О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
В тиши кабинета: Сравнительный тест полочных акустических систем в ценовом диапазоне 22 000 – 27 000 руб.
Недавно мы сравнивали бюджетные напольные модели от именитых производителей акустики DALI, Wharfedale и Tannoy. Сегодня было решено обратить внимание на полочные модели из этих же линеек. Выбор полочных колонок вместо напольных в данном случае позволит сэкономить половину бюджета, отведенного на акустику. Но чем же придется пожертвовать? И придется ли?
Здесь сразу необходимо прояснить один важный момент - несмотря на название таких колонок - "полочные", на книжную полку или письменный стол их ставят редко. Исключение составляют совсем уж компактные модели. Чаще всего полочная акустика устанавливается на специальные подставки, поэтому к стоимости колонок нужно не забыть добавить цену спикерстендов. Впрочем, для рассматриваемых здесь моделей разница в цене с их напольными собратьями перекроет с большим запасом стоимость подходящих для них подставок.
Выбираем
Как и рассматриваемые ранее напольные модели DALI Zensor 5, Wharfedale Diamond 11.3 и Tannoy Mercury 7.4, стоимость полочных колонок DALI Zensor 3, Wharfedale Diamond 11.1 и Tannoy Mercury 7.2, которые мы слушаем сегодня, укладывается в достаточно узкий ценовой коридор – от 22 до 27 тысяч рублей. При этом, и по размерам корпусов, и по весу эти акустические системы вполне соизмеримы. Все колонки двухполосные, оснащены сравнимыми по размеру мягкими купольными твитерами и выполнены в фазоинверторном акустическом оформлении. Но драйверы, отвечающие за средне- и низкочастотный диапазоны, здесь отличаются не только по размеру, но и по используемым материалам. То есть, интрига определенно присутствует.
Изучаем
Как было отмечено выше, все три пары акустических систем выполнены в корпусах примерно одинакового объема. В классе полочных моделей акустики такие колонки можно назвать среднеразмерными. Лишь DALI Zensor 3 немного крупнее двух других участников. Но они при этом не самые тяжелые - здесь пальму первенства держат Wharfedale Diamond 11.1. У Tannoy Mercury 7.2 и DALI Zensor 3 порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку корпуса, что необходимо учитывать при выборе места для установки колонок - слишком близко к стене их лучше не придвигать.
У Wharfedale Diamond 11.1 порт фазоинвертора излучает вниз, в связи с чем колонки опираются на специальную плиту, обеспечивающую необходимый для нормальной работы порта зазор с поверхностью установки. Корпуса всех участников выполнены из МДФ и оклеены декоративной виниловой пленкой, умело имитирующей матовый шпон натурального дерева. Лицевые панели Wharfedale Diamond 11.1 и DALI Zensor 3 декорированы под черный рояльный лак, что придает внешности колонок определенную изысканность. Все три модели комплектуются защитными грилями из акустически прозрачной ткани на пластиковом каркасе, причем грили Wharfedale Diamond 11.1 оснащены магнитными креплениями. Выделяется эта модель и формой корпусов - в то время как у конкурентов корпуса имеют привычную прямоугольную форму, Wharfedale Diamond 11.1 сделаны сужающимися в глубину, что позволяет эффективно бороться с внутренними корпусными резонансами и стоячими волнами.
Самые крупные СЧ / НЧ драйверы используются в DALI Zensor 3. Диффузоры диаметром 178 мм выполнены из фирменного материала DALI, представляющего собой смесь бумажной пульпы и древесных волокон и имеющего характерный медно-красный оттенок. Высокочастотный диапазон здесь поручен твитеру с мягким куполом диаметром 25 мм. Граница раздела зон ответственности излучателей выбрана на частоте 2,6 кГц. Сравнивая полочные DALI Zensor 3 с напольными DALI Zensor 5 отметим, что у старшей модели средне- и низкочастотный спектр обслуживается парой динамиков существенно меньшего диаметра (5,25 дюймов против 7 дюймов у полочной модели). В DALI Zensor 3 используется драйвер, которым комплектуется старшая напольная модель линейки - Zensor 7. Чувствительность и номинальное сопротивление такие же, как у напольной модели DALI Zensor 5 - 88 дБ и в 6 Ом, что заставит потратить время на подбор достойного усилителя, если вы хотите в полной мере раскрыть потенциал этих неординарных полочных колонок. Традиционно для продукции фирмы, DALI Zensor 3 оснащены лишь одной парой клемм для подключения акустических кабелей - организовать с этими колонками бивайеринг или биампинг не получится.
