О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (201)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
Тест активных полочных колонок ELAC Navis ARB51: компактные, мощные и разносторонние
Нередко внутри модельной серии полочные колонки представляют собой урезанный и отчасти компромиссный вариант напольной акустики — но только не в нашем случае. В линейке Navis компания ELAC продемонстрировала особый подход — идеологически и конструктивно полочники ARB51 мало отличаются от напольников ARF51. Разница в высоте корпуса и количестве низкочастотных динамиков.После теста напольной модификации ARF51, который рекомендую прочесть для сравнения, при знакомстве с трехполосной полочной версией я испытывал дежавю буквально на каждом шагу. Начнем хотя бы с внешности — прикройте нижнюю часть напольников с двумя низкочастотниками и оставшаяся «верхушка» даст вам почти полную информацию о дизайне полочников.
Для домашнего теста мне предоставили версию в черном глянцевом корпусе из МДФ с демпфированными стенками — ее напольный аналог тогда мне показался весьма строгим и академичным. Однако сейчас колонки органично вписались в интерьер разных комнат, включая детскую с веселыми аппликациями на стенах. Впрочем, в моем случае вариант в белом глянце был бы уместнее. Также в линейке есть оформление под темное дерево.
Это "демо"-расстановка для наглядной иллюстрации. Во время теста в другой комнате колонки располагались на подставках и были развернуты к слушателю
Главное сходство между напольной и полочной модификациями спрятано внутри. В небольшом корпусе каждой колонки расположено сразу по три усилителя — по одному на динамик, причем компания относит тип усиления к «pure analog».
На самом деле, здесь есть доля лукавства: подлинно аналоговый усилитель класса AB мощностью 40 Вт обслуживает только 2,5-см твитер с мягким куполом. Остальные же усилители построены по гибридной схеме BASH АВ (Bridged Amplifier Switching Hybrid), являющейся разработкой канадской фирмы Indigo.
Это решение хорошо подходит под задачу разместить блоки усиления в компактном корпусе при небольшом выделении тепла. Выходные каскады таких усилителей и вправду построены по схеме АВ, но предварительно сигнал обрабатывается аналогично процессу в импульсных усилителях класса D.
Среднечастотный динамик работает с усилителем мощностью 100 Вт, а на НЧ-излучатель приходится целых 160 Вт, в то время как у напольной колонки эта мощность распределяется сразу на три низкочастотника.
В небольшом корпусе разработчики разместили трехполосную акустику и три усилителя
Для сбалансированного звучания на высоких и средних частотах, а также ради сохранения компактных размеров колонок разработчики применили комбинированную конструкцию, расположив коаксиально в отдельной закрытой части корпуса твитер и 10-см алюминиевый СЧ-излучатель — сигнал разделяется кроссовером на отметке 2,2 кГц.
5,25-дюймовый (13,34-см) низкочастотник также выполнен из алюминия — этот материал выбрали за оптимальное сочетание легкости, жесткости и упругости. Здесь кроссовер настроен на 260 Гц.
Пульт управления
Сзади полочники AFB51 тоже схожи с напольниками — только уже их нижняя часть, и на сей раз надо мысленно прикрыть два верхних фазоинвертора, а под нижним располагается точно такая же панель с тумблерами, переключателями и разъемами.
Как и в прошлом тесте, подключать сетевой плеер с возможностью цифрового предусиления я буду с помощью балансных входов. В этом прослушивании основным источником послужил продвинутый проигрыватель Cambridge Audio CXN v2 с производительным DSP и двойным ЦАПом Wolfson WM8740, который я подсоединил к колонкам межблочным аналоговым кабелем XLR Analysis-Plus Solo Crystal Oval.
Также акустика располагает RCA-разъемами —для них были приготовлены кабели Cold Ray Interconnect Line AG.
Среди прочих инструментов управления тумблеры эквалайзера были особенно актуальны, жаль, их неудобно переключать во время прослушивания
Колонки Navis можно подключить и беспроводным способом по 2,4 ГГц Wi-Fi-протоколу AirX². Для этого в одноименной модельной линейке предусмотрено передающее устройство ELAC Navis Transmitter AIR-X2TW-BK (приобретается отдельно). К этой небольшой черной коробочке через RCA-разъемы (и, при необходимости, различные переходники) подсоединяются самые разнообразные устройства: компьютер, смартфон, телеприставка, музыкальный центр.
