О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2542Музыкальные и кинообзоры615Глоссарий
The Substance — «Субстанция»
Жанр: фантастика, боди-хорор
Сценарий и режиссура: Корали Фаржа
Оператор: Бенджамин Кракун
Композитор: Рафферти
В ролях: Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Куэйд, Эдвард Хэмилтон-Кларк, Гор Абрамс, Оскар Лесаж, Кристиан Эриксон, Робин Грир, Том Мортон и др.
Что. Один из самых ожидаемых фильмов этой осени. Вероятно, потому что получил на фестивале в Каннах приз за лучший сценарий. А может, из-за состава актеров. Лично у меня ожидание после просмотра сменилось на недоумение: вот это — лучший сценарий?! Ну-ну…
По ходу картины постоянно возникают ассоциации с виденным раньше, да и сам сюжет оригинален лишь отчасти: в том, что героиня не возвращает себе молодость, как в «Средстве Макропулоса» Карла Чапека, а разделяется на две особи — старую и молодую. При этом личность — одна на двоих, поэтому они должны каждую неделю меняться: одно тело лежит бездыханным, а другое в это время живет. Надо быть сильно не в себе, чтобы на такое согласиться. Нарушение этого правила чревато для обоих, поскольку они якобы составляют единое целое. Странно, что при этом ощущают себя совершенно независимыми особями и не хотят быть единым целым. Впрочем, нестыковок и нелогичностей в картине хватает. С точки зрения биологии, физиологии и анатомии, это полный бред. Ну или фантастика, если вам так больше нравится. Хотя откровенная неправдоподобность — это обязательный атрибут жанра. В самые страшные моменты зритель должен догадаться, что все это неправда, всего лишь ночной кошмар, и нужно лишь проснуться.
Итог истории угадывается практически с самого начала — иначе это был бы не хоррор, а комедия. Именно поэтому позволяю себе спойлеры — вы все равно ничего не потеряете, даже если решите посмотреть фильм.
Кто. Автор сценария и режиссер — француженка Корали Фаржа. Она же — один из продюсеров. В ее режиссерском портфолио всего пять релизов, включая сериал «Песочный человек». Кстати, то была единственная ее работа, где она не писала сценарий, что очень положительно сказалось на сериале. Думаю, и ее роль режиссера в нем была не слишком велика, поскольку над проектом работала команда из семи постановщиков.
Главный «аттрактант» «Субстанции» — состав исполнителей, особенно главный дуэт — Деми Мур и Маргарет Куолли. Как легко догадаться, первая играет пожилую звезду, которую лишают ТВ-эфира из-за ее возраста (хотя она еще очень даже ничего), вторая — её молодое и сексапильное «второе я». Обе блистательны, пусть и по-разному. Пожалуй, эта роль для Маргарет была посложнее, чем в «Видах доброты» Йоргоса Лантимоса, но настоящим испытанием этот фильм стал для Деми Мур. Надо иметь очень крепкие нервы, недюжинное мужество и непробиваемую уверенность в себе, чтобы взяться за такую роль. Впрочем, если вы поинтересуетесь ее биографией, поймете, что с её закалкой она может очень многое себе позволить. Впрочем, дело, скорее, не в мужестве и крепких нервах, а в мудрости — в одном из интервью Деми сказала, что надо воспринимать себя такой, какая ты есть. Так что можно за нее не переживать.
Еще один замечательный актер, украсивший фильм, — Дэннис Куэйд, сыгравший мерзкого телемагната. Вообще мужчины в картине либо отвратительны, либо предельно примитивны, либо то и другое одновременно — боссы, самцы, кобели, альтернатива вибратору и не более того. Поэтому старая звезда одинока, а молодая меняет мужиков, как перчатки (пока есть возможность). Вероятно, именно из-за этого некоторые критики увидели в «Субстанции» феминизм. Не буду спорить. Хотя, если честно, оба персонажа других партнеров не заслуживают.
Как. По сути, эта картина — череда видеоклипов. Снято эффектно, броско, ярко. Не сомневаюсь, что предварительно была сделана подробная раскадровка. То есть сначала каждый план нарисовали и только потом перенесли на видео — в давние времена именно так и работали, поскольку пленку надо было экономить.
С одной стороны, клиповый монтаж вызывает «эффект вау», а с другой, быстро утомляет. В итоге к финалу, когда и происходит главный ужас-ужас, возникает не страх, а отвращение. Карета превращается в гнилую тыкву.
При желании можно использовать фильм как повод для философических раздумий о неотвратимости старости и смерти, об эгоизме молодых, которым старики мешают наслаждаться жизнью, и не меньшем эгоизме старых, которые навязывают молодым свои дурацкие правила. Но все это сугубо факультативно. Можно просто развлечься «монтажом аттракционов» и поглазеть на голую Маргарет Куолли, а потом переключиться на другие страшилки. Главное — не столкнуться с реальностью, ведь она может быть значительно страшнее.
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2024 г. www.salonav.com