О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Вечная музыка. Mstislav Rostropovich – J. S. Bach Cello Suites. Обзор
В музыке есть вершины, которые покорялись лишь единицам артистов. У пианистов это 32 сонаты Бетховена, у скрипачей – 24 каприса Паганини, у виолончелистов – 6 сюит для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха. Все это произведения наивысшей сложности как с точки зрения чисто технической, так и в плане художественном.
Мстислав Ростропович шел к исполнению сюит Баха с юности, в студенческие годы он изучал эту музыку в Московской консерватории в классе С. М. Козолупова. Дважды несколько десятков лет назад он приступал к их записи: второй сюиты в Москве, пятой – в Нью-Йорке. «Теперь, – сказал музыкант в интервью, данном между сессиями работы над Cello Suites, – я наконец отважился записать все сюиты, которые сопровождали меня всю мою жизнь. Я постоянно обнаруживаю что-то новое в этой самой драгоценной для меня музыке. Ты живешь с нею каждый день, каждый час и каждую минуту и погружаешься в нее все глубже и глубже. Кажется, ты уже все о ней знаешь, но нет, на следующий день открываешь что-то новое…» Музыкант говорит о заключенной в сюитах Баха подлинно шекспировской широте эмоций.
Известно с точностью до дней, когда Бах написал ту или иную свою кантату. Намного меньше информации о времени создания им произведений инструментальной музыки, в том числе, виолончельных сюит, которые дошли до нас в двух прижизненных копиях, сделанных женой Баха Анной Магдаленой (именно на ней Ростропович строит свою интерпретацию) и его учеником Петером Кельнером, соответственно, в 1730 и 1726 годах. Вероятнее всего, сюиты появились в период службы Баха в Кётене в 1717-23 годах, когда он обязан был сочинять в основном инструментальную музыку. Вполне возможно, первым исполнителем был Кристиан Бернард Линике, виолончелист, тоже состоявший на службе у герцога Леопольда Кётенского.
Первые четыре сюиты написаны для инструмента с обычным строем, пятая – для виолончели scordatura с верхней струной, настроенной на тон ниже. Издана музыка была спустя три четверти века после смерти Баха, но и тогда сюиты воспринималась лишь как инструментальные экзерсисы (как считал и сам Бах).
Лишь в 1920-30 годах великий Пабло Казальс в своем эпохальном релизе раскрыл подлинное величие этой прежде мало известной музыки. Ростропович вспоминает в аннотации, что был знаком с испанским виолончелистом, пользовался его поддержкой и советами.
Содержательный буклет дает немало информации о музыке и ее исполнителе, сам Ростропович подробно рассказывает о работе над сюитами – о каждой в отдельности.
Завершением огромной работы стала запись, осуществленная в марте 1991 года в базилике Сэн-Мадлен, расположившейся в живописной деревушке Везле во французском департаменте Йонна. «Наступила холодная ночь. Особые чувства я испытывал, находясь в церкви, построенной 900 лет назад. Было холодно, но меня согревали чувства людей, которые ценой огромных усилий возвели этот храм в честь святой Марии Магдалины…»
Продюсером релиза выступил сам Мстислав Ростропович, безупречно сделал свою работу звукорежиссер Реймонд Баттин; на коробке воспроизведен графический портрет Ростроповича работы Сальвадора Дали.
Данное редких достоинств издание непременно должно присутствовать в собраниях серьезных меломанов. Его захотелось бы взять с собой на необитаемый остров, где есть аудиосистема для проигрывания винила.