О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2582Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
B&W
Можно сказать, что, являясь одним из мировых лидеров, компания Bowers & Wilkins ни на минуту не останавливает своего развития, постоянно находясь в авангарде производителей топовой акустики.
Подробнее о бренде B&WОбзоры товаров под маркой B&W (130)Официальный сайт B&Wwww.bowers-wilkins.com
Тест напольной акустики Bowers & Wilkins 800 D3: эталон для споров
Акустика английской компании Bowers & Wilkins всегда вызывает пристальное внимание аудиофильской аудитории — компания успешно делает колонки многие десятилетия, и многие ее модели становились хитами на рынке. Предмет нашего тестирования в этот раз — самая старшая акустика в каталоге производителя. Посмотрим, какой же звук предлагает сейчас компания в качестве своего эталона.Самостоятельность и самобытность
Восьмисотая серия существует уже давно и пережила выпуск нескольких сменявших друг друга линеек. В одних случаях изменения были умеренно заметны, в других — значительны. В последней же линейке D3 переделали практически все. От предыдущей версии не осталось ни корпуса, ни динамиков — за исключением алмазного купола твитера.
Сохранились разве что некоторые конструктивные приемы и совершенно узнаваемый дизайн, продиктованный однако, как и прежде, не прихотью дизайнера, а именно техническими подходами. Разрабатывался и воплощался проект новой старшей линейки около восьми лет.
Bowers & Wilkins 800 D3 в тестовой системе. Рядом модель помладше — 802 D3
Bowers & Wilkins — один из крупнейших производителей акустических систем, и имеет богатое прошлое. Собственно говоря, старшая акустика 800 D3, выпущенная три года назад, и стала своего рода юбилейной моделью к 50-летию компании. В плане же разработок, нужно понимать, что такая большая компания может позволить себе серьезный штат разработчиков и приличные вложения в исследования и эксперименты.
По этой части у Bowers & Wilkins все очень хорошо: средств на разработки здесь не жалеют, ресурсы есть, а соответственно, есть возможность самостоятельно разработать акустику и выпустить ее, используя собственные компоненты, а не покупные от сторонних производителей. О получившемся звуке это само по себе не говорит, но вот о технической самостоятельности и самобытности — безусловно.
Среднечастотник и твитер, установленные в отдельных алюминиевых корпусах
Первое, что обращает на себя внимание в конструкции этой акустики — она очень сложная. Самостоятельно разбирать колонку смысла нет никакого: производитель не делает из внутренностей секрета, и найти информацию, фото и видео — не проблема. Оно и понятно: повторить это будет крайне проблематично и потребуются очень серьезные вложения, а частичными заимствованиями Bowers & Wilkins явно не напугать.
В новой линейке у алмазного твитера другой, не съемный (без специального инструмента) защитный колпачок
Основание у акустики литое, алюминиевое, с матовой черной отделкой вне зависимости от цвета корпуса. Сложная каплеобразная форма здесь соотносится со всей формой акустики, точнее — с формой ее низкочастотной секции. Нужно отметить два важных конструктивных элемента основания.
Во-первых, это опоры. Из коробки акустика выкатывается на колесах-роликах, но стоять на них ей не положено. Можно, но не нужно. Колесики нужны только для удобного и точного позиционирования в помещении. Дальше же нужно, пользуясь инструментами из комплекта, выкрутить вниз из основания штатные регулируемые шипы, пододвинуть под них штатные же проставки и «поднять» акустику на шипах. В итоге, колеса будут видны, только если лечь на пол.
Низкочастотная секция акустики — два динамика по 10 дюймов
Вторая важная особенность основания — то, что на него сверху вниз выведен порт фазоинвертора. Для Bowers & Wilkins это уже знакомое решение, да и в целом — с некоторых пор оно набирает популярность. С пользовательской же точки зрения нам это упрощает расстановку акустики и избавляет от потенциальных проблем — как в случае, если фазоинвертор выведен на заднюю стенку.
В руководстве пользователя сказано, что дистанция от задней и боковых стен для этой модели желательна не менее 50 см, что, учитывая размеры акустики и потенциально разумное для ее размеров помещение, выглядит вполне прилично, и с расстановкой больших проблем возникнуть не должно.
Корпус низкочастотной секции изготовлен из фанеры и имеет сложную конструкцию. Внутреннюю раму выклеивают из фанерных деталей, внешнюю каплевидную оболочку склеивают из нескольких слоев древесных спилов и выгибают непосредственно при производстве. То есть вся передняя и боковые стороны басового кабинета — это одна единственная клеено-гнутая и после обработанная деталь.
