О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Aurender
Компанию Aurender Гарри Ли основал совсем недавно, в 2010 году. Главной его целью было создать «высококлассный цифровой аудиоисточник с бескомпромиссными характеристиками и при этом простой в эксплуатации». Причём качественный, надёжный и с большим сроком службы.
Подробнее о бренде AurenderОбзоры товаров под маркой Aurender (21)Официальный сайт Aurenderhttps://aurender.com
Тест сетевого транспорта Aurender N100H: минимализм в лучшем его смысле
Некоторое время назад у меня на тесте был почти самый старший Aurender — модель N10, и тот тест, как и его предмет, показался мне более чем интересным. В этот раз мне достался почти самый младший аппарат, Aurender N100H. Знакомство с разными по классу, но схожими по типу устройствами позволит лучше понять «идею», заложенную производителем в свою продукцию, а также возможности и потенциал техники как таковой. Ведь цифровые транспорты не самые распространенные устройства на рынке.
И я бы даже не стал заранее оперировать понятиями «младший» или «старший». Кто знает, как пройдет тест и что покажет? Ведь многократно было подмечено теми, кто сам собирал различные «аудиофильские» компьютеры, что иногда сделать проще — на практике означает лучше, а не наоборот. Одним только спорам про типы блоков питания на различных ресурсах посвящены десятки многостраничных веток.
Впрочем, именно в данном конкретном случае провести подробные изыскания о типах блоков питания не представляется возможным, потому что у Aurender N100H блок линейный, а модели с импульсным питанием до нас пока не доехали (дистрибьютор обещал начать их поставлять в ближайшие месяцы). Раз так — начать придется с более приземленных материй и разобраться, что же собой представляет эта самая «сотая» линейка, а также — в чем отличия между моделями с разными индексами.
Aurender N100H в черном исполнении. Штатный режим индикации на экране очень спокоен, даже консервативен, но зато экран (кстати, с регулируемой яркостью) не мешает и не отвлекает
Aurender N100H — самая простая версия, снабженная только цифровым USB-выходом и встроенной емкостью для хранения фонотеки на 2 или 4 Тб. Чуть посложнее в плане функционала версия Aurender N100C — точно такая же по параметрам хранения данных и по внешнему виду, но оснащенная еще и коаксиальным выходом.
«Сотое» семейство Aurender
Немного в стороне оказывается «сотка» побольше — более габаритное устройство Aurender X100L, прибавить размеров которому понадобилось по причине 3,5-дюймового жесткого диска емкостью в 6 или 12 Тб. В плане цифровых выходов эти модели большей емкости оснащены исключительно портом USB, без вариаций с коаксиальным выходом. Но есть у X100L одно отличие, которое может оказаться не менее значимым (вопрос, с каким знаком), чем емкость хранения: X100L оснащается не линейным, а импульсным питанием. На этом различия моделей с индексом 100 заканчиваются.
При желании экран можно перенастроить на вот такой вот индикатор с виртуальной стрелкой. Цвет — по вкусу, синий или желтый
Наш подопытный Aurender N100H — самый-самый бюджетный вариант хранилища и цифрового транспорта в представлении производителя (даже если рассматривать аппарат с диском на 4 Тб). Небольшой прибор, собранный в алюминиевом корпусе половинной ширины. N100H настолько невелик, что, глядя на него, задумываешься, что при желании его можно установить на стойку, но также можно и спрятать, например, под ней или за каким-то компонентом небольшой ширины — как кому захочется. В пользу возможности спрятать говорит и управление: на корпусе ничего нет, кроме кнопки включения/выключения, неяркого дисплея и четырех кнопок, управляющих текущим воспроизведением.
Кнопки управления воспроизведением, расположенные на передней панели. Скорее это дань дизайну и привычкам пользователей, нежели реальная необходимость
Пульта тоже нет, все управление берет на себя планшетное приложение Aurender Conductor iPad App (в версии для Android тоже есть управляющее ПО, но производитель делает основную ставку на планшеты Apple). Приложение, функционал которого я уже описывал, одинаково для всех устройств производителя, так что ни пульт, ни кнопки, ни даже красивый настраиваемый экран аппарату фактически не нужны. К управляющему приложению я еще вернусь, а пока сосредоточимся на железе. Если прятать его не захочется, то это в свою очередь будет вполне естественным: корпус нарисован вполне гармонично и изготовлен очень качественно, из фрезерованного алюминия приличной толщины. Подсветка кнопок ненавязчива, небольшой AMOLED-экран можно настроить разными способами. Например, имеется приятный для глаз вариант отображения индикаторов уровня в двух цветах: синем и желтом. В режиме, отражающем текущие воспроизводимые треки (и с учетом регулировки яркости), экран совершенно комфортен. Идеальной информативности от него ожидать не стоит, но это и логично: основной интерфейс устройства — экран планшета с управляющим приложением.
Коммутационный минимализм
Коммутационные возможности у N100H минимальны, но этот минимум фактически равен необходимому. Учитывая современные тенденции в конструировании ЦАПов, сигнал выводится только по USB. Именно такой выход в подавляющем большинстве случаев и применяется для вывода хайрезного цифрового контента. Кроме этого, возможно одно-единственное расширение с использованием опционального модуля Aurender UT100 — небольшая алюминиевая коробочка, присоединяющаяся непосредственно к USB выходу и фиксирующаяся винтом, которая конвертирует сигнал в SPDIF на оптический выход, с поддержкой до 24/192 и DSD over PCM.
Задняя панель Aurender N100H — все предельно просто и лаконично
Входов у аппарата нет, только порты USB для подключения флешек или внешних дисков (использовать для расширения хранилища можно только один порт). Так же, само собой, присутствует LAN вход, а беспроводное соединение возможно при помощи рекомендованных производителем USB Wi-Fi донглов — здесь в списке ASUS USB-AC56, Linksys WUSB6300 или PREMIERTEK PT-8812AU. Еще есть возможность передачи данных на устройство по Airplay. Протокол может функционировать при проводном подключении к устройству и использовании обычного домашнего Wi-Fi роутера.
Боковые алюминиевые ребра корпуса несут скорее эстетическую нагрузку — охлаждать этим радиаторам нечего
Выводить на ЦАП по USB можно форматы вплоть до DSD128 (DSD256 обещают с будущими прошивками). Храниться фонотека может на внутреннем диске, для этого предусмотрен объем в 2 или 4 Тб. Также можно присоединять к проиндексированной фонотеке файлы, хранящиеся на NAS и доступные по сети. Как и у всех остальных моделей Aurender, резервирования за счет RAID не предусмотрено. Делать копии и редактировать файлы и папки удобнее по сети, с подключенного к ней компьютера. Здесь все просто — внутреннее хранилище прекрасно видится по сети и никаких проблем в работе с файлами нет.
Внутри у Aurender N100H все собрано на одной плате, включая линейный блок питания
Теперь заглянем внутрь. Разумеется, здесь все попроще, чем в том же Aurender N10, но сложно было бы ожидать иного — на то и различия между старшими и младшими моделями. Питание, как я уже говорил, линейное, но здесь на всю схему использован только один тороидальный трансформатор. Все собрано на одной плате собственной разработки, а начинка плотно заполняет корпус так, что места практически не остается. Конечно, как и другие транспорты/хранилища Aurender, данное устройство представляет собой специально разработанный под узкие задачи компьютер. Глядя на плату, можно понять, где находится процессор, где оперативная память, где SSD-диск для системы и кэша, где диск для хранения данных. Сделано все очень аккуратно, охлаждение только пассивное. В использовании аппарат совершенно тихий (чтобы услышать жесткий диск, нужно очень постараться и приложить ухо к корпусу), а какого-то значимого нагрева я вообще не заметил, даже после нескольких часов работы.
Опорная ножка, развязанная пробковой вставкой никогда не будет лишней до тех пор, пока аппараты не будут работать исключительно на SSD
О самой работе. Здесь все так же просто, как и со старшими моделями. Разница может быть в коммутации, в звуке, но в использовании аппарат исключительно доступен, и коротенькую пошаговую инструкцию легко поймет даже человек, очень посредственно знакомый с работой обычного домашнего компьютера. Дальше нужно залить и проиндексировать фонотеку — и все, можно слушать. Конечно, работать со структурой и содержимым фонотеки можно и при помощи планшетного приложения, но на компьютере все это на порядок удобнее, а принципы структурирования фонотек в общих чертах давно известны, и каждый может подстроить нюансы по своему вкусу. Предположу, что собрать и привести в порядок просто абстрактную фонотеку, без привязки к любому устройству, куда как сложнее, чем освоить работу с аппаратами Aurender. Хотя в некоторых случаях фонотека может оказаться вторичной — все Aurender, кроме локального хранения и воспроизведения, могут работать со стриминговыми сервисами Qobuz и Tidal (эта модель поддерживает и MQA- декодирование).
Основной вид интерфейса приложения для планшета я спокойно взял из материалов предыдущего теста — несмотря на обновления здесь изменений нет. Сортировка альбомов вполне удобна, переключение между фонотекой на жестком диске и стриминговыми сервисами — тоже полезная вещь
Впечатления от приложения для планшета созвучны с теми, что остались у меня после предыдущего теста. В целом интерфейс удобен, к нему интуитивно привыкаешь достаточно быстро, хотя некоторую перегруженность детальками все-таки нужно отметить. Разницу в версиях (а с прошлого теста софт уже успел обновиться) я не заметил — глобально вроде бы ничего не поменялось, но и изменений в худшую сторону тоже не заметно. Работает приложение быстро, подтормаживает редко и ненадолго, не больше и не чаще, чем тот же Remote для iTunes. От себя оставлю лишь одно пожелание к софту — возможность отключать лишние функции, сортировки, выборки. Как мне показалось, здесь разработчики попытались сделать набор функций для всех и каждого, ну а на практике получился немножечко винегрет. Но повторюсь, к приложению быстро привыкаешь и почти перестаешь замечать недостатки, а функционал становится понятным на уровне автоматизма.
