О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2563Музыкальные и кинообзоры621Глоссарий
SME
На сегодняшний день SME может похвастаться более чем 60-летним опытом в создании топовой электроники высочайшего качества, а завод компании в Стейниге, пожалуй, представляет собой самое крупное и лучше всего оборудованное производство тонармов и виниловых проигрывателей.
Подробнее о бренде SMEОбзоры товаров под маркой SME (7)Официальный сайт SMEwww.sme.ltd.uk
Тест тонармов SME M2-9R и M2-12R: переосмысление классики
С точки зрения наименования, наши сегодняшние испытуемые отличаются от тонармов серии M2 только одной буквой R, но вот конструктивные отличия куда значительнее и интереснее. Кроме того, эти тонармы — прямая отсылка к классическим моделям 3009 и 3012 (если не заострять внимание на модификации последних). В остальном модельном ряду у производителя такого подхода не наблюдается. Посмотрим, чем же особенны M2-9R и M2-12R, и как их можно использовать на практике.
Штатный шелл тонармов R-серии
Новинки у этого производителя выпускаются редко: раз в несколько лет, а то и еще реже. Тонармы M2-9R и M2-12R выпущены несколько лет назад, и можно сказать, что они уже устоялись, оправдали факт своего существования. Впрочем, за предыдущие несколько десятилетий я, пожалуй, смогу вспомнить только один раз, когда у SME на выходе получилось что-то несуразное. Имеется в виду модель SME Series III, выпускавшаяся на рубеже 70–80х годов. Вот это было действительно странно, хотя и в некоторой степени объяснимо для того времени. Все остальное, выпущенное как раньше, так и позже — до сих пор в ходу. И даже старые модели весьма и весьма актуальны, а некоторые и вовсе стали коллекционными редкостями.
Небольшая справка для тех, кто не в курсе: английская компания SME выпустила свой первый тонарм в 1959 году и с тех пор занимается тонармами и собственными проигрывателями. При этом количество моделей производителя, которые стали культовыми, в процентном соотношении очень высоко. Тонармы и проигрыватели — не единственная продукция компании, которая занимается, в целом, точными механическими приборами и деталями, но только она имеет отношение к аудиоиндустрии.
SME M2-9R в установленном виде
Фирменный почерк
Рассматривая конструкцию тонармов M2-9R и M2-12R, сразу можно увидеть отсылки к моделям 3009 и 3012. Последние выпускались в разное время и в разных модификациях, а потом у производителя был достаточно долгий период, когда ничего похожего в каталоге не было. Была лишь сама серия M2 — прямые статически сбалансированные тонармы с условно-съемным шеллом (снять-то его можно было, но этот процесс был достаточно трудоемким и требовал перенастройки азимута).
А вот тонармы со своими же, историческими, съемными шеллами в каталоге отсутствовали. А потом вдруг, после перерыва, появились тонармы версии R. Кстати, всем известный и ставший типовым разъем с его размерами и креплением разработали именно в компании SME.
Охарактеризовать R-серию можно достаточно быстро и наглядно. Изогнутая J-образная трубка, съемный шелл, та же статическая балансировка и большие противовесы с огромным ходом. Но это все нужно будет разобрать поподробнее, а в первую очередь сделать акцент на одном очень значимом отличии от 3009 и 3012. Те тонармы имели ножевые подшипники, отвечающие за движение в вертикальной плоскости, а у R-версий подшипники поворотные, да и весь поворотный узел позаимствован у прямых M2. А для конструкции тонарма, в которой вообще работает каждая мелочь, это очень важно.
Хотя тонармы с ножевыми подшипниками выпускаются и сейчас, конструктивно это решение обычно больше подходит для тугоподатливых головок с большой прижимной силой. Не буду заявлять, что ножевые подшипники плохи, но, скажем так, я могу найти некоторые аргументы за вариант «на ножах», но не могу найти явных «против» в отношении поворотных подшипников.