Задняя же панель относительно небольшой площади полностью закрыта рифленой алюминиевой пластиной. Кстати, на внутреннюю часть этой пластины «переехали» платы фильтра, ранее располагавшиеся в основании. «Трубы», в которые на передней панели вставляются низкочастотные динамики, а также часть внутренней армирующей конструкции крепления изготовлены из алюминия.
Сами басовые динамики крупные — в каждой колонке использованы по паре 10-дюймовых низкочастотников. Динамики свои собственные, не заказные. В описании и характеристиках производитель указывает на новый, разработанный для этой линейки материал, названный Aerofoil. Если посмотреть на диффузор в разрезе, то видно, что это некая легкая полимерная пена, армированная с двух сторон тонким тканым материалом, скорее всего — разновидностью углеволокна. Конструкция легкая и жесткая. Правда, похожие на резину подвесы диффузоров на ощупь не очень-то и мягкие.
6-дюймовый среднечастотник традиционно для этой линейки акустики помещен в отдельный объем — выточенную из алюминия и покрытую лаком так называемую «Turbine Head». Внутри камера округлой формы и полностью симметрична — все крепления для сборки корпуса на внутренний объем никак не влияют, а сам среднечастотник зафиксирован при помощи длинной штанги, проходящей от центра магнита к задней поверхности внутренней камеры. То есть по краям динамика никаких винтовых креплений вообще нет — только круглая кромка и резиновый уплотнитель.
Aerofoil, из которого сделаны диффузоры низкочастотников у новой 800-й серии
Кроме того, из необычного в конструкции можно упомянуть диффузор и подвес. Материал диффузора — запатентованный Continuum, некий плетеный и проклеенный материал с необычным поведением. Диффузор тонкий, фактически просвечиваемый. Материал легкий и мягкий на ощупь, а если рассматривать отдельный динамик — диффузор легко прогибается и совершенно не теряет форму.
Но только в поршневом режиме движения диффузор оказывается неожиданно жестким, хотя и легкоподвижным. Вероятно, такой эффект дает структура и направленность волокон. Увидеть подвес динамика сложно — он закрыт круговой вспененной вставкой. Даже непонятно, есть ли там подвес, или вся конструкция изготовлена только из одного материала. Центральный колпачок, закрывающий отверстие в диффузоре, изготовлен из мягкого вспененного материала.
Твитер тоже по традиции помещен в отдельный объем — сверху к «Турбинной голове» крепится вытянутый алюминиевый корпус твитера. Крепление корпуса — не жесткое, наоборот, здесь применено дополнительное демпфирование. Алмазный купол твитера — это практически единственное, что акустика унаследовала от прошлой модели. Но и здесь есть изменения. Например, попрочнее стала защитная сетка твитера, и теперь ее нельзя снять без специального инструмента, что, учитывая прежний опыт и хрупкость алмазного купола, стало весьма логичным решением.
Среднечастотник у 800-й серии существенно переработан по сравнению с предыдущей линейкой
Грили басовиков и среднечастотника — раздельные, с магнитным креплением. Коммутацию акустика допускает (и даже скорее предполагает) двумя парами кабелей, и здесь вполне возможен и вероятен биампинг, потому как о требовательности старших моделей Bowers & Wilkins к мощности и токовой отдаче усилителей известно уже всем и каждому.
Строгий и большой звук
Акустика на тест досталась не только что из коробки — она успела поработать достаточно долго, чтобы полностью прийти в чувства. Тестовая система с цифровым источником Esoteric и усилением PS Audio в виде предусилителя BHK Signature Preamplifier и моноблоков BHK Signature 300 Mono — вполне подходящий вариант для прослушивания. Запаса по усилению здесь точно хватит, а источник на мой слух и вкус вполне подойдет для того, чтобы получить желаемое разрешение.
В целом, я учитываю «роковую» репутацию акустики этого производителя, но в очередной раз слушать, как на ней звучат Pink Floyd или AC/DC, мне не кажется хорошей идеей. Намного интереснее протестировать акустику на разном материале, чтобы выяснить, что она может предложить разным слушателям.
Крепление у среднечастотника сквозное — за счет притягивания всей конструкции динамика к корпусу центральной осью, а не при помощи винтов по краям корзины. Этих винтов в конструкции нет вовсе
Первым поставил диск The Bill Crow Quartet «Jazz Anecdotes». Стилистика записи Venus Records отчетливо слышна и узнаваема, но при этом звучание скорее мониторное, чистое и скоростное, без смягченности, теплоты и некоторой раздутости, периодически свойственной дискам этого лейбла. Повторюсь, характер слышен, но его ровно столько, что он не мешает и не привлекает к себе слишком много внимания. Лично мне слушать так музыку приятнее — можно сосредоточиться именно на ней, а не на звуковом почерке.
