О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Тренды телевизионной техники на CES 2017, статья. Журнал "SalonAV"
Отгремели многочисленные праздники, все новогодние подарки куплены и розданы. Именно в это время на выставке CES в Лас-Вегасе традиционно анонсируются самые свежие технологические новинки, которые к следующему Рождеству наверняка станут новыми объектами вожделения для технически продвинутой публики.
ЯРЧЕ, ЧЁТЧЕ, ТОНЬШЕ
В последние годы выставочный ландшафт CES меняется достаточно динамично, не стала исключением и нынешняя, 50-я по счету, экспозиция. В юбилейном сезоне самым знаковым моментом оказался просто-таки взрывной всплеск внимания к умным, самоуправляемым, электрическим и прочим футуристическим автомобилям. Тема явно вошла в моду: аналитики не скупятся на оптимистические прогнозы, инвесторы – на большие деньги, ну а разработчики – на фантастически смелые проекты. Гадать, чем всё это закончится, предоставим профильным ресурсам, а сами сосредоточимся на телевизионной и видеотехнике, благо и тут интересных новинок оказалось более, чем достаточно.
Самой интригующей темой по-прежнему остается развитие технологии органических светодиодов, которая уже давно пытается захватить лидерство в сегменте элитных ТВ-панелей. В прошлом году мы наблюдали мощное наступление OLED-телевизоров LG, единственной компании, сумевшей наладить массовый выпуск новых матриц большого формата. Менее удачливые разработчики органики тем временем пытались убедить зрителей, что модернизация жидкокристаллических матриц наноматериалами вроде «квантовых точек» или мегапродвинутыми системами динамической подсветки может в очередной раз продлить ЖК жизнь и поднять качество изображения до небывалых высот.
Однако в Лас-Вегасе разговоров о непотопляемости старых добрых LCD-матриц заметно поубавилось. Более того, Sony официально анонсировала выпуск своего первого семейства крупноформатных OLED-телевизоров A1E. Поставщик матриц официально не декларируется, но мало кто сомневается, что это LG – других вариантов попросту нет. У Panasonic опыт сотрудничества с корейским концерном уже имеется, и на CES стало известно о его продолжении. На смену единственной позапрошлогодней OLED-модели 65CZR950 в этом году придет аппарат EZ1000, так же оснащенный 65-дюймовой плоской матрицей. Однако новая органическая панель может похвастать пиковой яркостью 800 нит и поддержкой HDR-форматов HLG и HDR10.
Таким образом, из именитых производителей телевизоров, OLED-панели в моделях премиум-класса не использует только Samsung. Видимо острое соперничество двух южнокорейских электронных гигантов не допускает взаимной передачи ключевых технологических элементов.
Еще один знаковый сдвиг на рынке домашнего видео так же связан с брендами LG и Sony. Обе компании с заметной задержкой представили свои первые проигрыватели дисков Ultra HD Blu-ray. Напомню, что Panasonic и Samsung начали продавать плееры этого формата чуть ли не год назад, а на данный момент к ним присоединились OPPO, Philips (разработка Funai, продажи только в Америке) и Microsoft с новой консолью Xbox One S. Кстати, выпущенную в конце прошлого года игровую платформу PlayStation 4 Pro, разработчики Sony, к разочарованию многих геймеров, приводом Ultra HD Blu-ray не оснастили. По официальной версии, из-за беззаветной веры в онлайновые сервисы. Как бы там ни было, но теперь на середину весны запланирован выход сразу двух дисковых аппаратов Sony сверхвысокого разрешения: элитного UBP-X1000ES и более доступного UBP-X800.
Примерно в это же время в продаже появится и плеер LG UP970. После OPPO UDP-203 это второй аппарат, для которого анонсирована поддержка продвинутого HDR-формата Dolby Vision. Напомню, что в отличие от уже получившего широкое распространение нелицензируемого HDR10, фирменный стандарт Dolby предполагает 12-битное цветовое кодирование вместо 10-битного, и пиковую яркость 10000 нит против 4000. К тому же Dolby Vision допускает передачу динамических данных о яркостном диапазоне, то есть дает возможность по-разному оптимизировать отображение отдельных сцен одного видеопотока. Другое дело, что в отличие от обязательного HDR10, кодирование изображения в Dolby Vision для дисков сверхвысокой четкости опционально, и на данный момент ни одного «двухформатного» релиза в продаже еще нет. Однако сразу три крупных голливудских студии – Universal, Warner Bros. и Lionsgate на выставке объявили о готовности начать их выпуск уже в первой половине года. В техническом плане никакой проблемы это не составляет, поскольку для коммерческого проката мастер-копии фильмов всё чаще готовятся именно в Dolby Vision.