Входы переключаются отдельным маленьким тумблером на каждой колонке. Рядом расположен переключатель Gain, позволяющий выбирать уровень сигнала. При работе с балансными разъемами мне достаточно было режима Low. Если колонки работают в трифонике с сабвуфером, то при необходимости можно задать срез низких частот в 80 или 60 Гц переключателем HP-фильтра. Но, как оказалось, это лишнее — даже полочники прекрасно могут обходиться без дополнительного баса.
А вот трехполосный эквалайзер пришелся впору. Напомню, что у колонок Navis есть три переключателя высоких, средних и низких частот, способных добавить или убавить в своем диапазоне по 1 дБ (лишь у НЧ убавляется 4 дБ). Забегая вперед, скажу, что эквалайзер работает деликатно и не привносит заметные изменения в звучание — лишь некоторые нюансы. Однако при прослушивании этот блок оказался весьма полезным.
Сработаются в коллективе
Для теста я подобрал виниловые хайрезные рипы, которые скармливал плееру через USB-разъем на фронтальной панели, а также воспользовался сервисом Tidal. Во всех случаях управление осуществлялось через фирменное приложение Cambridge Connect, установленное на Android-смартфон и на iPad. Сетевой плеер и колонки демонстрируют, что качественные музыкальные файлы в высоком разрешении звучат заметно лучше, чем поток с Tidal — но это можно обнаружить лишь при прямом сравнении.
С помощью переходника миниджек – 2 RCA я пробовал подключать через разъем для наушников музыкальный смартфон LG V20, а также телефоны без выделенного ЦАПа — при этом звук оставался в рамках приемлемого. Можно предположить, что компактные ЦАП-усилители для наушников с дополнительной функцией предусиления способны неплохо сработаться с колонками ELAC Navis. А значит — эту акустику можно брать «на вырост» к имеющемуся портативу, с расчетом на дальнейшее приобретение более продвинутого источника.
Твитер и СЧ-излучатель для лучшей согласованности звучания расположены коаксиально
Для подключения разнообразных аудиоустройств мне было удобнее использовать беспроводной передатчик сигнала ELAC Navis Transmitter AIR-X2TW-BK, который, как заявлено, способен с CD-качеством передавать сигнал разрешением 16 бит/44 кГц. Ради эксперимента, воспользовавшись тем же 3,5-мм переходником, я перепробовал множество вариантов и даже послал на колонки звук с пожилой кассетной магнитолы.
Но беспроводное соединение следует рассматривать как сугубо вспомогательное, поскольку даже в паре с качественным внешним ЦАПом трансмиттер Navis в звучании уступает стримингу с Tidal, переданному на колонки плеером Cambridge через балансный выход, не говоря уже о хайрезах с USB-флешки — в частности, посланный «по воздуху» звук мне показался несколько глуховатым.
Под щелканье тумблеров
В прошлом тесте родственные напольники неплохо справились с бодрым пауэр-металом — и я предположил, что 160-Вт усилитель, раскачивающий единственный низкочастотник у полочников, сделает бас более сухим и скоростным. Так и оказалось — в композиции DragonForce «Through the Fire and Flames» динамики без особого труда успевали за пулеметным ритмом гитар и бас-бочки.
В песне «Hunting High And Low» от Stratovarius та же картина — колонки четко передают скоростной драйв, одновременно подчеркивая вокал и наполняя комнату плотными и не гулкими басами. Возможно, подлинные металлисты предпочтут звук пожестче, но явных провалов у ARB51 в этом жанре нет.
По опыту, эти полочники следует ставить к стене не ближе 40 см, иначе комната отзывается гулом
Безукоризненно прозвучала композиция «The Happiest Days of Our Lives» из альбома «The Wall» Pink Floyd. Несмотря на тщательную виброразвязку колонок, от рокота вертолета по полу из массивной дубовой доски побежала дрожь и акустические волны ударили в барабанные перепонки.
«You! Yes, you! Stand still, laddie!», — закричал Учитель голосом Роджера Уотерса (пропущенным через ревербератор). И далее — отличный баланс гитар, ударных и вокала. Но эту конкретную оцифровку я долго выбирал среди многих подобных. Просто знайте, что полочники ARB51 хоть и не сильно придирчивы к качеству записи, но полностью раскрываются лишь на образцовых треках.
Песня Muse «Uprising» как помпа накачала в комнату низов, заставив воздух дрожать. Подача была густой и массивной, при этом — без потерь в детальности. Однако, как и в случае с напольниками, мне не хватило эмоций у Мэтью Беллами. Добавляю эквалайзером по децибелу на верхах и низах — и в голосе появляется больше нервных оттенков.