Звук получился достаточно строгим и стройным. К тому же, большим по масштабу и с хорошим контролем по басу. Однако некоторой нагловато-нахрапистой подачи во всем этом я не заметил. Некой эстетики и изящества в характере стало больше, но не в ущерб стройности. Но ведь разницу между уверенностью и нахальностью в подаче и объяснять не надо — вполне очевидно, чем одно отличается от другого.
Алюминиевый корпус твитера
Заметна и другая специфика. Например, можно слушать на совсем небольшой громкости, но вот шептать с придыханием и упиваться послезвучиями акустика не хочет — будто это противоречит ее природе. И приоритеты здесь расставлены вполне однозначно. По динамике вообще все очень хорошо — по крайней мере на этой записи (а это не самый сложный в данном контексте материал) проблем не возникло никаких.
Подход же к детальности, опять же, можно назвать несколько мониторным: до определенного предела все неплохо слышно и читается, но выслушивать воздух студий — не на этой системе. Здесь в приоритете основные звуки, инструменты и техника игры — вот это все слышно хорошо и подробно. И какой-либо вычурности, окраски не ощущается. Звучание совершенно точно не теплое, ближе к прохладному. Но холодной колючести тоже не заметно. Скорее, все сдержанно-уравновешенное, без излишних особенностей.
По частотам слышно, что система играет и глубоко по басу, и не имеет недостатков по верхам. Лично на мой вкус, сшивка характеров твитера и среднечастотника (да и басовой секции со всем остальным) здесь намного лучше, чем у предыдущего поколения. А у баса не ощущается раздутости, хотя его и много. Скорость же на всем диапазоне очень хороша.
Сдержанность, а не «аудиофильские мурашки»
Следующий альбом — Coralie Clement «Sallie Des Pas Perdus». От этого диска тоже можно ожидать экспрессивной подачи с акцентированным вокалом. Но на деле, опять же, при слышимых особенностях все получилось ровнее и нейтральнее ожидаемого. Объем сцены есть, вокал на месте, без преувеличения. Характер звучания динамичный и сдержанный по эмоциям, хотя акустика ничего не перекрашивает и не переиначивает.
Алмазный купол твитера (демо-образец)
По сцене — действительно, все получилось масштабно. Хотя это предсказуемо, да и понятно, что такие колонки не должны работать в небольшом помещении с уплотненной расстановкой. Здесь же только остается подчеркнуть, что звук и большой, и силовой одновременно, что, как ни странно, не противоречит рафинированной (иногда слишком) эмоциональной сладости записи. Наоборот, все неплохо уравновешивается.
Звук при своей мониторности не диктует ее однозначно — скорее, все со всем как-то договаривается и уживается. Но при этом упор здесь все-таки на честность и сдержанность, а не на «аудиофильские мурашки». Вторые планы прорисовываются нормально, но приоритет — за первыми планами, за основными тонами и за ритмом. Эмоции же создаются самой музыкой и поддерживающими ее динамикой и ровным тональным балансом. Ну а для любителей баса — он здесь есть и в очень приличном количестве, но с подобающим контролем.
Спил корпуса басовой секции (демо-образец)
Дальше послушал сборник из старых моно-записей Charlie Parker featuring Miles Davis «The Best of the Dial Years». Подобные диски я часто беру в тесты, чтобы понять, а как же техника справляется с таким музыкальным материалом при всем его несовершенстве. Не окажется ли звук совсем потерянным на фоне других записей? Не оказался. Безусловно, моно, урезанный спектр и артефакты. Но масштаб и объем звука на выходе здорово исправляют положение, и в целом все слушается интересно и наполненно. А объем и «размер» звука так и вообще очень хороши. Впрочем, и акустика совсем не маленькая, ей положено создавать объем.
Так же неплохо «прослушался» альбом The Beatles «Revolver». Издание старое, звук у этого диска явно тихий — по крайней мере, в сравнении с более поздними переизданиями. На части систем этот вариант звучит как-то плосковато и вообще так себе. Но здесь энергии более чем хватает, ритм, наполненность и объем присутствуют, а с поправкой на общий масштаб, рисуемый акустикой, все весьма и весьма хорошо.
Еще один альбом — DJ Krush «Zen». Вот тут очень неплохо можно прочувствовать и бас, и динамику. Звук очень скоростной, но не суетливый. Напор есть, его много, но он не ощущается как некая тяжеловесная масса. Ну и подвижность, драматизм — на отличном уровне. Уже можно сделать вывод, что хорошая динамика по всему диапазону и атака — сильные стороны этой акустики. И что лично мне понравилось в сравнении — нет вульгарности, перебасовки или перегруженной, туговязкой нижней середины. И верха не кричат: играет резко, когда и записано резко. Но усталости от верхнечастотного диапазона я не заметил.
