Условный Бах: четыре новых альбома академической музыки

Малоизвестные композиторы, значительные композиторы и джазмены, играющие Баха «как надо», по нотам. Такой вот улов июня.

Отрадно, когда музыканты бесстрашно меняют свои амплуа. Это, конечно, о переиздании Баховского альбома Кита Джаррета. Еще здорово, когда звездные музыканты вытаскивают на свет Божий хороших композиторов-современников. Или делают концептуальные программы вокруг какой-нибудь всем понятной гуманной идеи. И получается классика для всех, но не простой кроссовер, а — для людей с чуткими ушами.

Keith Jarrett «The Well-Tempered Clavier, book I»

Новый альбом Кита Джаррета — всегда событие в джазовом мире. А теперь еще и в классическом. Впрочем, материал этого альбома был записан еще в марте 1987 года на концерте в Нью-Йорке.

Вообще-то выдающийся американский джазмен-импровизатор Кит Джаррет Баху не чужд: он записывал для ECM альбомы с его музыкой, причем играл на клавесине с дотошностью аутентиста. То есть, очевидно — глубоко в теме. Теперь же записал весь «Хорошо темперированный клавир» — произведение настолько хрестоматийное, что спецы его называют аббревиатурой «ХТК».

Джаррет — это звук (блестящий и полированный), фразировка (изящная и забавная) и импровизации (остроумные, медитативные... поставьте любой эпитет). Бах — это гениальные мелодии и, одновременно, композиторский мастер-класс. То есть, в некоторой степени, любой композитор, пишущий тональную музыку — это такой условный Бах.

И, хотя эти мелодии трудно испортить, но, как говорит одна моя подруга-музыковед, Бахом определяется зрелость музыканта. Не хочу тут делать никаких выводов, но ХТК у Джаррета получился несколько суховат и пресноват. Хотя он загоняет темпы и старается играть драйвово, четко, по-рокенрольному, но в результате и джарретовского почти ничего не остается, и Бах какой-то... именно что условный: взяли нотки — и сыграли.

Если сравнивать с недавним ХТК-проектом Пьера-Лорана Эймара (2014 год, Deutsche Grammophon) — то лучше и не сравнивать. Но вот если рассматривать tour de force Джарретта как кроссовер-проект — для джазфэнов, не знакомых с ХТК — то это, конечно, очень здорово. С другой стороны, лучше бы чего-нибудь поимпровизировал, как Бред Мелдау на альбоме After Bach — вот тут уж действительно конгениальное исполнение и со-сочинение!

Alexandre Kantorow «Saint-Saëns – Piano Concertos No. 3-5»

Честно говоря, я уже планировал написать про этот альбом, вышедший в начале мая. Но потом за давностью его выкинул. Теперь верну в подборку, потому что произошел поворот сюжета — француз Александр Канторов приехал в Москву на Конкурс им. Чайковского и очаровал там всех блистательным мастерством и свежестью интерпретации. В общем, можно сказать, наш человек. К слову, результаты конкурса на момент написания рецензии мне были неизвестны.

На этом альбоме с тремя последними концертами Сен-Санса (всего у него их пять) эта самая свежесть интерпретации присутствует в лучшем виде. Не говоря уже о том, что сами концерты — изумительно красивые, легкие, с прекрасными мелодиями и нулевым пафосом — сами по себе не слишком заиграны. При том, что солисту там есть, где блеснуть техникой, эти моменты в игре Канторова не доминируют. Прямо-таки иллюстрация к мысли Марселя Пруста о том, что виртуозная техника — это «окно» в смысл произведения.

Hilary Hahn «García Abril: 6 Partitas»

На обложке этого диска большими буквами значится имя HILARY. А мелкими — композитор и прочее. Что сказать, скрипачка Хилари Хан — это бренд, и ей все можно. Например, как здесь: записать альбом произведений современного композитора для скрипки соло. Впрочем, все известные произведения с ведущими оркестрами-дирижерами мира эта курносая девчонка, кажется, уже записала.

Шесть партит написаны современным испанским композитором Антоном Гарсией Абрилем. За пределами Испании он не очень известен, а на родине — гранд и мэтр, автор саундтреков, в частности, к «Texas Adios» с Франко Неро. Больше особо и сказать нечего, и никакой фактуры не притащишь. А музыка, между тем, крайне любопытна. Неоклассика в хорошем смысле — такая мелодичная, чуть угловатая, по-испански страстная. Не плач одинокой скрипки и не скупая красота: орнаментировано богато, много интервалов, звучит плотно, сочно и драйвово.

Albrecht Mayer «Longing for Paradise»

Знаменитый немецкий гобоист Альбрехт Майер играет музыку периода Первой мировой и между войнами. Отсюда и название — «Желание рая». Неочевидная подборка: английский классик XX века Эдвард Элгар, не нуждающийся в представлениях Рихард Штраус и малоизвестный не-меломанам англичанин Юджин Гуссенс.

Произведения, можно сказать, хитовые! Soliloquy («Монолог») Элгара — романтичная песня без слов, светлая и томительная. В том же настроении — Ре-мажорный Концерт для гобоя и маленького оркестра Рихарда Штрауса. С «Le Tambeau de Couperen» Равеля все понятно — его каждый месяц записывают на всех возможных инструментах, и версия для гобоя — почему бы и нет, ведь это же Майер, в конце концов, — он чуть ли не номер один в своем цехе.

В интервью музыкант говорит (см. видео), что долго подбирал идеальные сочетания к Штраусовскому концерту, вокруг которого — в прямом смысле — программа альбома и выстроена. На десерт — одноактный Концерт для гобоя с оркестром Юджина Гуссенса, который, при всех влияниях Равеля и требованиях к виртуозности, довольно оригинален и местами экзотичен. Странноватые фолк-мелодии с дробью малого барабана — да, это про ту же войну.


Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Условный Бах: четыре новых альбома академической музыки

Эту статью прочитали 3 050 раз
Статья входит в разделы:Новости мира Hi-Fi

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий