О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (201)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
Тест напольной акустики ELAC Solano FS 287: золотая середина • Stereo.ru
Баланс между технологичностью, качеством звучания и стоимостью
Модели, расположившиеся в средней части каталогов, пользуются у широких меломанских масс повышенным вниманием — ведь при осмысленных ценах они, как правило, уже могут похвастать серьезными фирменными технологиями и очень достойными характеристиками. Посмотрим, вписываются ли в эту концепцию наши сегодняшние испытуемые.
Линейка Solano была анонсирована в самом начале года с основным прицелом на рынок Западной Европы. Но нам повезло, и до России новая акустика тоже добралась — причем достаточно быстро. В модельном ряду ELAC новое семейство расположилось между младшими колонками с ленточными излучателями Carina и куда более продвинутыми Vela.
Впрочем, лучше сказать не «семейство», а «семейка», ведь в Solano входят всего три АС: полочники BS 283, центральный спикер СС 281 и башни FS 287. О последних и пойдет речь.
Красота по расчету
При беглом взгляде на фото оформление напольников может показаться не слишком выразительным, однако поверьте: это далеко не так. Просто немецкая дизайнерская школа никогда не отличалась вычурными штучками, а ELAC, ко всему прочему, располагается на самом севере, рядом с Данией. Так что в неброской северной красоте Solano нет ничего удивительного.
Стоит лишь немного присмотреться — и понимаешь, насколько точно выверены тут все пропорции, насколько изящно сформирован каждый изгиб. Кстати, вертикальные кромки корпуса сильно скруглены, что придает колонкам респектабельности и, так сказать, интеллигентности. Ну и, конечно, они играют заметную роль в подавлении интерференции на краях фронтальной панели.
Сам фронтон тоже слегка изогнут, что только усиливает ощущение элитарности колонок. Но ключевой визуальный (да и звуковой) элемент конструкции — конечно, солнечно-желтая мембрана твитера, окруженная компактным алюминиевым рупором.
Штатных грилей в комплекте не обнаружилось, но комплект круглых защитных решеточек (каждому излучателю — своя) можно заказать дополнительно. И правильно: ведь излучатель с тщательно рассчитанной дисперсией и верхней границей 50 кГц не стоит экранировать без веских причин.
Корпуса FS 287 выполнены из MDF и могут быть покрыты черным или белым рояльным лаком. Смотрится он в данном случае абсолютно уместно — то есть строго, но не скучно и без ощущения дилетантского подражания высокому стилю. Кабинеты смонтированы на шипованных металлических платформах. Вне зависимости от цвета самой АС они покрыты черной матовой эмалью и укомплектованы пятаками с пробковыми шайбами.
Опоры не только обеспечивают виброразвязку, но и приподнимают колонки на точно рассчитанную высоту. Дело в том, что в нижней части корпуса расположен фазоинвертор, стреляющий в плоскость основания. Еще один порт, наоборот, размещен в верхней части тыловой панели — прямо напротив твитера. По замыслу конструкторов, такая схема должна уменьшить зависимость качества и количества басов от расположения колонок в комнате.
Фирменное блюдо
Динамики ELAC разрабатывает самостоятельно, причем занимается этим делом давно и крайне успешно. Даже неодимовые магнитные элементы намагничиваются на собственной установке в Киле. Разумеется, Solano удостоилась комплектации продвинутыми фирменными драйверами.
Начнем с твитера — хотя бы потому, что его ярко-желтая диафрагма давно стала визитной карточкой акустики из Киля. FS 287 оснащаются актуальной на данный момент пятой версией излучателя JET. По принципу действия это акустический трансформатор, изобретенный в свое время Оскаром Хейлом.
Кстати, в реализации ELAC гармошка из почти невесомой полимерной пленки складывается немецкими сборщицами вручную, а однородное магнитное поле под ней формируется пластиной из высококачественного сплава неодим-железо-бор.
Еще одно фирменное решение — СЧ/НЧ-головки с двухслойными диффузорами типа AS (Aluminium Sandwich). Их внешняя часть отштампована из алюминия, а внутренняя сформирована из целлюлозы. Соответственно, крылатый металл придает мембране жесткость, а бумага демпфирует паразитные резонансы.
Наружная поверхность диффузоров анодирована, а потому смотрятся они не броско, но весьма внушительно. Правда, самая продвинутая версия этого драйвера, с граненой диафрагмой повышенной жесткости, колонкам FS 287 не положена по субординации. Но зато корзины динамиков отлиты из алюминия, а еще, в сравнении с головками прошлых поколений, резиновые подвесы тут стали заметно шире.
«287-е» построены по 2,5-полосной схеме. Басы вплоть до 450 Гц отрабатываются обоими 15-см драйверами, далее до 2,4 кГц работает только один из них, а все, что выше, поступает в распоряжение твитера JET 5.
