О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
T+A
Название компании T+A образовано из двух слов - Theory and Application ("Теория и применение"), что обозначает следующее: применение при изготовлении продуктов основных законов физики с целью добиться наиболее точного воспроизведения музыки.
Подробнее о бренде T+AОбзоры товаров под маркой T+A (93)Официальный сайт T+Awww.taelektroakustik.de
T+A SACD 1250 R. Широта взглядов. Журнал "АудиоМагазин"
Протестированный проигрыватель являет собой прекрасный пример сочетания передовых технологий и достигнутых с их помощью весьма неординарных результатов в звучании. Вкупе с развитыми функциональными возможностями и традиционным немецким качеством это позволяет ему претендовать на роль качественного источника сигнала в самых разнообразных звуковых трактах.Аппаратура немецкой компании Т+А периодически посещает наш испытательный стенд. Недавно фирма отметила свой 30-летний юбилей. Она была основана в 1978 году в городе Херфорд и начала свою деятельность с производства акустических систем. В 1984 году в ассортименте появились усилители, в том числе и ламповые. С конца 1990-х годов начался массовый выпуск цифровой звукотехники.
В настоящее время Т+А elektroakustik GmbH&Co. KG (таково полное наименование фирмы) — один из крупнейших производителей аудиокомпонентов класса hi-fi и High End во всей Западной Европе.
Вот уже много лет не утихают споры и дискуссии о субъективном приоритете SACD по сравнению с традиционным компакт-диском, хотя технические преимущества SACD кажутся очевидными. Наряду с этим и грамзапись продолжает процветать, число ее поклонников возрастает. Сам процесс звукозаписи тоже непрерывно совершенствуется. Появление методики Iso-Mike — свидетельство этому. Когда-то мы восхищались живым воздушным звучанием грампластинок американской фирмы Blue Note. IsoMike — это, по существу, возрожденные методы акустической обработки сигналов, применяемые в фирме Blue Note, но реализованные на современном научно-техническом уровне с учетом субъективного слухового восприятия нашего времени.
Конструкция
Аппараты Т+А серии R отличаются простым, но изящным дизайном. Корпуса имеют стальные шасси; передние, боковые и верхние панели — алюминиевые, для опоры применяются виброизолирующие ножки с регулировкой по высоте. Добросовестная сборка и отделка характерна для всех изделий Т+А. Любой аппарат снабжен сертификатом качества с автографами лиц, ответственных за каждый из этапов проверки. Универсальный пульт дистанционного управления приобретается отдельно.
Модель 1250 R спроектирована на основе 10-летнего опыта разработок аппаратуры фирмы Т+А. Полоса частот в формате SACD значительно шире, чем у обычных CD. В результате преобразований и обработки сигналов она может заходить и в ультразвуковую область, украшая и обогащая звучание за счет "благоприятных" нелинейных процессов. Благодаря нелинейности слуха в звучании живого оркестра мы воспринимаем комбинационные тоны из ультразвуковой части спектра музыкальных инструментов.
У обычных CD частотный спектр обрезается на 20 кГц, и это субъективно обедняет звучание. SACD 1250 R может воспроизводить полосу частот до 100 кГц, но далеко не все усилители способны обеспечить такой спектр с необходимой устойчивостью и малыми искажениями. Поэтому у проигрывателя SACD 1250 R кнопка Wide, включающая широкую полосу, дополнительно заблокирована на задней панели. Выключить блокировку есть смысл только при условии, что ваш усилитель способен исправно работать в номинальной полосе частот до 400 кГц. В противном случае возможна его перегрузка и даже самовозбуждение. Усилителям фирмы Т+А это не угрожает, их можно с удовольствием слушать в режиме Wide.
Для особо чутких или привередливых слушателей предусмотрена кнопка инверсии фазы сигнала Inv. Человек может улавливать инверсию фазы, но не всегда и не для всех это может быть связано с заметным изменением качества звучания.
Следует остановиться еще на одной особенности, способствующей повышению качества звучания и присущей проигрывателям Т+А: перед поступлением на 4 ЦАПа Burr-Brown РСМ1792 ИКМ-сигнал подвергается 8-кратной передискретизации до 352,8 кГц. Обычно в цифровых источниках для этой цели применяются типовые фильтры с конечной импульсной характеристикой (FIR). У этих фильтров есть одно неприятное свойство: они добавляют небольшое эхо до и после сигнала. В результате 10-летних исследований инженеры Т+А разработали собственный, более совершенный алгоритм вычислений на основе аппроксимации методом Безье. Этот метод обеспечил чистый безэховый звук с более натуральным качеством.