Поворотный узел у SME M2-9R и M2-12R одинаковый
В остальном же, конструкция и функционал тонарма вполне узнаваемы и предсказуемы. Есть фирменная слайд-база, позволяющая сдвигать тонарм вперед и назад — в данном случае, с большим диапазоном, чем это требуется формально. Чаще производители используют жесткое крепление тонарма, которое должно быть смонтировано на определенном точном расстоянии от оси диска проигрывателя, а для регулировки головки используются пазы в шелле.
У SME исторически все наоборот: штатные шеллы не имеют пазов, а только отверстия под винты, а сдвиг осуществляется по базе. На самом деле, решение очень удобное, и за прошедшее время оно было позаимствовано многими производителями как в виде опциональных слайд-баз, так и в виде штатного варианта крепления тонарма. Даже понятие «крепление SME-типа», идентичное по размерам и форме, уже стало по сути ходовой технической характеристикой.
Слева от поворотного узла можно наглядно увидеть штангу, регулирующую прижим
Особенности настройки
Поворотный узел у тонармов прочный — привычной и знакомой по серии M2 конструкции. Пластика здесь нет, только качественно обработанный металл. Из особенностей укажу, в первую очередь, на очень большой ход противовеса. За вычетом восьми грамм веса штатного шелла на тонармах можно уравновесить шелл с головкой общей массой 46 грамм. Это очень много. И настройка прижима удобная, с точным плавным ходом.
У прямых тонармов M2 диапазон прижима поменьше — все-таки там свой шелл, а головок без шелла под похожий вес просто не существует. У R-версий для большего диапазона применяется сдвоенный противовес — можно использовать или один основной, или прибавить к нему утяжелитель. Кроме того, у R-серии настройка прижима совершается не только при помощи противовеса. Подразумевается, что противовес нужен для того, чтобы вывесить тонарм в ноль, а дальше нужно выдвигать вперед боковую штангу, которая при этом служит малым добавочным противовесом с делениями, обеспечивающими шаг в 0,5 грамма — от 0 до 5 грамм. Для некоторых головок это подойдет, для требующих большей точности — понадобятся весы.
Регулировка антискейтинга реализована при помощи грузика перекинутого на леске через блок. Здесь доступна настройка от 0,5 до 5 грамм с дискретным шагом в 0,5 грамма. Косвенно это указывает на то, что в большей степени тонармы предназначены для работы с тяжелыми головками с достаточно большим прижимом. Впрочем, это еще нужно будет проверить на практике.
Антискейтинг в виде грузика на леске, но количество шагов регулировки куда больше среднестатистического
Настройка высоты полностью повторяет реализацию в ранее выпущенных M2 тонармах — плавный и удобный винтовой сдвиг относительно базы с зажимом-фиксатором, дополненный стопорным кольцом, удерживающим даже не зафиксированный тонарм на заданной высоте. На практике это позволяет легко и удобно настраиваться с хорошей точностью.
Шелл в этой серии сделали точно таким же, каким он был еще несколько десятилетий назад — легкая выпрессованная металлическая конструкция со множественной перфорацией. Шелл съемный, со стандартным разъемом. При желании можно поставить любой на замену — по весу диапазона хватит даже для тяжелых моделей. Настроить геометрию тоже не будет проблемой.
Необходимость замены шелла будет обусловлена головкой — если сама она помещается в шелле и согласуется по весу, то трогать ее необязательно. Но можно и поменять — любая точеная конструкция будет иметь все же меньшие допуски, чем штампованная. Кроме того, нужно помнить еще вот о чем: штатный шелл имеет не совсем обычный угол по отношению к трубке, и это нужно учитывать при настройке. Мне же всегда привычнее настраиваться не по трубке тонарма и не по шеллу, а по корпусу головки и положению иглодержателя. Плюс небольшая корректировка на слух.
