О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
«Ток-шоу»: Как создают, развивают и слушают подкасты
Формат подкастов (несмотря на то, что это направление казалось непопулярным и «затухающим» еще несколько лет назад) с каждым годом привлекает все больше внимания и возвращает себе былую популярность. В качестве приглашенных гостей подкастов все чаще замечают звезд кино и известных политиков.
Число радиостанций постоянно растет, как и число приложений, через которые можно подкасты слушать, появляется новое, более доступное оборудование для записи звука и софт для редактирования выпусков. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем о том, что происходит сейчас в индустрии подкастов, а также о том, что советуют использовать для прослушивания и записи шоу известные подкастеры и популярные издания.
Подкасты: развлечение или бизнес?
Индустрия подкастов развивается, но не так стремительно, как хотелось бы. По результатам исследований Google, за последние несколько лет интерес к подкастам вырос на 30%, однако всего лишь 17% населения планеты слушает подкасты ежемесячно.
Портал Techcrunch провел свое исследование на рынке подкастов, по результатам которого выяснилось, чего не хватает индустрии на данный момент: сейчас подкастинг столкнулся с рядом проблем, наиболее крупные из которых – медленный рост числа слушателей и сравнительно невысокий доход от записи шоу. Здесь можно увидеть более подробное описание результатов исследования.
Конечно, у крупных компаний, таких как Serial или Gimlet Media, таких проблем нет. Ввиду известности их подкастов, эти компании всегда «на слуху» (в прямом и переносном смысле), и с каждым днем армия их поклонников возрастает. А вот для менее крупных шоу эти вопросы достаточно критичны.
На что живут подкастеры
Основной доход интернет-радиостанциям и подкастерам приносит реклама. По результатам исследования, аудитория которого составляла порядка 169 000 респондентов, примерно 63% слушателей покупают товары, информацию о которых услышали в подкасте. Это неудивительно – талантливый автор шоу может не просто зачитать заранее подготовленный текст, а рассказать о товаре подробнее или поделиться своим опытом его использования, создать «лицо» товара.
Так, продюсер подкаста WTF может гарантировать, что любой выпуск скачает порядка 325 000 человек. Это означает, что каждый из них услышит рекламу и, возможно, сделает покупку. Стоимость рекламы в этом подкасте составляет от 18 до 25 долларов за тысячу слушателей.
В результате за каждую рекламную «вставку» в «топовом» американском подкасте компания-рекламодатель платит чуть больше $8000. Конечно, эта сумма не сравнится с заработками телеиндустрии, но ведь и для записи подкаста нужно гораздо меньше сил и средств.
Но одной рекламы для заработка мало, особенно если подкаст не имеет тысяч поклонников. «Мы очень хотим получать доход из разных источников, – говорит сооснователь Gimlet Media Мэтт Либер (Matt Lieber), – Есть огромное количество способов мотивации слушателя к покупке, например, подписки, участие в мероприятиях или другие совместные активности для слушателей и ведущих».
Еще одним источником дохода подкастеров становятся живые выступления. Стендап-комики Дуг Бенсон (Doug Benson) и Грэг Прупс (Greg Proops) стали записывать свои выступления и транслировать их в качестве подкастов.
Выручка с выступлений достаточно велика: почти весь зал полон, а для слушателя стать частью чего-то большего крайне приятно. В итоге подкасты становятся «побочным продуктом» основной «работы» артистов и привлекают дополнительную аудиторию – в том числе и тех людей, которые по тем или иным причинам никогда не смогут приехать на живое выступление комиков.
Примерно по той же схеме работают подкасты, выходящие под лейблом крупных «разговорных» радиостанций (что особенно популярно у нас, в России). Иногда в различные подкасты (или даже семейства подкастов) группируются части больших утренних ток-шоу, а порой и все шоу целиком. Так контент из «живого» выступления (будь то эфир на радио или стендап в концертном зале) становится материалом для подкаста.
Для тех, кто «пишет»
Если вас увлекла перспектива заработать на выпусках собственного шоу (или просто создать свой подкаст и рассказывать в нем о близких и интересных вам вещах), пришло время задуматься о специальном оборудовании. Для погружения в тему можно обратиться к материалам Джейсона Снэлла (Jason Snell) – основателя портала Sixcolors. На своем сайте Джейсон подробно рассказывает о личном опыте ведения и записи подкастов.
«…начать записывать подкасты можно и с примитивным оборудованием. Главное – большой интерес к тому, о чем вы собираетесь говорить»
– Джейсон Снэлл
Первые подкасты Джейсона были записаны на самый простой микрофон. По мере необходимости он покупал дополнительные инструменты и аппаратуру для улучшения качества записи. Две главные вещи, на которые Джейсон обращает особое внимание – микрофон и наушники.
При использовании хорошего микрофона качество записи заметно возрастает – перестают записываться различные паразитные шумы, а качественные наушники позволят услышать все нюансы записи и оградят ведущего от посторонних звуков. Здесь можно посмотреть полный список оборудования, которое использует Джейсон и его собеседники.
