О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
Сейчас в продаже
Leak
История компании LEAK началась в далеком 1934 году, когда Гарольд Джозеф Лик основал в Лондоне фирму HJ LEAK & CO Ltd. Гарольд Лик, звукоинженер и техник, привлек к работе в компании Теда Эшли, позже ставшего главным инженером LEAK. Компания занималась разработкой и выпуском усилителей, акустики, звукоснимателей и проигрывателей пластинок, и по многим направлениям ее инженерные решения опережали свое время. В военные годы компания LEAK, как и практически вся британская промышленность, работала на нужды обороны. Ее инженеры создавали системы оповещения, которые предупреждали о налетах немецкой авиации. К сожалению, во время одной из бомбардировок завод LEAK был разрушен. И после войны LEAK
Подробнее о бренде LeakОбзоры товаров под маркой Leak (4)Официальный сайт Leakhttps://www.leak-hifi.co.uk
Тест системы Leak Stereo 130 и Leak CDT: свежий ветер из прошлого • Stereo.ru
Leak снова в строю. Эта новость, в мгновение ока разлетевшись по сети, застала врасплох фанатов почти забытого британского бренда. Кто бы мог подумать, что спустя почти 40 лет после выпуска последнего серийного усилителя Leak вдруг проснется и, оглядевшись по сторонам, не обращая внимания на всемирный локдаун, покажет свету свои новые творения: интегральный усилитель Leak Stereo 130 и CD-транспорт Leak CDT.
С другой стороны, некоторое затишье в этот период времени сыграло на руку Leak. Возродиться из праха в то время, когда некоторые бренды думают только о том, как бы в него не превратиться — сильный поступок, достойный британского джентльмена.
Всем понятно, что в наше время просто так взять и возродиться — непосильная задача. Другое дело, когда за плечами маячит инвестиционный портфель IAG Group — владельца нескольких именитых классических британских аудиобрендов (Wharfedale, Mission, Quad).
Так что задача сегодняшнего тестирования — отследить направление свежего инвестиционного ветра, чтобы в дальнейшем (при необходимости) вовремя скорректировать паруса наших аудиофильских фрегатов.
Leak Stereo 130: дизайн в студию
Ох уж этот ретро-дизайн… Многие бренды прибегают к помощи потенциометра со стрелочками. Вроде бы уже ретро, а остальные элементы управления по остаточному принципу располагаются вокруг стрелок.
В Leak пошли по сложному пути — это ретро в стиле ретро. «Такое себе радио из 70-х годов», — думал я, разглядывая фото подопытного за день до тестирования. Но стоило увидеть Stereo 130 вживую — и он покорил меня.
Сложно сформулировать, в чем именно дело. Скорее всего, это сочетание алюминиевой лицевой панели и корпуса из натурального ореха. Но и элементы управления на лицевой панели не теряются, за них цепляется взгляд — и не находит ничего лишнего.
Очень гармонично, хоть и в разных формах, на лицевой панели разместились «крутилки» регулировки громкости и выбора входа, ручки регулировок темброблока и прямоугольная кнопка «direct», которая греет душу мягким красным светом диода, а также кнопка «power» с таким же диодом и разъем для подключения наушников под штекер 6,3 мм.
Нижняя часть лицевой панели окрашена в черный цвет — нанесенный на нее логотип «Leak» остается серебристым. Дерево корпуса обрамляет лицевую панель с небольшим выступом — есть уверенность, что она очень уютно там себя чувствует.
Задняя панель тоже алюминиевая и полна разъемов коммутации — несмотря на скромные габариты усилителя, их здесь неприлично много. Начнем с аналоговых: это четыре пары разъемов формата RCA. Две пары из них используются для подключения внешних аналоговых источников, третья — это разъемы ММ-фонокорректора. Четвертая пара — выход с предусилителя. Чуть правее разместились две пары терминалов для подключения акустических кабелей.
Правая часть панели в большей части отведена для цифровых входов и выходов — ведь внутри Leak Stereo 130 есть еще и ЦАП! ESS Sabre ES9018K2M позволяет интегральнику переваривать DSD256 и PCM до 32 бит/384 кГц. Для получения цифрового сигнала есть два оптических входа, USB Type B и коаксиальный разъем. Для передачи — один коаксиальный и один оптический выходы.
Для соединения усилителя и внешних устройств по Bluetooth используется протокол aptX. Здесь же предусмотрены два разъема для коммутации усилителя, к примеру, в систему умного дома: Triger IN и Link формата 3,5 мм.
Мы понемногу начинаем привыкать, что аппараты таких размеров чаще всего работают в классе D или его производных. Leak же решили не изменять традициям — Stereo 130 работает в классе АВ. Ведь за основу новоиспеченного интегральника был взят его далекий предок из 70-х — Leak Stereo 30, который по сей день пользуется вниманием любителей винтажного звука. Схожесть проглядывается и в дизайне — не узнать Leak просто невозможно.