Кстати, для телевизоров поддержка продвинутого формата тоже перестает быть экзотикой. Помимо LG, TCL и Vizio, в ТВ-панелях которых данная технология появилась еще в прошлом году, на нынешней CES аппараты, понимающие Dolby Vision, так же показали Hisense, Philips и Sony. Однако стоит иметь в виду, что к заявленным показателям пиковой яркости 4 тыс. нит (не говоря уже о 10 тыс.) ни один домашний аппарат, включая самые последние новинки, пока и близко подойти не может.
Помимо бурного развития HDR, в самом скором времени нас ожидает очередной виток смены интерфейсов. HDMI Forum анонсировал на CES спецификации HDMI версии 2.1., и они, мягко говоря, впечатляют. Главная новость – увеличение пропускной способности с 18 (v.2.0) сразу до 48 Гбит/с. Такая радикальная мера позволит передавать видеопотоки 4К с кадровой частотой 120 к/сек и 8К на 60 к/сек, а с применением компрессии вплоть до 10К/120p. Кроме того, заявлена расширенная поддержка передачи динамических тэгов HDR, 16-битного представления цветов, геймерского режима с переменной кадровой частотой и передачи высококачественного многоканального звука (включая объектно-ориентированные форматы) по обратному каналу eARC. Одним словом, разработчикам ресиверов скучать в ближайшее время точно не придется.
Ну а теперь совершим небольшую виртуальную экскурсию по самым интересным экспонатам на стендах телевизионных брендов.
LG
Пожалуй, больше всего шума на выставке наделал новый флагманский телевизор LG W7. Толщина его 65-дюймовой OLED-панели по всей площади всего 2,57 мм – тоньше листа упаковочного картона. Немногим толще и 77-дюймовый вариант. На стену экран можно повесить просто на магнитах, правда, под ним придется смонтировать и вторую часть телевизора – саундбар. Помимо звуковой части, он содержит управляющие схемы матрицы и полный набор коммутационных разъемов. Кстати, акустический модуль способен декодировать и воспроизводить звуковые дорожки Dolby Atmos, так что W7 – первый в мире телевизор, без дополнительных устройств выдающий и многоканальный звук, и HDR-картинку в стандартах Dolby. Помимо HDR10 и Dolby Vision, эта модель поддерживает и новый HDR-формат HLG. Последний активно продвигается телевизионными вещательными компаниями, поскольку позволяет транслировать по одному типовому частотному каналу видеоконтент и в стандартном, и в расширенном динамическом диапазоне. По слухам, на старте продаж в США W7 будет стоить порядка $8000.
А теперь момент, который наверняка расстроит обладателей коллекций фильмов в 3D. Ни сверхпродвинутые W7, ни другие модели LG 2017 года, не будут показывать объемное изображение. Что вдвойне обидно, поскольку прошлогодние OLED-телевизоры показывали 3D-контент практически идеально.
Panasonic
В последнее время телевизионная часть экспозиции Panasonic на CES постепенно сжимается. В этой связи особенно приятно, что после годового перерыва компания представила новую модель OLED-телевизора — EZ1000. Она будет выпускаться исключительно с матрицей диагональю 65 дюймов, пиковая яркость которой, по официальным заявлениям «примерно в два раза выше, чем у обычных OLED» (по кулуарной информации порядка 800 нит). Второе ключевое отличие от позапрошлогодней модели – «поддержка почти полного цветового пространства DCI». Одним словом, данные интригующие, но весьма расплывчатые. К ним можно присовокупить наличие оптического покрытия Absolute Black Filter, подавляющего блики и рассеянное отражение внешнего освещения, а так же отсутствие искажений пурпурных тонов на высокой яркости, свойственных, по словам специалистов Panasonic, другим OLED-панелям. Телевизор уже успел получить сертификат THX, и в данный момент проходит испытания на соответствие требованиям Ultra HD Premium.
