О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2542Музыкальные и кинообзоры615Глоссарий
Ведут беседу Бах и Бог… Helmut Walcha – Johann Sebastian Bach: Toccatas And Fugues. Обзор
Органная музыка и сами органы – отдельная, необыкновенно содержательная и самобытная область музыкального искусства. Уникален орган и как музыкальный инструмент, самый большой и тембрально богатый – никакие другие не отличаются друг от друга столь значительно, как они. Существуют национальные органные школы и фирмы с долгой и славной историей. Органы менялись, приспосабливаясь к новым веяниям в музыке, они, как правило, неотделимы от акустических пространств, для которых создавались – храмов или концертных залов.
Представленные на данной пластинке токкаты и фуги И.-С. Баха великий германский органист Гельмут Вальха исполнил на великолепном инструменте работы Франца Каспара Шнитгера, одного из сыновей знаменитого нидерландского мастера Арпа Шнитгера. Орган возведен в 1723-25 годах (то есть при жизни Баха) в церкви Св. Лауры (St. Laurenskerk) североголландского города Алкмар (Alkmaar) неподалеку от Амстердама.
Фундаментом и самой значительной частью величественного здания органной литературы, несомненно, являются сочинения И.-С. Баха. Гельмут Вальха пользуется непререкаемым авторитетом в исполнении этой музыки. По словам британского музыкального критика Джеда Дистлера, «в анналах звукозаписи Бах Вальхи занимает такое же место, как Шуберт Дитриха Фишера-Дискау, Верди Артуро Тосканини и Дебюсси Вальтера Гизекинга».
В каталоге Archiv Produktion есть два комплекта всех (большинства) органных сочинений Баха в исполнении Вальхи. Первый (в монозвучании) записан в 1947-52 годах на германских органах Каппеля (на инструменте Арпа Шнитгера 1680 года церкви Св. Петра и Павла) и Любека (церковь Св. Иакова; разные части органа строились в XV - XVII). Над вторым вариантом (в стерео) органист работал в 1956-71 годах. В нем звучат органы вышеупомянутой церкви в Алкмаре и страсбургской Saint Pierre-le-Jeune (построен в 1762 году младшим представителем клана Зильберман Иоганном Андреасом Зильберманом).
Токката как музыкальный жанр – стержень зафиксированной на диске программы. Термин появился в Италии в конце XVI столетия и применялся для обозначения свободных по композиции виртуозных сочинений для клавира – органа или клавесина.
Открывается программа знаменитой Токкатой и фугой ре минор (BWV565), которая сегодня по известности не уступает хитам поп- или рок-музыки. Остальные три цикла на диске – Токкаты и фуги фа мажор (BWV540) и ре минор («Дорийская», BWV538), а также Токката, адажио и фуга до мажор (BWV564).
Вся жизнь Гельмута Вальхи связана с Бахом. В 19 лет после прививки от оспы он лишился зрения, но, несмотря на это, учился в Лейпциге и работал помощником кантора лейпцигской церкви Св. Фомы Гюнтера Рамина. До самой своей смерти в 1750 году Бах возглавлял канторат и школу при этом храме.
Трактовки Вальхи отличаются цельностью, строгостью и стилистическим единством. Обращает на себя внимание очень подробно разработанная фразировка голосов полифонической ткани, безупречный вкус в регистровке, выверенность темпов и стройность исполнительских планов. Впечатления от этой музыки в исполнении Гельмута Вальхи резонируют со словами из стихотворения Глеба Семенова: «Там, над обломками эпох,/ С улыбкой на губах,/ Ведут беседу Бах и Бог,/ Седые Бог и Бах».
Звучание диска можно аттестовать как очень хорошее. Выпукло и ясно преподносятся как достоинства исторических органов, так и глубина выдающихся интерпретаций.
Обладание данным великолепным изданием может дать толчок к дальнейшему изучению фононаследия Гельмута Вальхи и органной литературы вообще.