Правильные акценты
Сердцем нашего тестового стенда стал интегрированный усилитель Technics SU-G700. Это очень необычный аппарат с USB -входом, усилением класса D и фирменной системой LAPC (Load Adaptive Phase Calibration). Она оптимизирует фазовые характеристики сигнала в зависимости от текущего импеданса нагрузки, вследствие чего максимально выравнивается АЧХ тракта и улучшается отработка острой динамики.
При 4 Омах интегральник выдает 140 Вт на канал (THD 0,5%). В качестве цифрового транспорта использовался MacBook Pro, а сами колонки подключались кабелем Van Den Hul Magnum Hybrid MK II.
Прослушивание немецкой акустики (а FS 287 не только спроектированы, но и собраны в Германии) я традиционно начинаю со старой доброй Alphaville. Давно заметил, что родные колонки отыгрывают их вещи с какой-то особенной экспрессией. Видимо, национальные особенности музыкального восприятия действительно существуют.
Так вот, как и предполагалось, к немецкому синтипопу ELAC Solano подошли просто идеально. Саунд оказался плотным, глубоким и крайне энергичным. Но при этом в нем не обнаружилось ни капли наглости или неестественной броскости. Например, тарелки, достаточно остро прописанные на «Prostitute», в исполнении ленточного JET 5 звучат ярко, но без потери тонкой фактуры и уж тем более без срывов в примитивное цыканье.
Чтобы как следует разобраться с басами, по очереди ставлю два совершенно разных альбома: насквозь электронный «Death Valley» от LP и «Conversation with Christian» одного из лучших современных контрабасистов — Крисчена Макбрайда. Очень быстро становится понятно, что более широкие и высокие резиновые подвесы динамики получили неспроста. Для кабинетов ростом чуть меньше метра и шириной всего в 26 см низкие звучат впечатляюще.
В помещении площадью далеко за 50 м² колонки сумели организовать музыкальное пространство с объемными, почти осязаемыми, но достаточно быстрыми и собранными басами. А наличие у FS 287 нижнего всенаправленного (в горизонтальной плоскости) фазоинвертора действительно делает АС заметно толерантнее в плане расстановки.
Но совсем разгонять их по углам, конечно, не стоит. Производитель обозначил минимальное расстояние от стен в 30 см — в реальности, думаю, сантиметров 50 для уверенной борьбы со стоячими волнами должно хватить.
Что касается музыкальной сцены, то она оказалась светла, прозрачна и почти материальна, разве что в ширину развернута чуть более, нежели в глубину. Особенным удовольствием оказалось вслушиваться в группы струнных на хороших записях симфонических оркестров — например, «Пер Гюнт» Грига в издании Deutsche Grammophon. Частотное и динамическое разрешение акустических трансформаторов JET 5 таково, что инструменты не сбиваются в комок, а звук сохраняет голографичность на самых сложных пассажах.
Ну и напоследок о тональном балансе. Чувствуется, что драйверы собственной разработки и производства позволяют инженерам ELAC организовать идеально согласованное кроссоверное разделение. Именно поэтому вокальный диапазон получился монолитным и гармоничным, с корректной передачей сложных тембров. Однако иногда голоса могут отступать чуть назад, немного смещая акцент на мускулистые басы и драйвовые высокие частоты.
Лакмус тракта
Звучание в целом и этот эффект в частности во многом зависят от нейтральности всего усилительного тракта. В случае с Technics SU-G700 он проявлялся слегка повышенной рельефностью на краях диапазона — не сомневаюсь, что многим такая подача покажется нескучной и оправданно одушевленной.
Если сравнивать FS 287 с более ранней моделью, FS 267, то при близком сходстве характеров новички увереннее отыгрывают басы, за счет чего саунд опять-таки чуть смещается от аналитичности к эмоциям.
Одним словом, у ELAC в очередной раз получились по-настоящему высококачественные, интересные колонки. Не поленитесь подобрать к ним правильное усиление, и они по-настоящему раскроют свой яркий характер не в ущерб музыкальной объективности.
Достоинства
Сдержанный, но стильный дизайн; качественная отделка; живой рельефный саунд с отлично проработанными басами. Достаточно терпимы к неидеальному расположению.
Недостатки
Если в тракте окажется компонент с неровной АЧХ, колонки могут подчеркнуть его музыкальный почерк.
Паспортные данные
Число полос | 2,5 |
Количество динамиков | 3 |
Акустическая схема | Фазоинвертор |
Воспроизводимые частоты (IEC 268-5) | 30 Гц — 50 кГц |
Чувствительность | 87 дБ/2,83 В/1 м |
Частоты раздела полос | 450/2 400 Гц |
Ном. мощность | 130 Вт |
Макс. мощность | 170 Вт |
Импеданс | 4 Ом (мин. 3,5 Ом) |
Рек. мощность усилителя | 40–300 Вт |
Габариты (ШхВхГ) | 260х985х300 мм |
Масса | 19 кг (каждая) |
Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Тест напольной акустики ELAC Solano FS 287: золотая середина