О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Tangerine Dream – Destination Berlin. Западный Берлин'89, электронное прочтение. Обзор
Став классиками электронного звука в семидесятые, участники «ТД» в восьмидесятые решительно перевернули жанровую страницу. Их новые звук и подход были приняты не всеми, но соответствовали духу времени и были вполне объяснимы.
Во-первых, технический прогресс: электронщина стала массовой, и толочься в сонме последователей и подражателей сделалось неинтересно. Во-вторых... снова прогресс, новые подходы и решения. Вместо леса и лабиринта аналоговых синтезаторов – рэковая стойка «электронных мозгов» и компьютерно-секвенсерная техника: что-то прибыло, что-то убыло. Нельзя бесконечно входить в одну и ту же реку. «ТД» зазвучала квантованно, ровно и точно. Вместо медитативности и некоторой психоделичности – ясный, открытый New Age и Easy Listening.
Принято считать, что «фильмовые» альбомы «ТД» (коих, действительно, легион) – это второй сорт и, в определённом смысле, халтура. Однако в данном случае пометка «soundtrack» скорей вводит в заблуждение, нежели ставит диагноз.
1989 год, Берлин, пока ещё Западный. Презентация системы объёмного звука Imagine 360 – музыка и документальный фильм о Берлине. Ясно, что главное здесь – музыка, и артистам предоставлена полная творческая свобода. Destination Berlin получился качественным и полновесным, во многом повторяющим идею вышедшего за три года до этого Le Park – альбома удачного и, можно считать, образцового для «ТД» того периода. С той разницей, что в «Берлине» всё поэнергичней – сообразно отличию городской среды от парковой.
Работа лишена какой-либо звуковой архаики, воспринимается современно, как и всякий «ТД», начиная с диска Tangram. Аранжировки изобретательны, с интересной раскладкой ритмических пасьянсов. В некоторых вещах акценты практически фанковые – квантованная холодная ясность с развёрнутой ритмикой успешно сочетаются, не выходя за рамки приятной удобоваримости. Есть место, разумеется, и расслабленным вещам – что не отменяет их качающий электронный грув. По обыкновению много «фирменного тенжериновского» клавесина (если называть этот инструмент наиболее понятным словом). Глубокий и точный синтезаторный бас.
Понятно, что для «нормального» LP-аудио альбом смикширован в стерео (так или иначе, тогдашние форматы окружающего звучания – уже далёкое прошлое), но от продвинутой панорамно-сценической матчасти кое-что сохранилось.
Сцена обволакивающая, с домысливаемой глубиной, без явной локализации – инструмент звучит как бы со всех сторон. На сегодня это уже испытанный приём электронного саунда.
Продюсер: Андреас Шноор. Состав команды: бессменный главарь Эдгар Фрозе и Пол Хаслингер, свежая кровь. Третий не понадобился.
LP приходит в плотном пластиковом конверте на липучке, украшенном чёрной матовой наклейкой с металлическим тиснением. На обороте – треклист, информация, фото. Сине-чёрно-бежевая цветовая палитра. Внутренний конверт белый армированный, премиального качества. Яблоко в серо-чёрных тонах, с красным «ухом» Sony Music.
Что ж, экскурсия по Берлину исторического 1989 года вполне задалась. «Энергичный нью-эйдж», идеальный электронный звук восьмидесятых.