводом из серебра 6NX (чистота 99,9999%), причем, особым способом, позволяющим улучшить баланс каналов. Рекомендованная прижимная сила – 2,5 гр., вес – 10,7 гр. Наилучшим образом модель сочетается с тонармами со средней эффективной массой.
На выходе она дает 0,5 мВ, а ее частотный диапазон по уровню -3 дБ лежит в пределах 20 Гц – 50 кГц. Для работы с картриджем рекомендуется фонокорректор, входное сопротивление которого 50 – 200 Ом.
Истинно виниловое звучание
Чтобы оценить звучание этого крошечного аксессуара, была собрана система соответствующего ему уровня. В нее вошли: проигрыватель винила Pro-Ject RPM 10 Carbon с кабелем для тонарма Ortofon 6NX-TSW 1010R (RCA-RCA) 1.2 m, повышающий трансформатор Ortofon ST-70, фонокорректор Plinius P100, интегрированный усилитель Plinius Hiato и напольные колонки ELAC FS 509 VX-JET.
В качестве экспертов выступали любители качественного звука с большим стажем прослушиваний, но отнюдь не фанаты винила, поэтому оценки их не пристрастны, а порой и строги. Ряд из альбомов, использованных при тестировании, был им уже хорошо знаком, как из предыдущего опыта, так и по цифровым записям на CD или в Hi-Res-файлах, хранящихся на NAS-серверах.
Тем не менее, едва их чутких ушей коснулись текучие, плавные, изящные голоса струнных инструментов, играющих «Времена года» А. Вивальди в смелой современной интерпретации Макса Рихтера (двойной альбом Recomposed by Max Richter. Vivaldi. The Four Seasons), как и они подпали под «виниловое очарование». Звук нежный, шелковистый, очень подробный; сцена просторная, отлично организованная, наполненная характерным «воздухом», вовлекающая в свое пространство. Солирующая скрипка очень эмоциональна, она как будто разговаривает со слушателем, бывая то капризной, нервной, раздражающей точно выверенными диссонансами, то спокойной, уютной и сладкоголосой. Ее «всамделишность» просто поражает – отчетливо слышны «деревянные» призвуки корпуса, а сфокусированный образ – объемный, почти материальный.
С цифровыми источниками High-End-класса и Hi-Res-записью этой музыки, звучание плотнее, а деталей в нем больше, что делает эту музыку более доступной для анализа, если кому-то захочется его проводить. Виниловый вариант хочется просто слушать, наслаждаясь каждой секундой и не вдаваясь в размышления о том, как занятно композитор переиначил классический «шлягер» и что он хотел этим сказать.
Тем не менее, подача электронной басовой линии несколько разочаровала. Она, как мы уже убедились ранее, очень глубокая, объемная, текстурная, подвижная; ее интеграция со струнным ансамблем придает исполнению тревожащий, несколько мистический посыл, особенно в последней вариации на тему концерта «Лето». К сожалению, нашей системе не удалось явить ее во всей полноте – глубины и весомости НЧ-диапазона, а также его проработки оказалось недостаточно.
Впрочем, здесь нет непосредственной вины Cadenza Blue: винил — технология аналоговая, и в отличие от “цифры” результат зависит от гораздо большего числа переменных. Одна из них — сочетание головки и тонарма, которые не следует оценивать по отдельности. Это стоит иметь в виду тем, кто только приобщается к миру аналогового звука.
Так что вышеприведённый пример являет собой одно из проявлений характера звучания этой головки: превосходная середина, изящные, скругленные, но четкие верха и некоторая недосказанность в басовом диапазоне. Однако с одними альбомами он дает чудесный результат, с другими впечатляет чуть меньше.
Так проигрывание пластинки Anna Netrebko & Rolando Vilazon. Duets приводит в полный восторг, если, конечно, вы являетесь поклонниками бельканто. Потрясает, прежде всего, эффект присутствия: чтобы вживую один раз услышать этих оперных звезд, пожалуй, за билет надо выложить сумму, сопоставимую с ценой Cadenza Blue, а здесь они вот – перед вами. Вокал – наполненный, богатый тембрами, прописанный до мельчайших нюансов и благодаря точной и подвижной динамике очень выразительный. Взлеты тона и громкости на колоратурах не вызывают и намека на искажения, звук остается таким же чистым и плавным. А гармоничная синергия голосов в дуэтах из опер Верди с этого альбома своей благозвучностью просто ласкает слух. Оркестр при этом присутствует где-то в глубине сцены, но на него мало обращаешь внимания.
А вот песни британской исполнительницы Гвинет Херберт с пластинки So All the Ghosts понравились меньше, чем обычно, из-за того, что ее достаточно живо, эмоционально и подробно переданный голос не слишком успешно согласовывался с инструментальным обрамлением, особенно, с басовой ритмической линией.
Зато альбом Burn группы Deep Purple доставил массу удовольствия аутентичностью звучания. К примеру, в композиции Sail Away все элементы оказались плотно подогнанными друг к другу: голоса, немногочисленные инструменты, ритм без затей и спешки – и при том, музыкальность и мелодичность, все, как мы любим в стиле ретро. Впрочем, и ремикс этой песни 2004 года отнюдь не разочаровал, продемонстрировав более современный подход к драйву и работе звукорежиссера.
Подводим итоги
MC-картридж Ortofon Cadenza Blue можно рекомендовать всем тем любителям аналогового звучания, кому по карману приобретение не только данного аксессуара, но и проигрывателя соответствующего ценового уровня – если это их первый «виниловый» источник. Он способен убедительно продемонстрировать все те качества, что привлекают меломанов к этому формату аудио: изысканность, естественность, выразительность, плавность течения музыки, а также особую атмосферу, вовлекающую слушателя в то пространство, где она рождается.
Он также станет отличным вариантом на замену головки звукоснимателя в уже имеющейся вертушке для повышения качества его звучания или придания ему вышеперечисленных свойств. Особых жанровых ограничений нет, но любителей вокала, в том числе и джазового, проверенных временем рок-композиций, камерной классики Cadenza Blue особенно порадует.
Вся техника была протестирована в шоурумах Аудиомании
Как мы тестируем Hi-Fi-компоненты
октябрь 2020 г.