О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Вена и венцы. Johann Strauss. Walzer. Обзор
Вена, которую по праву считают музыкальной столицей мира, дала имя мощным композиторским школам и стала питательной средой для многих крупных авторов и артистов. В XVIII и XIX столетиях «венские классики» Гайдн, Моцарт и Бетховен оказали огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. То же самое в веке 20-м сделали представители «нововенской школы» – Арнольд Шёнберг и двое его учеников: Антон Веберн и Альбан Берг.Дитя Вены, Иоганн Штраус (сын) покорил мир своими вальсами, среди которых есть знаменитейшие «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки венского леса». То, что нововенцы занялись обработкой «старовенских» мелодий Штрауса, необычно само по себе: где Шёнберг, Берг и Веберн с их додекафонными рядами и головоломными концепциями – и Штраус, чьи мелодии изливались из него, по его же словам, «точно вода из крана»? Последний писал музыку для всех, в то время как искусство первых носило, скорее, элитарный характер. Вместе с тем, несмотря на полную противоположность этих эстетических миров, Шенберг с уважением относился к творчеству Иоганна Штрауса, а также Оффенбаха и Гершвина, признавая подлинную и заслуженно самую широкую популярность музыки этих авторов.
Любопытна история представленных на пластинке обработок. В ноябре 1918-го Шёнберг основал «Общество частных музыкальных концертов», целью которого стало истинное и глубокое знакомство артистов и публики с современной музыкой посредством организации тщательно подготовленных выступлений. Ассоциация, в которой Шёнберг с учениками были «инструкторами по исполнению музыки», довольно быстро расширилась до 300 членов. Чтобы поправить финансовое положение «Общества», композиторы и взялись за написание транскрипций вальсов Штрауса для камерного инструментального состава. Разумеется, расчет делался на притягательность музыки этого композитора для широкой аудитории.
В первый раз обработки были исполнены в мае 1921 года в «Шварцвальдской школе».
На данной пластинке транскрипции звучат в исполнении Boston Chamber Players (музыкантов из Бостонского симфонического оркестра) в составе двух скрипок, альта, виолончели, рояля, флейты, кларнета и фисгармонии. Из четырех обработок две – «Имперский вальс» op. 437 и «Роза с юга» op. 388 – выполнены Шёнбергом, а еще две – Бергом («Вино, женщина и песня» op. 333) и Веберном («Вальс-драгоценность» op. 418 из «Цыганского барона»).
Избравший камерную инструментовку Шенберг показывает ее органичность для вальсов Штрауса, которые в оригинале исполняются полным оркестром с более массивным и неизбежно не столь тонко нюансированным звуком. Изысканное музыкальное удовольствие – в немалой степени заслуга блистательных Boston Chamber Players, которые музицируют необыкновенно увлеченно и в совершенно непринужденной манере, а также очень хорошего, полнокровного, несмотря на камерность исполнительского состава, звучания 180-граммового винила.