Противовес с дополнительным утяжелителем
Настройка азимута тоже довольно проста. Для приличной по качеству головки достаточно того диапазона поворота шелла, который имеется в разъеме. Остается только правильно все выставить и зафиксировать. Ну а если у головки какие-то проблемы, то можно ослабить маленький винт на нижней стороне трубки тонарма и повернуть все крепление шелла относительно трубки, тем самым получив должную настройку.
Хотя основной плюс таких стандартных по креплению шеллов в том, что можно использовать несколько головок. Даже если совпадает только высота (хотя ее тоже можно подстроить проставками) — вес плюс прижим можно скорректировать весом шелла, специальными винтами или грузиками, а антискейтинг, например, проверить по тестовым дискам и запомнить, на какие значения нужно перебрасывать леску, держащую грузик. А если использовать однотипные головки, но, например, стерео и моно, то процесс замены упрощается еще больше.
Основное отличие тонармов SME M2-9R и M2-12R друг от друга — в длине. Первый, как можно догадаться из названия, 9-дюймовый, а второй имеет длину 12 дюймов. Соответственно изменяется и эффективная масса: от 9,5 грамм у короткой версии до 18 грамм у длинной. Но тут нужна одна поправка: эффективная масса, судя по всему, дана с учетом штатного шелла. А если пересчитать ее с тяжелым шеллом, то значения будут другими. Всем этим тоже можно и нужно пользоваться при подборе и согласовании головок.
Выходные RCA разъемы — у всех SME M2 они одинаковые
Из необычного — на выходе у этих моделей не DIN-разъем, а пара разъемов RCA плюс клемма заземления. С одной стороны, такой выход позволяет использовать в качестве фонокабелей большее количество вариантов (хотя тут нужно учитывать согласование и параметры), но есть и особенность — разъемы выходят вбок относительно основания тонарма. Значит, в тех случаях когда пространство в столе под тонармом ограничено, желателен не жесткий провод с максимально короткими разъемами, иначе есть риск, что провод не поместится или чересчур упрется в корпус./p>
Еще один момент: в качестве штатного в комплекте идет кабель, сделанный по специальному заказу, в его основе — провод Van den Hul D501 Hybrid. Вот к этой части комплектации у меня неоднозначное отношение — для того, чтобы поставить тонарм и запустить систему этого провода хватит. А дальше надо смотреть: в ряде сочетаний с головкой он может использоваться, но чаще его хочется заменить. Со своими личными такими же я распрощался без особых раздумий. Впрочем, хорошо что он хотя бы есть в комплекте — лучше, чем ничего или пластиковый шнурок. /p>
В целом, тонармы производят приятное впечатление. Как и ожидаешь от данного производителя, они хорошо изготовлены — с высокой точностью подгонки и качественной металлообработкой. Плюс тонармы дают возможность точной настройки, позволяют выставить все необходимые параметры, а к тому же стабильны — настройки здесь сами по себе не уплывают даже за годы.
По пути перфекционизма
Теперь о методике тестирования. В целом, я мог бы даже не брать эти тонармы на тест, потому что поставил и настроил их около десятка — в том числе и в своей системе — в самых разных условиях. Больше как-то попадались 12-дюймовые версии, которые владельцы ставили под моно и под тяжелые головки. Так что поведение и характер этих тонармов мне понятны и знакомы. Но для чистоты эксперимента решено было пойти по пути перфекционизма.
Два изучаемых тонарма, две вертушки — в том числе Transrotor Crescendo, выданная дистрибьютором непосредственно под этот тест и в силу регулируемой базы позволяющая установку 9- и 12-дюймовых тонармов. Плюс набор разных головок — в том числе одновременно тестируемая Van den Hul The DDT-II Special. А в качестве основного «оппонента» — головка Ortofon SPU Classic GE MkII. Не секрет же, что многие берут эти тонармы именно под SPU-линейку — под разные версии или под пару стерео/моно.
