О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
The Palace — «Отель «Палас»
В ролях: Оливер Мазуччи, Микки Рурк, Фанни Ардан, Джон Клиз, Милан Пешель, Александр Петров, Жоакин де Алмейда, Фортунато Серлино, Бронвин Джеймс, Дэнни Экснар и др.
Жанр: сатира, черная комедия
Сценарий: Ева Пясковска, Роман Полански, Ежи Сколимовский
Режиссер: Роман Полански
Оператор: Павел Эдельман
Композитор: Александр Деспла
Что. Швейцарские Альпы, небольшой, но престижный отель «Палас». За несколько часов до наступления 2000 года — того самого, с приходом которого должны были обрушиться все компьютеры мира, у которых не успели решить «проблему 2000 года». Помните, сколько возни и суеты было по этому поводу, сколько государственных денег потратили? Кстати, одним из инициаторов истерики был Билл Гейтс, он же активно наводил шороху через 20 лет во время пандемии. Апокалипс не случился ни тогда, ни сейчас, но многие тонны денег переместились из одних карманов в другие.
Поводы для паники возникают постоянно новые, но вот что не меняется — это поведение «сливок общества». Они всегда отвратительны, по крайней мере, для тех, кто видит их истинную суть и не мечтает войти в круг «избранных».
Фильм — едкая и безжалостная сатира на завсегдатаев светской хроники — богачей, аристократов, модных знаменитостей и проходимцев, успешно косящих под элиту. Оплеуха Полански попала точно в цель, иначе фильму не устроили бы такую обструкцию в мировой прессе. Нулевая оценка от профессиональных критиков на сайте Rotten Tomatoes — это нечто совершенно невероятное, такого не случалось даже с самыми бездарными фильмами. Это не беспристрастная оценка экспертов, а бойкот и признание в собственной продажности. Ничего удивительного. Сервильные средства массовой информации были столь же единодушны во времена пандемии. Карантины закончились, а рычаги влияния на «лидеров мнений» остались. Свобода прессы? Ну что вы! Не пинайте дохлую собаку.
В российском прокате, как всегда, не смогли не переврать название — буквально перевели слово The Palace (название гостиницы) как «Дворец». Да мы уже привыкли.
Из российской версии вырезали несколько сцен, связанных с нашими бандитами, российским послом и его женой, а также фрагмент одной телевизионной трансляции. Помните, что произошло в новогоднюю ночь с 1999-го на 2000-й? Вот та самая трансляция и была вырезана. Решили перебдеть. Потому не привожу и международный постер фильма, на котором изображена пьяная пожилая дама, лежащая лицом в тарелке с черной икрой — в российской прокатной версии этой сцены не было. Наша элита не такая — она образец нравственности, верности традиционным ценностям и строго следования дипломатическому этикету.
Кто. Про Полански рассказывать не буду — прочитаете сами в Википедии. Снять такое в 90 лет — это мощное проявление неистребимой жизненной силы и духовного здоровья. Таланливый хулиган и выдающийся режиссер, за которым постоянно тянется шлейф скандалов, включая криминальные. Жизнелюб и бабник, циник и провокатор. Продажные критики обвиняли его фильм в нехватке хорошего вкуса — точно так же аристократия XIX века сетовала на отсутствие хороших манер у Наполеона. Прошли столетия, а мир не изменился.
В работе над фильмом участвовали многие старые партнеры режиссера — это и один из сценаристов Ежи Сколимовский (написал сценарий раннего фильма Полански «Нож в воде»), оператор Павел Эдельман («Пианист»), режиссер монтажа Эрве де Люз, смонтировавший множество великих фильмов. Наконец, это великолепный композитор Александр Деспла, написавший ранее музыку к фильму Полански «Офицер и шпион» (сам автор назвал его «Я обвиняю!» — по заголовку статьи Эмиля Золя). Кстати, после той публикации Золя был обвинён в клевете и приговорен к тюремному заключению. Я же говорю: мир не меняется.
В актерском касте — Оливер Мазуччи (сериал «Тьма»), Микки Рурк, Фанни Ардан, Джон Клиз (участник «Монти Пайтон»), а также наш вездесущий Александр Петров, который очень достойно смотрится на фоне западных звезд. Эпизодическую роль нахальной горничной сыграла дочь режиссера Моргана Полански — незаурядная актриса, обратил на нее внимание еще в сериале «Викинги».
Как. Очень смешно — давно так не смеялся. Насчет хорошего вкуса — не знаю. Само слово «вкус» намекает на субъективность понятия. Как мне кажется, изысканность и эксцентрическая комедия — явления несовместимые. Заявления ангажированных критиков о том, что Полански разучился снимать — это бред персонажей, которые сами не сняли ничего, кроме самодовольных селфи, и считают зрителей легковерными идиотами. Фильм сделан с плотным темпо-ритмом (а это не всегда удается даже выдающимся режиссерам), с большим юмором, он насквозь пронизан иронией, доходящей до откровенной издевки. Такой и должна быть сатира — едкой, злой и беспристрастной. Так что реакция истэблишмента и прислуживающей ему критики — это своеобразный «знак качества».
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", февраль 2024 г. www.salonav.com