О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Тайны вдохновения. Miles Davis. A Tribute to Jack Johnson. Обзор
В 1970-м промоутер боксерских поединков Билл Кейтон попросил Майлса Дэвиса записать саундтрек к документальному фильму о знаменитом боксере Джеке Джонсоне. Музыкант заинтересовался политическим и расовым подтекстом саги, личностью боксера – как писал Дэвис в аннотации к вышедшему в 1971-м оригинальному диску Jack Johnson, любителя спорткаров, джаза, модной одежды и красивых женщин. Его вдохновляли хард-роковые, фанковые и джаз-фьюжн-звучания того времени… Таковы предпосылки появления одного из лучших альбомов в карьере Майлса Дэвиса (по свидетельству партнера по записи Джона Маклафлина, так воспринимал его и сам джазмен) и одной из лучших пластинок с музыкой в стиле джаз-рок.Представленные на диске две 25-минутные композиции (Right off и Yesternow, по одной на каждой стороне) записаны в студии на нью-йоркской 30-й улице 18 февраля и 7 апреля 1970 года. С Дэвисом работали клавишники Херби Хенкок и Чик Кореа, гитаристы Маклафлин и Сонни Шэррок, кларнетист Бенни Мопин, ударники Джек Деджонет и Билл Кобэм. На конверте рецензируемого альбома фигурирует ансамбль в составе (кроме самого Майлса) Хенкока, Маклафлина, саксофониста Стива Гроссмана и фендер-басиста Майкла Хендерсона.
Трек Right off собран из нескольких дублей, содержит соло, записанное Дэвисом в 1969-м. Yesternow основан, главным образом, на слегка измененной линии баса из песни Дж. Брауна Say It Loud – I’m Black and I’m Proud. Обе композиции начинаются в строе с тоникой си бемоль и модулируют одна в ми, другая в до минор.
Дэвис покинул территорию чистого джаза, перейдя на поле хард-рока и фанка. Jack Johnson имел весьма значительный успех у прессы и публики, о чем свидетельствовали высокие места в чартах. Авторитетные музыкальные обозреватели и издания называли альбом великим и ставили его в один ряд с такими дисками Дэвиса, как Milestones и Kind of Blue.
На рецензируемом диске воспроизведены первое (с боксером в автомобиле, на задней стороне конверта) и последующие оформления – с Дэвисом, играющим на трубе. В следующих после оригинального изданиях пластинки ее название изменено на A Tribute to Jack Johnson. В 2003-м альбом стал частью пятидискового комплекта The Complete Jack Johnson Sessions, включающего ранее не изданный материал, записанный во время исторических сессий.
Пластинка содержит первоклассную музыку для углубленного и многократного прослушивания; музыку, лишенную поверхностной развлекательности и наполненную смыслами. По содержательности и художественной значимости композиции диска вполне можно сопоставить со значительными произведениями и записями академической классики.
Самой высокой оценки достойно звучание поистине аудиофильского уровня. Ему свойственны просторное и воздушное акустическое пространство, рафинированные тембры (с преобладанием электронных), обостренная мелодическая и сценическая графика, подвижная и ясная динамика, а также в целом редкая естественность музыкального рисунка.