Wharfedale Diamond 11.1 выделяются характерными кевларовыми диффузорами на мощных подвесах из специального вспененного полимера. У этих колонок самые скромные размеры СЧ/НЧ драйверов, но длинный ход диффузоров призван скомпенсировать способность акустики воспроизводить низкочастотный регистр. Что интересно, при этом Wharfedale Diamond 11.1 - самые тяжелые колонки в тесте. Во многом это обусловлено использованием больших и тяжелых магнитов в динамических головках, спроектированных инженерами Wharfedale специально для серии Diamond, в которую кроме полочных колонок с индексом 11.1 и напольных 11.3 входят "полочники" поменьше 11.0, покрупнее - 11.2, две старших модели напольной акустики 11.4 и 11.5, а также два варианта АС центрального канала 11.CC и 11.CS. Как и у DALI Zensor 3, на задней стенке корпуса Wharfedale Diamond 11.1 смонтирована единственная пара позолоченных акустических терминалов. Но, в отличие от датчан, это не общая позиция компании - напольные 11.3 оснащены двумя парами клемм, а отказ от бивайеринга и биампинга относится только к полочным моделям серии Diamond.
Tannoy Mercury 7.2 выделяются среди участников теста белоснежными полусферами диффузоров СЧ / НЧ драйверов диаметром 6 дюймов. Как и у остальных моделей современной линейки Mercury, диффузоры излучателей выполнены из прессованной целлюлозы с фирменным многослойным покрытием. С виду этот материал напоминает алюминий. Купола твитеров диаметром 1,1 дюйма в новом поколении Mercury выполнены тоже не из алюминия, как было раньше, а из синтетического мягкого материала с демпфирующим нитроуретановым покрытием. В конструкции предприняты специальные меры для борьбы с вибрациями и резонансами - корпус усилен дополнительными распорками, в местах контакта драйверов с кабинетами АС проложен материал, изготовленный по фирменной технологии DMT (Differential Materials Technology), что позволяет эффективно бороться с вибрациями в местах соединения деталей, изготовленных из разных по жесткости материалов. Кроме того, СЧ/НЧ-драйверы теперь крепятся к корпусам колонок шестью винтами, а не четырьмя как раньше. Как и партнеры по тесту, Tannoy Mercury 7.2 оснащены лишь парой акустических терминалов, что исключает возможность экспериментов с двухкабельным подключением.
Подключаем
Как и в прошлый раз, тестирование проводилось в гостеприимном салоне AV Comfort Юг на Пражской. Конкурсанты работали в составе системы, составленной из электронных компонентов Musical Fidelity - сетевого аудиоплеера M1 CLiC и интегрального усилителя M6si, выполненного в концепции "двойное моно". И пусть суммарная стоимость этих компонентов без малого на порядок превосходит цену наших конкурсантов - существенно превосходящая по классу электроника способна полностью раскрыть потенциал акустики и выявить самые тонкие нюансы их звучания. В очередной раз напомним про необходимость предварительного прогрева колонок хотя бы в течение 100 часов, чтобы стабилизировать электрические и механические параметры акустики.
Слушаем
Приверженность новой серии Mercury компании Tannoy камерным музыкальным коллективам, джазу и блюзу с мягкой, обволакивающей подачей, отмеченное в прошлый раз за напольными АС Tannoy Mercury 7.4, в точности повторяется и у младшей полочной модели с индексом 7.2. Соразмерно немного подобрался нижний регистр и рисуемая колонками сцена слегка уменьшила свой объем, но в целом клубный характер звучания (не в смысле рейв-пати в ночном клубе, а в смысле клуба английского) сохраняется и здесь. Жесткие, тяжелые музыкальные стили - не лучший выбор для Tannoy Mercury 7.4, как и масштабные полотна в исполнении Большого симфонического оркестра. А струнный квартет или виолончель с роялем и контрабасом в трактовке Tannoy Mercury 7.2 могут надолго приковать ваше внимание.
