О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Ультракороткофокусные проекторы: все, что вам необходимо знать
В последние годы мир телевизоров переживает период интенсивных перемен – но в этом он не одинок. Рынок проекторов также вынужден постоянно внедрять инновации, чтобы успевать за стремительным изменением современного образа жизни и находить способы удовлетворения растущего спроса на домашние кинотеатры.
Это привело, в частности, к открытию новых горизонтов для ультракороткофокусных проекторов (УКФ). Такие устройства, ранее применявшиеся благодаря своей способности формировать большие изображения даже при установке вплотную к экрану или стене исключительно в учебных аудиториях и залах заседаний, теперь все чаще оказываются в жилых помещениях. И чем больше они ориентированы на домашний просмотр, тем лучше они становятся.
Как работают ультракороткофокусные проекторы?
УКФ-модели выглядят совершенно иначе, чем обычные проекторы, и формируют картинку принципиально другим способом.
Подавляющее большинство из них, по сути, пропускают исходное изображение сквозь череду внутренних линз, а затем выводят увеличенную картинку через щель, прорезанную в верхней части корпуса. В одной или двух моделях используется выходной «объектив», выступающий из верхней кромки проектора, но такой подход встречается относительно редко, и в его основе лежит все та же фундаментальная система увеличения изображения с помощью каскада линз.
Подход УКФ настолько эффективен, что позволяет получать 100-дюймовые изображения от проекторов, расположенных всего в нескольких сантиметрах от стены или экрана.
Обратите внимание, что на рынке также есть проекторы с коротким (а не ультракоротким) фокусным расстоянием, напоминающие традиционные модели с фронтальным расположением объектива. Однако для получения большой картинки им все-таки требуется дистанция в пару метров, поэтому их не следует относить к тому же классу, что и УКФ-устройства.
УКФ-проектор Sony VPL-VZ1000ES
Когда УКФ-проекторы начали применяться в гостиных?
Как отмечалось ранее, аппараты этого типа изначально разрабатывались для образовательного и делового секторов. Пожалуй, первым УКФ-проектором, который произвел фурор в качестве домашнего развлекательного видеокомпонента, стала модель LSPX-W1S «Life Space» от Sony, дебютировавшая на выставке CES в 2014 году. Она стоила десятки тысяч фунтов и была доступна в ограниченном количестве только у инсталляционных компаний, но зато мгновенно зажгла во всем мире идею о том, что в будущем ультракороткофокусные проекторы смогут сыграть важную роль в обустройстве ДК.
Вслед за Life Space та же Sony выпустила в 2017 году более доступную модель VPL-VZ1000ES, оснащенную лазерным источником света, о котором пойдет речь в следующем разделе; она до сих пор в продаже и стоит примерно вдвое меньше, чем на старте (хотя ее цена по-прежнему остается цифрой с пятью нулями).
С тех пор перспективы применения УКФ-проекторов в домашних кинотеатрах значительно расширились благодаря появлению гораздо более доступных моделей, ориентированных на жилые помещения (как правило, разработанных на базе устройств, предназначавшихся для сфер бизнеса и образования), от таких специализированных брендов, как Epson и Optoma.
Преимущества УКФ-проекторов...
Размещение обычного проектора в комнате, наполненной людьми, светом и разнообразной мебелью – как это обычно бывает в гостиных – нередко оказывается сложной и утомительной задачей. Скорее всего, его придется располагать в нескольких метрах от экрана или стены, так что он будет занимать центр комнаты, на который претендуют зрители, попкорн и пицца. Кроме того, эти компоненты выделяют тепло и издают шум из-за работы вентиляторов охлаждения, и эти эффекты гораздо труднее игнорировать, если они исходят от устройства, находящегося прямо под боком.
В то же время УКФ-проекторы можно размещать настолько близко к стене, что во многих случаях они практически касаются ее. Их можно установить на серванте, в стороне от основного прохода в гостиную и на достаточном удалении от мест для сидения, чтобы они не отвлекали зрителей шумом или горячим воздухом.