В отличие от многих других «органических» аппаратов нового поколения, формат Dolby Vision EZ1000 не поддерживает, зато его акустическая система, построенная на 14 динамиках, создавалась при участии саунд-гуру из Technics.
В модельной линейке плееров Ultra HD Blu-ray появились сразу три новых аппарата с индексами UB400, UB310 и UB300. Все они оснащены новым видеопроцессором, который был разработан в голливудском исследовательском центре Panasonic Hollywood Laboratory. Как и чип прошлогодних моделей, он способен повышать цветовое разрешение видеосигнала со стандартных 4:2:0 до максимально возможных 4:4:4. Среди новшеств отметим функцию адаптации видео в HDR для телевизоров со стандартным динамическим диапазоном и оптимизацию картинки для просмотра в ярко освещенном помещении. В последнем случае путем сложной обработки улучшается разборчивость деталей в тёмных частях кадра.
Кроме того, все три плеера имеют отдельный звуковой выход HDMI и проигрывают файлы WAV, FLAC, ALAC и DSD (2,8/5,6 МГц).
Samsung
QLED – таково название новой фирменной технологии, по которой будут производиться матрицы трех флагманских линеек этого года – Q9, Q8 и Q7. Наверняка данную аббревиатуру покупатели частенько будут путать с OLED, но в данном случае речь идет не об «органике», а фактически о старой доброй жидкокристаллической технологии. Разумеется, со светодиодной подсветкой, и, разумеется, усиленной ключевым козырем Samsung – технологией квантовых точек.
В моделях 2017 года применяются наноматериалы нового поколения, частицы которых сформированы из композита цинка, селена и серы, нанесенного на металлическое ядро и покрытого металлизированой оболочкой. По информации разработчиков, новый тип квантовых точек помог достичь выдающейся яркости на уровне 1500 – 2000 нит при значительном снижении цветовых искажений во всем динамическом диапазоне. В итоге по цветовому охвату панели QLED полностью соответствуют стандарту DCI-P3. Другое преимущество «металлических» квантовых точек – улучшение одного из самых проблемных для LCD-экранов показателей – углов обзора.
И еще одна очень показательная подробность: все топовые модели Q9 – плоские. И самые доступные QLED-телевизоры Q7 тоже. Таким образом, доля аппаратов с вогнутым экраном среди продвинутых панелей Samsung явно сокращается, что наверняка порадует ценителей правильной картинки.
Sony
Первый в истории компании крупноформатный OLED-телевизор XBR-A1E будет выпускаться в диагоналях 55, 65 и 77 дюймов. Напомню, что именно Sony принадлежит абсолютное первенство в выпуске телевизионных панелей на органических светодиодах.
Помимо матрицы OLED, новые панели интересны необычным дизайном, на первый взгляд совершенно не оставляющим места для динамиков. Хитрость в том, что в основном диапазоне звук излучается самим экраном, один из слоев которого колеблется благодаря приводам, смонтированным на тыльной стороне панели. Данная технология получила название Acoustic Surface и основным ее достоинством заявлено полное пространственное совпадение звука и изображения. Интересно было бы попробовать использовать данный излучатель для озвучки центрального канала домашнего кинотеатра. Кстати, очень похожее решение с названием Crystal Sound, представила на своем стенде и LG. Правда, в отличие от Sony, лишь на уровне прототипа.
Вибрации экрана на частотах, близких к кадровой, видимо могут негативно сказаться на изображении, да и большая амплитуда тут неуместна, так что воспроизведение басов в обеих системах доверено встроенному в подставку сабвуферу.
В плане параметров изображения XBR-A1E может похвастать поддержкой и HDR10, и Dolby Vision, а так же системой оптимизации картинки, построенной на новом фирменном процессоре X1 Extreme. В числе прочего, на нем реализована функция объектно-ориентированного воссоздания HDR (Object-based HDR Remaster) призванная максимально достоверно доносить до зрителей изображение с расширенным динамическим диапазоном. Работать XBR-A1E будут под управлением новой операционки Android TV 7.0, получившей режим «картинка в картинке», новый графический движок Vulkan и массу других улучшений.
Автор текста Алексей Егоров, salonav.com.