Зато в композиции «Heaven on Their Minds» из рок-оперы «Jesus Christ Superstar» вокал Мюррея Хэда в партии Иуды, напротив, чересчур доминировал, задвигая в целом хорошо проработанное инструментальное сопровождение. И здесь ситуацию частично исправил щелчок тумблера СЧ на децибел вниз от нейтральной позиции.
Известная электронная композиция «The Robots» от Kraftwerk прозвучала «на пятерку» даже с Tidal — насыщенно, объемно и одновременно чисто и прозрачно, с четко очерченными низами без малейшего гула. Схожее впечатление вызвала песня Yello «The Race». Так что с электроникой эти полочники подружатся без проблем.
А вот с джазом, как говорится, не все так однозначно. Вроде бы звук правильный, ровный и сбалансированный, но мне все время не хватало живости, эмоций и той самой джазовой яркости. И только вещь, ставшая уже джазовым стандартом — «Take Five» от Dave Brubeck Quartet — прозвучала образцово, отлично согласовавшись с мягкой подачей колонок.
Схожее впечатление оставила камерная классика — в частности, неоднократно применяемый на тестах альбом «J.S. Bach. Oboenwerke. Alexei Utkin. Hermitage Chamber Orchestra». И снова у меня практически нет претензий к звучанию отдельных инструментов, их сбалансированности в общей подаче, но эмоционально они звучат несколько отстраненно и, я бы сказал, равнодушно. Впрочем, это сугубо личное мнение.
При относительно небольшом диаметре 5,25-дюймовый алюминиевый низкочастотник выдает объемный насыщенный бас
А вот где полочники ARB51 наиболее придирчивы к качеству файла — так это в оркестровой классике. Если при живой записи где-то поленились должным образом расставить микрофоны, то вы получите совершенно плоский и невыразительный звук — и, к сожалению, таких случаев немало. Зато образцово записанные оперы и симфонические концерты подарят вам широкий динамический диапазон, объемную сцену и хорошо проработанные инструменты.
В целом, подача у этих полочных колонок очень схожа со звучанием родственных напольников. Она довольно мягкая и местами, можно сказать, «акварельная». Причем сходство в звуке полочной и напольной акустики чувствуется даже при использовании сетевых плееров разного класса и ценовой категории.
В помещении площадью до 30 кв.м. мощности этих полочников и глубины баса вполне достаточно — он здесь посуше и побыстрее, чем у напольников. Кстати, характеристики на низах у полочников близки к напольным колонкам (44 Гц против 43 Гц), а в действительности в оркестре можно различить турецкий барабан, который играет чуть ниже.
Колонки не яркие, и, пожалуй, они должны понравиться любителям «притемненного» звука. Их звучание комфортно и совершенно не утомляет при длительном прослушивании. Одновременно, полочники отличает высокая универсальность и способность работать буквально со всеми музыкальными жанрами — где-то очень хорошо, на другом материале не столь эффектно, но откровенно слабых мест у этой акустики нет.
Вывод
За эту цену я затрудняюсь найти столь же хорошо звучащий комплект пассивных полочников и усилителя мощности — при том, что эти активные колонки предлагают беспроблемное универсальное решение для разнообразного музыкального материала.
Как мне показалось, рок-музыку и электронику ARB51 воспроизводят эффектнее, чем акустические инструментальные жанры, но если записи и источник подчеркнуто качественные, то колонки достойно преподнесут любую композицию.
Достоинства: удачное сочетание цены и качества звука. Способность работать практически с любыми музыкальными жанрами. Возможность корректировки звука встроенным эквалайзером. Привлекательный дизайн.
Недостатки: в отдельных композициях и жанрах хотелось бы более насыщенного и яркого звучания. Мелкие и неудобные тумблеры на панели управления.
Паспортные данные
Количество полос: 3
Акустическое оформление: фазоинвертор
ВЧ-излучатель: 2,5 см, мягкий купол, коаксиально объединен с СЧ-динамиком
СЧ-излучатель: 10 см, алюминиевый
НЧ-излучатель: 13,34 см, алюминиевый
Встроенные усилители: ВЧ — 40 Вт, класс АВ; СЧ — 100 Вт, BASH AB; НЧ — 160 Вт, BASH AB
Частота раздела: 260 Гц, 2 200 Гц
Диапазон частот: 44–28 000 Гц
Входы: RCA, XLR, AirX² Wireless
Отделка: черный лак, белый лак, шпон черного дерева Emara (лак)
Габариты (ШхВхГ): 18,9x34,5x24 см
Вес: 8,1 кг (одна колонка)
Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Тест активных полочных колонок ELAC Navis ARB51: компактные, мощные и разносторонние