Силовой почерк
Немного тяжелой музыки — My Dying Bride «The Light at the End of the World». С кашей и грязноватой записью система справляется отлично, разборчивость существенно выше средней. Эмоционально все отыгрывается достаточно честно, прямолинейно и напористо. И даже с хорошим басом, которого здесь изначально не очень-то много.
Фазоинвертор у Bowers&Wilkins 800 D3 направлен в основание
На контрасте послушал диск Ludmila Berlinskaya «Reminiscenza». Не ярко, не броско, но переключение на фортепианную музыку происходит легко. Можно при желании послушать стилистику записи, а можно — саму музыку. В звуке все на своих местах, точно и строго.
Хотя в данном случае звучание фортепиано, на мой вкус, уже немного не стыкуется с почерком и характером акустики. То есть все правильно, честно, точно, но не так глубоко в деталях, как хотелось бы. На тонких, почти невесомых пассажах силовой почерк уже не слышится, как однозначное достоинство. Впрочем, эта запись сама по себе сделана достаточно консервативно и немного не так рельефно, как хотелось бы. И именно это свойство очень сильно заметно и слышно, хотя старое моно Паркера и Дэвиса система и акустика вытянули заметнее.
Исполнение «Mysterien Sonaten» авторства Henrich Ignaz Franz Biber получилось послушать и вдумчиво, и с удовольствием. По подаче тоже заметна уверенная строгость в звуке там, где можно было бы позволить и несколько более вольную интерпретацию, но зато все получилось очень пропорционально и уравновешенно. Ощущение воздуха — умеренное, обычно на этом диске его можно услышать больше. Динамика, опять же, отличная. А детальность я попробую охарактеризовать как немного «спрятанную»: есть акцент на основные тона, а к остальному нужно немного прислушаться и привыкнуть. Там все есть, просто не так явно и уж точно не выпячено — с расстановкой собственных приоритетов у акустики все однозначно и понятно.
Выводы
Тут все предельно ясно — квинтэссенция и многолетняя эволюция собственного понимания звука Bowers & Wilkins, доведенная до предела. Если честно, я не представляю, как эту акустику можно будет изменить или переделать в будущем. Или тут не нужно ничего трогать вообще, или это уже будет что-то другое. А идея в рамках самой себя видится совершенно цельной и завершенной.
Причем это все равно Bowers & Wilkins, которые точно так же, как и раньше, кому-то категорически не понравятся, а для кого-то станут любимой акустикой и стилем звука на долгие годы. Так что можно продолжать спорить и примерять все на свой вкус.
Музыкальный материал
Cecilia Bartoli — Maria / Decca 475 9077 / Stereo
Charlie Parker featuring Miles Davis — The Best of the Dial Years / Nippon Crown CRCL-8848 / CD Mono
Coralie Clement — Sallie Des Pas Perdus / Nettwerk - Capitol 0 6700 30273 2 8 / CD Stereo
DJ Krush — 漸 - Zen / SMEJ – SRCL-4995 / CD Stereo
Henrich Ignaz Franz Biber — Mysterien Sonaten — Alice Pierot, Les Velleurs de Nut / Alpha 038 / CD Stereo
Ludmila Berlinskaya — Reminiscenza / Мелодия MEL CD 10 02526 / CD Stereo
My Dying Bride — The Light at the End of the World / Peaceville CDVILED 79 / CD Stereo
The Beatles — Revolver / EMI-Apple CP32-5327 / CD Stereo
The Bill Crow Quartet — Jazz Anecdotes / Venus Records VHCD-78160 / CD Stereo
Паспортные данные
Количество полос: 3
Оформление НЧ-секции: фазоинвертор, направленный в основание
Динамики:
1x25 мм (1 дюйм) твитер с алмазным куполом
1x150 мм (6 дюймов) СЧ-драйвер с диффузором Continuum и FST-подвесом
2x250 мм (10 дюймов) басовых драйвера с диффузорами Aerofoil
Диапазон частот: 13 Гц — 35 кГц
Полоса частот (±3 дБ на референсной оси): 15 Гц — 28 кГц
Чувствительность (на оси при 2.83 В, RMS): 90 дБ
Гармонические искажения (2-я и 3-я гармоники, 90 дБ, 1 м на оси):
<1% 80 Гц — 20 кГц
<<0.3% 100 Гц — 20 кГц
Импеданс (ном/мин): 8/3.0 Ом
Рекомендованная мощность усилителя: 50–1 000 Вт на 8 Ом без клиппирования
Размеры без опор (ШхВхГ): 413х1 217х611 мм
Вес: 94,5 кг
Отделка корпуса: Gloss black (полированная черная), Satin white (матовая белая), Rosenut (розовый орех)
Отделка гриля: Black (черная), Gray (серая)
Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Тест напольной акустики Bowers & Wilkins 800 D3: эталон для споров