О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
«Умопомрачительный ритм»: как наш мозг меняет состояния сознания — новое исследование
На днях в журнале Nature вышла примечательная статья, в которой группа специалистов Стэнфордского университета поделилась необычными находками по теме внетелесных переживаний и диссоциативных состояний. Рассказываем, причем тут ритм и где его обнаружили.
«Как будто это все было не со мной»
Диссоциация — это эффект психики. Он возникает в результате травм и некоторых заболеваний — например, при эпилепсии. Работает как механизмам психологической защиты: человек, находящийся в состоянии диссоциации, воспринимает происходящее с ним максимально отстраненно.
Так он экранирует себя от избыточных переживаний. Но если нагрузка на психику оказывается продолжительной или слишком интенсивной, она может приводить к неврозам, нарушениям сна, в очень редких случаях — к галлюцинациям. При серьезных травмах — к хронической депрессии и диссоциативным расстройствам, в том числе множественной личности.
Несмотря на значимость этих явлений с клинической точки зрения, нейрофизиологические принципы их работы практически неизвестны и все еще требуют длительного изучения и уточнения.
Но проявления диссоциации наблюдают не только у людей. Им подвержены и другие млекопитающие: кошки, собаки и мыши. С последними как раз и работала группа научных сотрудников в Стэнфордском университете. Результаты своего эксперимента им даже удалось перепроверить на человеке.
Ритм внетелесных переживаний
Авторы исследования провели мониторинг активности клеток мозга мышей, находившихся в состоянии медикаментозной диссоциации, и зафиксировали определенный ритм работы участков ретроспленальной коры мозга животных. Как показал высокоточный анализ, «местные» нейроны вошли в контакт с анатомически связанными участками таламических путей с частотой 1-3 Гц, но в состоянии диссоциации — «разъединились» с основной массой других отделов мозга.
Как выяснилось позже, не только у мышей.
Ученым удалось проверить свои находки на одном из пациентов Стэнфордского эпилептологического центра. У него уже была диагностирована эпилепсия, плюс — вживлены специальные электроды для лечебной стимуляции и проведения внутричерепной электроэнцефалографии (иЭЭГ). Последняя и показала аналогичную локализацию ритмичной работы нейронов в момент диссоциативного состояния пациента, а стимуляция этих участков мозга позволила воспроизвести диссоциацию.
Как говорят коллеги исследователей, такие работы помогут изучить методы немедикаментозного воздействия на сознание и откроют возможности для анестезии и обезболивающих нового типа.
Каждому — свой ритм
В ветви обсуждения на Hacker News практически сразу заметили, что сам по себе ритм не имеет отношения к музыке. Но ответ на это утверждение последовал незамедлительно: «ритм и есть музыка».
Спор привел к тому, что резиденты площадки, заинтригованные научной работой, начали делиться треками, способными — по их мнению — вводить слушателя в состояние потока или каким-то иным образом воздействовать на сознание. В качестве одного из первых последовал UruR (Wardruna), потом пошли примеры этнической музыки (Music of Haiti) и ритмичного эмбиента (Man Forever).
В какой-то момент обсуждение переключилось на книги, рассматривающие музыку в связке с техниками дыхания и медитативными практиками — например, «Music, Science, and the Rhythmic Brain», описывающую междисциплинарный взгляд на то, как наше тело и сознание реагирует на различные музыкальные композиции: от перемен в настроении до изменений на ЭЭГ.
Участники дискуссии залинковали и треки для «нейромедитации», а мы, в свою очередь, на днях собрали неклассические варианты фоновой музыки по рекомендациям самих разработчиков.