О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Труба двух океанов. Chet Baker - In New York. Обзор
Блестящий трубач Чет Бейкер привез на восточный берег американского материка актуальный для того, 1958, года стиль – кул-джаз или, как его называли, вест-коуст-джаз и сделал в Нью-Йорке серию блестящих записей. Альбом – лучшая демонстрация того, как джазовая культура западного побережья мирно завоевывала Нью-Йорк.
Он вышел на лейбле Big Apple Riverside Records и теперь переиздан в серии Tone Poet Series, в которой можно знакомиться с записями из архива Blue Note. Cool – «прохладный», музыка утонченная и аккуратная, она оттеняет и одновременно будто уточняет особенности взрывного и горячего стиля би-боп.
Кул ассоциировался с западным побережьем США, именно этим объясняется географическая привязка в названии диска. Сейчас этой музыке было бы непросто, большинство мастеров этого стиля были белыми. Бейкер же «соединяет» берега океанов: два мира, два мифа, два джазовых тренда – West Coast и East Coast. Его сдержанность отлично вписывается в манеру звездной студийной тусовки, в которую вошли Эл Хейг (фортепиано), Джонни Гриффин (тенор-саксофон), Пол Чемберс (бас) и Филли Джо Джонс (барабаны). Запись на Reeves Sound Studios выполнил саунд-инженер Джек Хиггинс, у него получился чистый и при этом насыщенный звук. Продюсером альбома стал Оррин Кипньюс – сооснователь Riverside Records. Он же написал традиционный liner notes. Этот текст аккуратно приведён и на винтажном добротном конверте нового издания наряду с рассказом о преимуществах стереозаписи по системе Riverside. Обложку создал Пол Бекон, автор оформления более чем 200 джазовых альбомов. Порадуемся и близкому к аутеничному аудиофильскому пятаку винилового диска.
Стартовая композиция Fair Weather отмечена, кроме духовых, соло контрабаса, который будет выдвигаться вперёд не раз и далее. Играет Пол Чемберс, восходящая суперзвезда стиля. Заметен стандарт Polka Dots and Moonbeams, который исполняли звезды от Фрэнка Синатры до Боба Дилана. Часть тиражей этого альбома Бейкера позднее даже выходила переименованной по этой композиции. В треке Solar авторства Майлза Дэвиса, который, кроме прочего, почитается и как один из основателей и зачинателей кул-джаза, отметим более спокойные фортепиано и бас. Блестящее соло Чемберса, сыгранное смычком в When Lights Are Low звучит совершенно звёздно, но затем вступают и не уступают ему громоподобные ударные Джонса.
Но главная здесь – труба. Чет Бейкер – не только блестящий импровизатор, он уникальный бэндлидер, его талант музыкального мотора несомненен, и в тоже время его звук мягок, приятен и певуч. Он может звучать у вас дома утром и в соседнем баре вечером, может быть фоном или источником размышлений о том, зачем вообще нам нужен джаз. И будет уместен в любое время, при любой погоде, поэтому его уважают коллекционеры и специалисты. При этом можно вспомнить, что именно на этот период приходится «увлечение» трубача наркотиками, то есть у раскованной точности Чета особые, психоделические корни. Все эти черты формируют звонкий и броский саунд, соединяющий виртуозность и вкус, достоинство и отсутствие суеты, а также определяют стиль Бейкера.