О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео495Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2552Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Cayin
Компания Cayin входит в крупную национальную корпорацию AVIC (AVIC INTL), находящуюся под контролем авиационной промышленности Китая. В рамках инвестиций, с целью создания национальной компании-производителя элитной аудиотехники, в 1993 году была основана компания Cayin. Первый ламповый усилитель (FU29) был выпущен в 1994 году, но его до сих пор можно найти на вторичном рынке, что безусловно говорит о том, что продукция Cayin рассчитана на долгую и надёжную службу.
Подробнее о бренде CayinОбзоры товаров под маркой Cayin (27)Официальный сайт Cayinen.cayin.cn
Теплое знакомство с ламповым звучанием. Обзор усилителя Cayin MT-12N
Ламповые усилители в отличие от проигрывателей винила или магнитофонов никогда не сходили с Hi-Fi-сцены. Они образовали свою собственную теплую и уютно подсвеченную нишу и открывали доступ к ней лишь тем, кто способен оценить своеобразный характер их звучания и при этом готов мириться с невысокой эффективностью – в плане энергопотребления – и прочими попутными расходами.За
- убедительная демонстрация «лампового» звука
- компактные габариты
- цена
Против
- Справляется не со всеми жанрами
Для кого
Для тех, кто желает начать знакомство с данной технологией звукоусиления, а также любителей не самых масштабных произведений
Для чего
Для создания винтажной компактной Hi-Fi-системы и получения удовольствия от прослушивания многих композиций, которые выигрывают от лампового «аромата» звучания
С чем сочетается
По дизайну – с компонентами в стиле ретро, при этом стоит отдать предпочтение колонкам с более высокой чувствительностью
Для защиты ламп предусмотрена съёмная металлическая перфорированная крышка
При этом технология не стояла на месте. Сегодня никого не удивишь ламповым усилителем с выходной мощностью более 100 Вт на 4 Ом, широким, почти как у полупроводниковых моделей, частотным диапазоном, невысокими нелинейными искажениями. Они теперь оснащаются вспомогательными схемами разного рода, делающими их работу стабильной на протяжении долгого времени. Как следствие, эти устройства стали более жанрово-универсальными, сохранив, к счастью, свой собственный подход к подаче музыки.
Тем не менее, ламповые усилители остаются особыми Hi-Fi-компонентами, предназначенными для знатоков и любителей аудиотехники такого рода. Однако можно наблюдать увеличение спроса на них в связи с возникшей не так давно модой на ретро – проигрыватели винила, олдскульные колонки. Вполне логично, что связующим звеном между ними должно быть устройство также родом из «золотой» эпохи Hi-Fi.
Cayin MT-12N – самая доступная модель линейки ламповых усилителей китайской компании, которая почти за 30 лет работы смогла завоевать международное признание. Это, если можно так выразиться, самый, что ни на есть, классический представитель аппаратуры данного типа. Он располагает схемой усиления класса AB с максимальной выходной мощностью 9 Вт на канал – немного по нынешним меркам, но мы же говорим о винтаже. Его собратья и конкуренты отличаются большим разнообразием дизайна, у MT-12N же наиболее распространенный тип внешности, обусловленный конструкцией: прямоугольное шасси, на котором установлены трансформатор блока питания и пара широкополосных выходных с Ш-образным сердечником, а также все задействованные лампы. Это одна 12AU7и две 6N1P в предварительной секции, а также четыре пентода EL84EH в выходном каскаде. Средств для подстройки пользователем тока смещения этих ламп не предусмотрено. Усилитель оснащен системой «мягкого старта», позволяющей продлить срок их службы, для регулировки громкости применен прецизионный потенциометр ALPS японского производства. Во внутренней разводке используются медные провода с серебряным напылением, а клеммы для подсоединения АС позолочены.
Стоит также отметить, что этот компонент довольно мал (ВхШхГ: 33х16х25 см), и он хорошо подойдет для компактной системы, которую будет легко разместить в небольшом помещении, где к тому же от него не потребуется чрезмерных усилий по созданию громкого звука.