Чем дальше от экрана находится проектор, тем в большей степени изображение может быть «разбавлено» окружающим светом. Поэтому разумно было бы максимально сократить проекционное расстояние, если вы пытаетесь получить удовлетворительную картинку в обычном (скорее всего, не затемненном) жилом помещении.
Разумеется, засветка влияет и на работу УКФ-проекторов в аудиториях и конференц-залах. Поэтому такие устройства давно ассоциируются с повышенным уровнем яркости, что добавляет им очков в сравнении с более традиционными аппаратами для дома.
Стремление к увеличению яркости привело к тому, что в ультракороткофокусных проекторах чаще, чем в обычных, используются лазерные источники света, а не более тусклые ламповые. Это, в свою очередь, дает еще три практических преимущества.
Ультракороткофокусный проектор Hisense Laser TV
Во-первых, лазерные системы работают гораздо дольше ламповых – срок их службы обычно составляет не менее 20 000 часов против 2000–5000 у последних. Во-вторых, они гораздо лучше в сравнении с ними сохраняют яркость в течение всего срока службы. И, в-третьих, лазерные источники света способны обеспечить более полную цветовую гамму, присущую современным изображениям с широким динамическим диапазоном, чем подавляющее большинство ламповых аналогов. Наконец, стоит упомянуть еще одно обстоятельство: лазерные модели обычно включаются и выключаются гораздо быстрее – в некоторых случаях даже мгновенно – тогда как лампам необходимо время на нагрев и остывание.
Мы понимаем, что со всеми этими разговорами о преимуществах лазерных проекторов мы вторглись на территорию, не принадлежащую безраздельно технологии УКФ. Однако, учитывая, что практически каждый ультракороткофокусный проектор сейчас комплектуется таким источником света, это вполне обоснованная тема для обсуждения.
УКФ-модели сегодня все чаще оснащаются не просто встроенными акустическими системами – они, как минимум, не уступают динамикам большинства современных телевизоров. Более того, эти колонки часто встроены в заднюю часть корпуса проектора, обращенную к зрителям. Поэтому звук получается более непосредственным и впечатляющим, чем тот, что исходит из динамиков многих телевизоров, часто располагающихся позади экрана.
Нацеливаясь в перспективе на замену телевизоров УКФ-проекторами, производители последних все чаще оснащают свои устройства встроенными системами смарт-ТВ с возможностью Wi-Fi-подключения и поддержкой потоковых видеосервисов. На их «обычных» собратьев эта тенденция распространяется в очень небольшой степени.
Упомянув о программе-максимум УКФ-проекторов – воссоздать ощущения от просмотра на огромном телеэкране – важно подчеркнуть, что стоимость ультракороткофокусных моделей в разы ниже, чем, скажем, почти любого 90-дюймового ЖК- или OLED-телевизора.
Это и есть главная причина внезапного взлета популярности УКФ в качестве базовой технологии для ДК. Она настолько актуальна, что компания Hisense продает такие проекторы в комплекте со светоотражающими экранами (ALR) под названием «лазерные телевизоры».
... и их недостатки
В настоящее время УКФ-проекторы значительно дороже, чем многие отличные «обычные» аппараты для домашнего просмотра. Если привычные модели хорошего качества можно приобрести всего за несколько сотен фунтов, то нижняя граница стоимости приличных УКФ-устройств оказывается примерно впятеро выше, а за большинство моделей придется отдать в 7–10 раз больше.
Как правило, УКФ-модели значительно габаритнее большинства проекторов для ДК. И это объяснимо: все эти внутренние увеличивающие оптические элементы нужно куда-то упаковать. С другой стороны, такой видеокомпонент может стоять на серванте в стороне от прохода, а не загромождать журнальный столик в центре комнаты.
И хотя за последние годы ситуация в этом отношении значительно улучшилась, при выборе ультракороткофокусных моделей неизбежно приходится идти на определенные компромиссы в плане настройки и качества картинки.