Использование же этой пары головок в качестве оппонентов не есть их противопоставление, а только лишь отношение к разным группам по техническим характеристикам: DDT-II Special имеет относительно небольшой вес, рекомендуемую прижимную силу в 1,4–1,5 грамма и рекомендованный антискейтинг 0,4–0,5 грамма (почти по минимуму от возможностей тонарма). Линейку SPU же отличает вес в 30 или более грамм и прижим от 3 грамм и выше. Поведение таких разных конструкций как раз и стоит сравнивать в условиях подобного теста.
Установленный SME M2-12R
По подаче и характеру тонармы оказались весьма похожими. Разница в настройках есть, в геометрии — тоже заметна. Конечно, для сложных условий и сложных головок предпочтительнее 12-дюймовый вариант, и если проигрыватель позволяет, выбирать нужно длинный тонарм — вопрос меньшей угловой ошибки лично для меня является очевидным, и сам я давно перешел на длинные тонармы. Но и девятка для своего класса оказалась неплоха. Если посадочное место только под 9 дюймов, то вполне вариант — особенно под самые разные головки со средними параметрами веса и податливости и с не самыми сложными заточками.
Интересно получилось с головкой Van den Hul The DDT-II Special: по рекомендациям, она сделана под тонармы с меньшей эффективной массой, чем SME M2-12R, а вместе с родным шеллом SME резонансная частота получилась около 8 Гц, да и по всем остальным тестовым параметрам головка настроилась отлично. Правда, антискейтинг здесь понадобилось — опять же, по тестам — поставить в 1 грамм. Но ничего криминального я в этом совершенно не вижу.
И все неплохо отыграло, вполне соотносимо с результатами теста самой головки. То есть в характере тонарма нет каких-либо ярко выпирающих свойств. По микродинамике и детальности M2-12R оказался чуть-чуть проще в сравнении с прямой 12-дюмовой версией, хотя с некоторыми головками эти нюансы легко правились заменой штатного шелла.
В связке с SME M2-12R и Ortofon SPU Classic GE MkII тоже нашлась некоторая неожиданность. Даже учитывая и собственную эффективную массу тонарма, и солидный вес головки, встроенной в собственный шелл, резонанс получился по верхней границе диапазона — около 11–12 Гц.
Хотелось бы тоже 8, но что есть — то есть. Впрочем, в границы все-таки уложились, и головки семейства SPU, по моему опыту, не обязательно нужно загонять в 7–8 Гц. А вот на 9-дюймовой версии тонарма в допустимый диапазон удалось уложить только SPU Mono GM MkII — с большей податливостью, чем у Classic.
Головка семейства SPU — один из вариантов пары для применения тонарма SME M2-12R
Вне зависимости от связки, я услышал вполне знакомый почерк всех использованных в тесте головок без сколько-нибудь сильного окрашивания. У SPU была хорошо слышна и заметна доля тепла, аккуратная и увлекательная, чуть-чуть винтажная атмосфера. И так со всеми головками в тесте — каждую было слышно. В целом, подача прямолинейная и минимально окрашенная. Может быть, чуть-чуть сдержанная, но не зажатая.
И ровная проработка по всем тем характеристикам, которые зависят от механических свойств тонарма и материалов. Звук не холодный, достаточно живой, телесный. В ряде случаев — с более детальными и скоростными головками — и детальности, и динамики было бы немного больше. Но относительно узким местом эти тонармы могут стать только в весьма сложных условиях — там, где многие схожие по цене, однако уступающие в качестве механики модели будут теряться еще раньше, чем SME.
Выводы
Очень предсказуемые и прагматичные тонармы, с понятным функционалом и ровным звуком. Не окрашенные, практически без экзотики в поведении. При самом серьезном сравнении по звуку могут быть чуть простоваты, но зато честны и стабильны.
Кроме всего прочего, SME M2-12R можно прямо рекомендовать под достаточно тяжелые головки и владельцам большого количества старого винила, который сам по себе располагает к определенному спектру головок.
SME M2-9R можно использовать совершенно в равной мере и как самостоятельную единицу, и особенно в качестве второго тонарма — например, под моно-головки.
Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Тест тонармов SME M2-9R и M2-12R: переосмысление классики