Мощностные характеристики Stereo 130 по нынешним меркам не слишком впечатляют: это 45 Вт на канал при нагрузке 8 Ом и 65 Вт при 4 Ом. Но ведь и не каждая пара акустики требует от интегрального усилителя параметры сварочного аппарата, токи и мощности которого часто бывают избыточны в домашних условиях.
По информации от производителя, интегральник оснащен тороидальным трансформатором на 200 ВА, аналоговая и цифровая части имеют раздельные цепи, а все важные элементы схемотехники подверглись тщательному экранированию.
Leak CDT: крепкий орешек
Они созданы для того, чтобы стоять рядом и всегда быть вместе. Когда Stereo 130 визуально дополняется CD-транспортом Leak CDT — эстетическое удовольствие возрастает кратно. Даже мне, поклоннику всяческих хайтек-решений в дизайне, эта парочка создала ощущение уюта и комфорта — и никакие новомодные брутальные парни на соседней стойке не были в силах этому помешать.
Внешне лицевая панель CDT выполнена в том же стиле, что и Stereo 130 — это прямоугольные серебристые кнопки, которые разместились на нижней черной кайме фронтальной панели. Чуть выше — самый примитивный дисплей, для отображения необходимого минимума информации о CD. Не думаю, что техники из Leak поскупились на более крутой дисплей — просто он не вписался бы в дизайнерскую концепцию.
Левее от дисплея — щелевой слот для загрузки CD. А под ним, рядом с кнопками управления воспроизведением, есть разъем USB Type A — любители слушать музыку с внешних твердотельных накопителей могут одобрительно кивнуть головой, прищурив глаза. Поддерживаются носители формата FAT16 и FAT32, а также форматы аудио WAV, MP3, AAC и WMA с максимальной частотой 48 кГц.
Коммутация на тыльной панели имеет только цифровые выходы, так как своего ЦАПа у CDT нет. Инженеры Leak решили, что одного коаксиального и одного оптического выхода будет вполне достаточно. Не буду с ними спорить.
Кроме того, они организовали для CD-привода отдельную цепь питания и надежное экранирование, чтобы избежать каких-либо помех. А за точность работы привода отвечает тактовый генератор с температурной компенсацией.
Кстати, оба аппарата выпускаются в двух дизайнерских решениях: в деревянном корпусе и в привычном металлическом. На мой вкус, деревянные корпуса выглядят интереснее, но и ценник за использование натурального ореха немного выше.
Leak Stereo 130: все по полочкам
Сначала оценим Leak Stereo 130 как самостоятельное устройство. Для этого добавим к нему в компаньоны устройства и акустику, параметры звучания которых уже хорошо знакомы. Выбор пал на стример Naim ND5 XS и две пары акустики, чтобы добавить контрастов в тестирование: Wharfedale EVO 4.3 и Dali Oberon 5.
С первой парой акустики — Wharfedale EVO 4.3 — интегральник уже вполне ясно дал понять, на что он способен. Stereo 130 хорошо контролировал эти небольшие, но уже напольные АС, добираясь по басовой части до таких глубин, которыми, думаю, были удивлены сами EVO 4.3.
Конечно, на самых нижних партиях EVO не склонны к полноте и объему, в силу своих габаритов и размеров басовых диффузоров, но все же этот бас был хорошо ощутим и очерчивался контролем. В качестве примера можно использовать трек «Devil's Dance» от Anna-Sophie Mutter. Низкочастотная поддержка здесь периодическая, но весьма основательная — и Leak приложил все усилия для того, чтобы слушатель прочувствовал композицию сполна.
Скрипка Анны звучала как полновесный музыкальный инструмент, со слегка смягченной, но не скрытой областью высоких частот. Ее переходы и пассажи тональностей не стремились слиться воедино и хорошо читались на фоне оркестра. Что касается вокала — здесь полнота обертонов, интимность и четкие образы.
В этот момент голосу Валерия Сюткина захотелось немного утонченности — трек «Я — то, что надо» явно просил больше воздуха и пространства. «Темброблок!» — промелькнула мысль в голове и тотчас же реализовалась на практике. С отключенной кнопкой «direct» особых изменений в звуке замечено не было. Возможно, самые тонкие материи прекратили свое путешествие к ушам слушателя, но это уже на грани с фантазиями.
Когда же регулятор тембра ВЧ повернулся по часовой стрелке примерно на четверть — возникло именно то, что хотелось слышать от Сюткина. Вокал заиграл новыми, не такими густыми красками, и был перерисован более тонкой кистью. Она отразила голос в прежнем объеме, но с большим количеством подробностей. При этом какой-либо деградации звука при использовании темброблока не замечено — он очень аккуратно привносит в звук новые оттенки, не нарушая общую картину.
Перейдем к Dali Oberon 5. Они преследуют другие цели, явно противоречащие замыслам инженеров Wharfedale. И эти цели задали новое направление, которое повело слушателя через ясный, насыщенный приятными мелодиями путь.