Развернуть изображение от УКФ-проектора точно в нужном месте может оказаться непросто. Это не такая уж проблема, если оно проецируется прямо на стену; но если вы используете экран, отсутствие функции масштабирования и оптического смещения картинки в ультракороткофокусных аппаратах может значительно осложнить задачу точного позиционирования экрана (или проектора).
Кроме того, от УКФ-модели труднее добиться точной геометрии видео, чем от обычного проектора. Еще совсем недавно оно часто страдало «провисанием» по верхнему краю; сейчас это встречается редко, но лично я за годы работы провел много часов, исправляя небольшие недостатки геометрии изображений УКФ-проекторов с помощью инструментов, доступных у каждой конкретной модели. Обычно процесс корректировки основывается на сетке с несколькими выбираемыми точками подстройки.
Перемещение аппарата на сантиметр ближе или дальше от экрана может значительно повлиять на размер картинки. Это еще один повод крайне серьезно отнестись к вопросу расположения экрана.
Вероятно, самая большая проблема, с которой в настоящее время сталкиваются разработчики ультракороткофокусных проекторов, – это адаптация изображения к потенциально очень разным условиям помещений. С одной стороны, УКФ-модели для домашнего кинотеатра в большинстве случаев должны быть наделены достаточными яркостью и красочностью, чтобы «перебить» окружающую засветку. С другой, люди, заинтересованные в просмотре видео на экране диагональю 100 дюймов и более, вполне могут иногда приглушить свет в гостиной и задернуть шторы для более глубокого погружения в фильм. В этом случае при создании изображения проектор должен уделять больше внимания контрастности, глубине черного цвета, точности и тонкости цветовой палитры.
Удовлетворить обоим этим совершенно разным требованиям чрезвычайно сложно, и обычно УКФ-моделям хуже удается обеспечить убедительную контрастность и уровень черного при просмотре фильмов в темной комнате, чем аппаратам других типов.
Проекторы на базе данной технологии, как правило, уступают качественным телевизорам динамичностью и живостью изображения в светлых помещениях – хотя, конечно, достойных телевизоров со сравнимой диагональю очень мало, и стоят они целое состояние.
Здесь следует еще раз упомянуть о лазерных ТВ Hisense, поскольку экраны, способствующие подавлению фоновой засветки (ALR-экраны), которыми комплектуются эти системы, значительно повышают яркость, которую УКФ-модель способна обеспечить в светлой комнате.
Даже если вы не собираетесь покупать лазерный телевизор Hisense, рассмотрите возможность приобретения экрана с высоким коэффициентом усиления, зачастую имеющего особую структуру, помогающую подавлять фоновый свет. С другой стороны, еще один потенциальный недостаток УКФ-проекторов, который может быть усугублен ALR-экраном – это так называемые «горячие зоны», явление, при котором часть изображения (обычно по нижнему краю) может выглядеть значительно более яркой, чем картинка в целом.
Наконец, последняя возможная проблема при создании изображений УКФ-проектором – это неравномерность фокусировки. Технология и линзы, используемые для формирования больших изображений с микроскопического расстояния, усложняют достижение такой же точной сфокусированности по краям и в углах кадра, как в его центральной части.
Однако следует подчеркнуть, что упомянутые выше проблемы все реже встречаются у УКФ-моделей, поскольку производители начинают использовать более высококачественные линзы и другие оптические элементы.
Итог
Нельзя отрицать, что при выборе ультракороткофокусного проектора вместо телевизора или даже вместе с ним вы должны хорошо представлять себе, на что подписываетесь. Впрочем, эти устройства с каждым новым поколением становятся все совершеннее. И лучшие модели уже сегодня могут доставить огромное (в буквальном смысле) удовольствие тем, кто готов к нестандартным решениям.
Подготовлено по материалам издания "What Hi-Fi?", май 2023 г. www.whathifi.com