Справа ручка выбора входа, тумблер включения/выключения вынесен на боковую панель слева
Классическое ламповое звучание
Тем не менее, при тестировании для начала ему в напарники были выбраны сетевой проигрыватель Technics SL-G700 и крупные напольники Revel F-52, которые, как ожидалось, позволят Cayin MT-12N продемонстрировать потенциал в плане проработки и детальности. И он весьма неплохо справился с воспроизведением композиций с небольшим числом исполнителей – солистов и инструментов – обеспечивая плавное, текучее звучание и убедительную фокусировку на объемной сцене. Так, песни Эллы Фитцджеральд с альбома Clap Hands, Here Comes Charlie! звучат приятно для слуха и вполне эмоционально. Нельзя сказать, что выявляется все до мельчайших нюансов, которые нам хорошо знакомы в этой записи по предыдущему опыту, но общее настроение, мелодичность, джазовые ритмы переданы достойно.
Композиция Take Five квартета Дейва Брубека тоже слушается легко и не без удовольствия: есть подвижная динамика, слаженность игры инструментов и четкость их образов на музыкальной сцене, тональная сбалансированность, отточенность ударов в соло на барабанах, легкая, искрящаяся перкуссия и струнные текстуры в голосе контрабаса.
Не вызывает особых нареканий и проигрывание песни Highway Star группы Deep Purple – ее стремительность и особая мелодичность передаются замечательно, вокал не заслоняется инструментами, он выразителен и разборчив, сцена хорошо организована.
Но вот композиции группы Muse, к примеру Take a Bow, оказываются более трудной задачей для Cayin MT-12N: ему не хватает дотошности, чтобы разобраться со всеми хитросплетениями сложных аранжировок, а динамического диапазона – чтобы обеспечить – без подкручивания ручки громкости – детальность в начале упомянутой вещи и обойтись без искажений в ее громоподобном конце.
Симфоническая музыка и даже камерные произведения с такими сложными для воспроизведения инструментами, как клавесин, тоже не вполне удаются этому Cayin – недостает четкой организации и точности передачи тембров.
Приятная атмосфера
Если же вернуться к теме модной, но компактной Hi-Fi-системы в стиле ретро, то стоит поделиться впечатлениями от прослушивания MT-12N с небольшими полочниками JBL Studio 620, твитеры которых нагружены на подобающие случаю рупоры. Усилителю явно удобно работать с ними, тем более что мониторы, к которым можно отнести эти АС, предполагают размещение пользователя поблизости от них.
«Атмосферная» композиция Koto Song с альбома Concord on a Summer Night действительно наполнена воздухом, заполняющим глубокую и широкую сцену. Дейв Брубек нежно и изящно ведет партию рояля, контрабас обеспечивает ему текстурную басовую поддержку, перкуссия свободно и легко парит в пространстве, голос саксофона подвижен и насыщен достоверными тембрами. Звучание именно такое, какого ожидаешь от ламповой технологии. Пусть мы и не расслышали стрекота цикад, которые с самого начала сопровождают живое выступление артистов, но эмоциональная составляющая сформирована в полном объеме.
Прекрасные инструментальные аранжировки и замечательный вокал ДиДи Бриджуотер, исполняющей французскую песенную классику (альбом J’ai Deux Amours), также отменно удаются Cayin MT-12N, чему способствует его очень хорошее чувство ритма. Все звуки округлы, но в то же время вполне детальны, нет и намека на плоскую аналитичность, к которой склонны цифровые и полупроводниковые устройства.
Усилитель оснащен по минимуму, но трех RCA-входов вполне достаточно для подключения, к примеру, виниловой вертушки, оснащенной фонокорректором, CD-проигрывателя и сетевого плеера.
Подводим итоги
И все же, если вам нужен просто качественный жанрово-универсальный усилитель для вашей первой Hi-Fi-системы, то лучше начать поиск среди современных полупроводниковых моделей – в этом ценовом диапазоне выбор весьма широк. Но коли уж вас захватили модные тренды, то для знакомства с ламповой технологией Cayin MT-12N подойдет очень хорошо. Он сравнительно недорог, прост в обращении, компактен, а главное, способен продемонстрировать, чего же можно ожидать от нее в плане звучания. Если его положительные стороны с вашей точки зрения перевесят сопутствующие недостатки, то в будущем можно будет задуматься о приобретении более совершенных (и гораздо более дорогих) аппаратов того же бренда или многих других, у которых плюсов значительно больше, чем минусов.
Вся техника была протестирована в шоурумах Аудиомании
Как мы тестируем Hi-Fi-компоненты
январь 2021 г.