Также важно, чтобы в комнате не было эха. Во время записи двери должны быть закрыты, на полу должны лежать ковры, а на окнах – висеть шторы (в крайнем случае можно записывать подкаст в комнате с большим количеством текстиля или – как бы странно это ни звучало – даже в шкафу).
Почти во всех подкастах Джейсон использует Skype. Никакой другой альтернативы этой программе не видит ни он, ни его коллеги по индустрии, поэтому с ней работает подавляющее большинство подкастеров, записывающих выпуски удаленно.
При работе со скайпом главное – качество интернет-соединения. Если оно страдает, лучше не экспериментировать с форматом «приглашенных собеседников», потому что качество связи будет низким, могут возникнуть разрывы, а это сильно ухудшит звук (если вы записываете и себя, и собеседника), да и созданию непринужденной обстановки для интересной беседы вряд ли поспособствует. Но если же с интернетом все хорошо, то при разговоре вполне можно создать ощущение, что собеседник находится с вами в одной комнате.
Непосредственно о процессе записи подкаста – Джейсон и его коллеги используют два варианта записи:
По словам Снэлла и его коллег, при первом варианте записи (все участники подкаста записывают свои дорожки по отдельности) качество записи может быть выше, но и сложностей возникает больше. Так как в итоге у вас будет несколько аудиофайлов от разных людей, их понадобится объединить в один.
Основной сложностью при сведении файлов станет процесс их стыковки. По словам Джейсона, сигнал об одновременном начале записи подкаста не столь эффективен, как хотелось бы. Как показывает практика, люди все равно начинают записывать в разное время, а вот заканчивают примерно в одно. Поэтому Джейсон рекомендует сводить записи по их концу, а не по началу.
Наконец, пара слов о том, почему не стоит записывать подкасты на устройства под iOS. Как мы уже поняли ранее, для большинства подкастов Джейсон использует Skype, чтобы говорить с собеседниками:
«Проблема устройств на iOS заключается в том, что только одно приложение может записывать/воспроизводить звук. Например, если вы слушаете музыку, и захотели посмотреть видео на YouTube, музыка выключится и начнется воспроизведение видео.
Такая же история и со скайпом. Как только начинается звонок в Skype, программа захватывает управление, берет под контроль микрофон и выключает все, что ей мешает [в том числе, естественно, любые приложения для записи звука]»
Таким образом, записать звук во время звонка по скайпу не получится. В этой связи единственный разумный способ записать подкаст с использованием iOS-устройства, по мнению Джейсона, – созвониться в Skype с телефона или планшета через наушники с микрофоном (например, Earbuds), а рядом поставить качественный микрофон (или диктофон) и вести запись через него на компьютер.
Если же вам не нужен Skype, то можно воспользоваться стандартным приложением записи звука, или, например, приложением Opinion, которое тоже весьма популярно у западных подкастеров. Через него легко отредактировать запись, вырезав ненужное и выставив все фрагменты в необходимом порядке.
Для тех, кто слушает
Не так давно портал The Verge составил список лучших приложений для прослушивания подкастов. Для пользователей продукции Apple лучшим приложением, по мнению The Verge, стал Overcast. Именно с ним, по словам журналистов, можно насладиться подкастами в полной мере. Продуманный дизайн позволяет достаточно легко ориентироваться в приложении.
Функция ускоренного воспроизведения уберет паузы в записи, так что время, потраченное на прослушивание, пройдет с максимальной пользой, а функция усиления голоса выровняет громкость дискутирующих, поэтому при прослушивании не возникнет ситуаций, когда кого-то плохо слышно. Для любителей использовать приложение по максимуму есть ряд функций, позволяющий настроить собственный плейлист или, например, задать «таймер сна» (для тех, кто слушает подкасты перед сном).
Пожалуй, единственным минусом, если его можно считать таковым, является отсутствие возможности воспроизведения прямых трансляций. Приложение воспроизводит только полностью скачанные подкасты, тем самым ограждая слушателя от возможных задержек или прерываний записи.
Для пользователей Android The Verge рекомендует приложение Pocket Casts. Главной фишкой приложения является дизайн и юзабилити. В приложении удобно составлять плейлисты или находить для себя новые подкасты. Помимо Google Play, приложение есть и в App Store, так что для пользователей, использующих устройства на обеих платформах, это – лучший выбор.
Безусловно, это не единственные приложения, которыми стоит пользоваться. Ознакомиться с остальным списком популярных решений, подходящих для прослушивания подкастов, можно здесь.
Стоит надеяться, что в будущем подкастинг из «игрушки для ИТ-гиков» окончательно превратится в постоянный источник интересного и качественного контента для множества людей. В конце концов, приложение Podcasts уже давно устанавливается на устройствах Apple по умолчанию – этот гигант явно не намерен расставаться с подкастами в ближайшем будущем.
А мы со своей стороны готовы поспособствовать популяризации подкастов с новыми выпусками передачи «Звук» – в последнем из них мы говорим о Dolby Atmos и современных домашних кинотеатрах.