А это про то, что я называю перегруженностью. Мне бы хватило и трети этих функций
И еще важный момент — за все время тестов приложение не зависло критичным образом ни разу, хотя любой другой софт, по моим наблюдениям, хоть иногда, а приходилось выгружать и перезапускать. Пожалуй, действительно любой, кроме Apple Remote; у последнего тоже хватает своих недочетов, и главнейший из них в том, что эта «управлялка» — только лишь интерфейс к iTunes, а у последнего есть ограничения по работе с форматами. И ограничения эти (в сравнении с инфраструктурой Aurender) крайне критичные, как поддержка FLAC или DSD.
А как это звучит?
Таким образом, осталось послушать аппарат и попробовать посравнивать. Формализовать разницу при использовании цифрового транспорта куда сложнее, чем при сравнении аналоговых компонентов или ЦАПов, но все-таки эта разница есть и нужно отдать ей должное. В рамках теста я в первую очередь использовал несколько разных компьютерных источников и только для некоего контроля и сравнения ощущений — классический дисковый транспорт. Последний во всех подробностях я разбирать не буду, все-таки подключение, пусть даже к одному ЦАПу по AES/EBU и по USB, это явно разные истории, а вот сравнение с компьютерными источниками при одинаковом USB подключении — вещь куда более наглядная. Так вот, по моим ощущениям, Aurender N100H оказался где-то посередине, несколько проще, чем глубоко доработанный компьютер, но однозначно и явно лучше, чем бытовые компьютеры-ноутбуки, даже если поставить туда какую-нибудь специально заточенную под аудио сборку операционной системы (пробовали и Windows, допиленный вручную, и вариации на тему «аудио» Linux-а). В целом это подтверждает все мои предыдущие наблюдения, указывающие на то, что вопросы программного обеспечения и железа живут параллельно, и решить все задачи только за счет одной составляющей (или железа, или софта) не получится.
Даже беглого взгляда на сервисное меню приложения хватит, чтобы понять, что запутаться здесь не в чем. Чтобы разобраться, 10 минут хватит даже не очень опытному пользователю, пренебрегающему инструкциями
А в чем же эффект и разница? У Aurender звук получился стройнее, аккуратнее по верхам, без ощущения синтетики и цифрового шума, без заметной при длительных прослушиваниях некоторой утомительности. Ведь первая задача приличного транспорта — не вносить отсебятины и ошибок. Добиться подобного эффекта за счет кастомного компьютера, пожалуй, можно, но для этого понадобятся знания, опыт, пробы, ошибки и нередко весьма значимые затраты в процессе. Но это в любом случае будет вариант без столь же удобного управления, если пробовать объединить все функции.
Также уместно будет сравнение с Aurender N10, с которым я провел достаточно времени, чтобы все запомнить и все сопоставить — разница объективно есть, причем не только в емкости и возможностях коммутации. Все-таки не просто так старшая модель очень существенно отличается от младшей по конструкции и начинке корпуса. И по звуку отличия имеются, не очень большие, но, сравнивая два приличных транспорта, найти отличия — это уже констатация того, что один из них сложно назвать приличным. Здесь же отличия невелики, но в хорошей чуткой системе они заметны — у N100H звук чуть менее выразительный, если такое определение будет здесь уместно. Но при этом базовый уровень звука N100H очевидно уверенно хорош, даже при внимательном сравнении в соответствующей системе.
Выводы
Очень приличный базовый цифровой транспорт, он же хранилище. Хотелось бы таких аппаратов и побольше, и по меньшим ценам, но пока сегмент насыщен слабо, получается то, что получается. Впрочем, если поместить этот транспорт в систему с равными по ценовому уровню и хорошо подобранными компонентами, он совершенно не потеряется и не покажется недостаточным, особенно в том случае, если подключение по USB — единственно необходимое. А удобная интеграция со стримингом в ряде случаев может сильно поспособствовать расширению музыкального кругозора у владельца.
Паспортные данные
Поддерживаемые форматы: DSD (DSF, DFF), MQA, WAV, FLAC, ALAC, APE, AIFF, MP4
Системный SSD-диск: 1 x 120 Гб
Диски для хранения данных: 2 Тб / 4 Тб
Битрейт и частота дискретизации: 32 бит / 384 кГц, 1-бит, 2,8 МГц (DSD64); 1-бит, 5,6 МГц (DSD128)
Цифровые аудиовыходы: 1 х USB 2.0
Входы: 1 Gigaбит LAN, 2 x USB 2.0
Размеры (ШхГхВ): 215 x 355 x 45 мм
Вес: 4,6 кг
Энергопотребление: режим ожидания — 0,7 Вт, воспроизведение — 16,5 Вт, максимум — 20 Вт
Используемое ПО: Aurender Conductor iPad App, Android App (Lite Version)
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", март 2018 г. www.stereo.ru