Wharfedale Diamond 11.1 приятно удивили совершенно бесшовным согласованием работы твитера и СЧ/НЧ драйвера, что в классе бюджетной акустики большая редкость. На границе раздела зон ответственности излучателей не заметна ни потеря прозрачности звучания, ни окраска подачи музыкального материала. Грамотно и точно проработан среднечастотный диапазон, а ВЧ подаются слегка отстраненно. Возможно, некоторым будет недоставать эмоциональности подачи, но для других подобный характер звучания может оказаться ближе по духу. Не вызывает нареканий тональный баланс, а звуковое полотно насыщенно мельчайшими деталями.
Но безусловными лидерами теста стали DALI Zensor 3. С первых нот этим акустическим системам удалось сформировать масштабную, наполненную воздухом и эмоциями звуковую сцену. Колонкам одинаково близки и энергичные и ритмичные рок-композиции, и утонченные камерные произведения, и масштабные симфонические полотна. И пусть бюджетный класс акустики диктует свои ограничения, и подача музыкального материала DALI Zensor 3 не столь изысканна и утонченна, но в своей лиге это определенно модель, заслуживающая самого пристального внимания.
Паспортные данные
Tannoy Mercury 7.2
Тип – полочные акустические системы | Название – Tannoy Mercury 7.2 | Частотная характеристика, Гц – 42 – 32 000 (-6 дБ) | Число полос – 2 (НЧ-СЧ – 152 мм, ВЧ – 28 мм), часотота раздела кроссовера 3400 Гц | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 89 | Рекомендуемая мощность усилителя, Вт – 20 - 100 | Габариты одной колонки, см – 29,2 x 19,3 x 26,64 | Масса одной колонки, кг – 5
Плюсы
- мягкая, обволакивающая подача
- аккуратное обращение с акустическими инструментами
- породистое звучание
Минусы
- Жанровая избирательность
Оценки
Дизайн: 85
Качество изготовления: 90
Звучание: 90
Эргономика: 95
Итого: 90
Wharfedale Diamond 11.1
Тип – полочные акустические системы | Название – Wharfedale Diamond 11.1 | Частотная характеристика, Гц – 55 – 20 000 | Число полос – 2,5 (НЧ-СЧ – 130 мм, ВЧ – 25 мм) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 87 | Рекомендуемая мощность усилителя, Вт – 25 - 100 | Габариты одной колонки, см – 31,0 x 19,4 x 28,5 | Масса одной колонки, кг – 6,8
Плюсы
- идеальная согласованность работы излучателей
- ровный тональный баланс
- высокое качество отделки
Минусы
- Некоторым может не хватить эмоций в подаче музыкального материала
Оценки
Дизайн: 95
Качество изготовления: 90
Звучание: 85
Эргономика: 95
Итого: 90
DALI Zensor 3
Тип – полочные акустические системы | Название – DALI Zensor 3 | Частотная характеристика, Гц – 50 – 26 500 (+/- 3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ-СЧ – 178 мм, ВЧ – 25 мм), частота раздела кроссовера 2600 Гц | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 88 | Максимальное звуковое давление, дБ – 108 | Рекомендуемая мощность усилителя, Вт – 25 - 125 | Габариты одной колонки, см – 35,1 x 20,5 x 29,3 | Масса одной колонки, кг – 6,3
Плюсы
- масштабная сцена
- эмоциональный характер звучания
- жанровая универсальность
Минусы
- Нет
Оценки
Дизайн: 90
Качество изготовления: 95
Звучание: 95
Эргономика: 95
Итого: 95
Выводы
Опустившись по стоимостной шкале относительно прошлого теста и перейдя от напольных моделей акустики к полочным мы получили весьма схожие результаты. Хотя, сегодня отрыв лидера теста DALI Zensor 3 от остальных двух участников оказался сильнее. Датчане просто пленили своей открытостью подачи и способностью одинаково хорошо справляться с совершенно разной музыкой. Tannoy Mercury 7.2 явно придутся по душе любителям комфортного, породистого саунда, а Wharfedale Diamond 11.1 не дадут ни единого повода для критики техническим перфекционистам.
Анатолий Максименко
Подготовлено по материалам портала "Hi-Fi.ru", апрель 2018 г. www.hi-fi.ru