Тональная настройка Dali здесь пришлась очень кстати. Звучание системы приобрело более сбалансированную подачу. Leak Stereo 130 очень наглядно дал почувствовать различия между этими АС. Как в общем масштабе, так и в мелких деталях: в построении сцены, в тональном расположении вокала, в скорости нарастания атаки и в протяжке басовых шлейфов — 130-й словно был опытным экзаменатором, принимающим зачет у первокурсников.
В использовании темброблока здесь нужды не возникло — не то чтобы связка получилась лучше, но она больше подходила под вкусовые пристрастия слушателя. И первый, и второй вариант найдет своих почитателей — и оба способны доставить массу удовольствия от услышанного.
Пару слов о встроенном фонокорректоре: его уровень весьма неплох. В компании с проигрывателем Music Hall mmf 3.3 подопытный интегральник оказался достойным вариантом для домашнего прослушивания виниловых дисков. В этом варианте отмечу слитность, осязаемость сцены и приятное внимание к деталям.
Leak + Leak = ?
Исключим из сетапа Naim — и оставим Leak наедине с Leak. Я предвкушал, что наконец-то, в связке с Wharfedale EVO 4.3, услышу «английскую породу», «неудержимый поток тембральных наслаждений» и прочие словесные экзерсисы, которыми привыкли награждать «типичный английский звук».
Но здесь Акелла промахнулся. Как оказалось, в предыдущих сетапах основной тон задавал Naim ND5 XS, а Leak Stereo 130 изо всех сил пытался скорректировать звук на свой лад. Стоит отметить, что получалось это у него успешно: зная общую степень плотности звука Naim, вычтем из него три четверти.
Теперь же Stereo 130 получал цифровой сигнал через коаксиальный выход от Leak CDT и мог отдать все силы на конвертацию его в аналог и трансляцию к динамикам, а не рассеивать амперы и микрофарады на обуздание темперамента Naim.
И вот что из этого получилось. Это ясный, детальный и нейтральный звук! С хорошей прорисовкой образов и шириной сцены. Ширма Naim умело скрывала некоторые нюансы от слушателя, подкидывая веса вокалу и басу, уделяя не так много места ярким искоркам на ВЧ, но оставляя их читаемыми. Теперь же Leak предстал во всей красе — и полюса кардинально сместились.
Связка с Wharfedale EVO 4.3 получилась «вкусной», с такими же экстремальными для них погружениями в глубину баса, но теперь объем и утонченность вокала Сюткина не хотелось ничем исправить — он был естественным и свободным, парящим над аккомпанементом. В связке же с Dali Oberon 5 тональность вокала чуть сместилась выше — и теперь Dali стали более узнаваемы.
На этом этапе исходящий от Stereo 130 и СDT сигнал подогнал итоговый звук под какой-то свой параметр — и он заставил меня встать в позицию потенциального покупателя Hi-Fi-системы и крепко задуматься. Если бы мне пришлось выбирать акустику под компоненты Leak, я бы не смог этого сделать, проведя всего лишь пару часов за прослушиванием: и Wharfedale, и Dali играли с ними здорово, с небольшими вкусовыми отличиями. И ни одно из этих отличий на момент теста не смогло перевесить чашу весов.
Выводы
Можно с уверенностью сказать, что свежий ветер инвестиций подтолкнул разработчиков Leak в правильную сторону. Первые после долгого перерыва компоненты вышли в свет с полной готовностью покорять сетапы, заточенные под качественное воспроизведение аудио. Leak с вниманием отнеслись как к дизайну, так и к звучанию своих устройств — ведь в такой ответственный момент они просто не могли позволить себе промахнуться. И попали точно в цель!
ДОСТОИНСТВА
Leak Stereo 130 — универсальность и широкий функционал; нейтральный звуковой почерк; дизайн. Leak CDT — удобство и простота использования; чтение файлов с внешних накопителей; нейтральное звучание; дизайн
НЕДОСТАТКИ
не обнаружено
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Leak Stereo 130 | |
Пульт д/у | в комплекте |
Встроенный ЦАП | ES9018K2M |
Разрядность ЦАП | 32 бит |
Частота дискретизации ЦАПа | 384 кГц |
Частота воспроизведения | 20 Гц — 20 кГц |
Соотношение сигнал/шум | <108 дБ |
Коэффициент нелинейных искажений | 0,005>#/p### |
Каналов усиления | 2 |
Мощность на канал | 65 Вт (4 Ом), 45 Вт (8 Ом) |
Габариты | 326х146х276 мм |
Масса | 8,3 кг |
Leak CDT Walnut | |
Диапазон частот | 20 Гц — 20 кГц |
Встроенный ЦАП | нет |
Частота дискретизации | 44,1 кГц (CD), 44,1/48 кГц (USB) |
Выходы | цифровой коаксиальный, цифровой оптический |
Габариты | 326х145,1х283 мм |
Масса | 6,9 кг |
Подготовлено по материалам сайта "stereo.ru", декабрь 2020 г. www.stereo.ru