Применение двух модифицированных Безье-процессоров (OVS 2) в дополнение к чистому Безье (OVS3) вместе с двумя вариантами стандартных процессов (OVS Firn OVS 1) даст возможность выбрать наиболее предпочтительный режим.
Прослушивание
Тестирование проигрывателя Т+А SACD 1250 R мы разделили на два этапа. Сначала провели прослушивание и оценку аппарата в качестве проигрывателя обычных компакт-дисков, что очень важно: ведь коллекции CD уже накоплены, а дисков SACD на сегодняшний день не так уж много.
Затем последовал этап более интересный — сравнение звучания обычных CD с SACD. В обоих форматах нами были выбраны достойные соперники по жанрам, исполнительскому мастерству и качеству записи.
Так как фонограммы SACD обладают более широким частотным диапазоном (до 100 кГц), нежели CD, то в акустических системах дополнительно использовался тщательно согласованный измерительный супертвитер ИГ-2В и проводилось контрольное прослушивание на электростатических наушниках Stax. Полоса частот контрольного усилителя оказалась вполне достаточной (свыше 100 кГц).
Начали прослушивание с привычных, хорошо известных нам обычных CD (1, 2, 3, 4). Затем пристально вслушивались в звучание режима CD на гибридных дисках (5, 6, 7, 8, 9). В обоих случаях мы слышали добротное, привычное звучание хорошего CD-проигрывателя, вполне соответствующего своему техническому статусу и ценовой категории.
Обычно при прослушивании CD мы воспринимаем музыку ушами, а обрабатываем рассудком. В данном случае бряцать эмоциями и славословить в адрес CD тоже причин не было.
Я люблю аналоговые записи, но в настоящее время не являюсь поклонником "винила", хотя воспитывался именно на нем. При всем моем уважении к этому типу носителя, в наше время трудно примириться с характерными для него искажениями от релаксации канавки и воздействия звуковых волн от акустических систем на поверхность грампластинки при размещении АС в одной комнате с проигрывателем. Как показывает опыт, эти искажения заметны даже при проигрывании современных массивных пластинок на очень хороших "вертушках".
Перешли ко второму этапу, включили режим SACD... Я не впервые слушаю SACD, но такой поразительной разницы по сравнению со звучанием CD на этом же проигрывателе никак не ожидал, хотя его звучание в режиме CD было на уровне хороших моделей других фирм.
В режиме SACD на Т+А 1250 R музыка будто сбрасывает оковы, оживает, несется стремительным потоком, увлекая слушателя. Восхищает и захватывает открытая, неограниченная динамика, свободная от взаимной микро- и макромаскировки, явно выраженной в CD-формате. Тембры кажутся удивительно естественными, натуральными в полном смысле слова. Музыка приобретает проникновенную эмоциональность, завораживая слушателя. Я невольно вспомнил звучание скоростных студийных фонограмм берлинского, а позже и ленинградского Дома Радио. Некорректно, конечно, при описании звучания SACD приводить подобные примеры из прошлого века, но это правда. Диски SACD не с чем больше сравнить, кроме как со студийной мастер-лентой, причем с аналоговой. Реализм звучания и эффект присутствия при прослушивании SACD таков, что переключение в режим CD обескураживает чутких к музыке слушателей. Создается впечатление, как будто заменили исполнителей и даже звуковой тракт. Потерялся ясно выраженный "эффект адресации , когда кажется, что исполнитель играет (поет) только для тебя.
При воспроизведении SACD музыкальные инструменты звучат в пространстве комнаты; при CD — большая часть их "сидит" в акустических системах, остальные локализуются между колонками, утрачивается точность атаки и затухания звуков — и, как следствие, глубина пауз.
В отличие от грамзаписи, где комфортность звучания часто конфликтует с его музыкальной выразительностью, на SACD это противоречие в большинстве случаев малозаметно, что, безусловно, повышает авторитет формата, стирая границу между мело- и аудиоманами.
Особенно нас обрадовало звучание диска, записанного по методу IsoMike (5): это удивительное, предельно чистое живое звучание. К сожалению, полностью достоинства этого метода мы выявить не смогли, т.к. для полной реализации его звуковых возможностей требуется 4-канальный тракт. Но то, что мы услышали, было уже внушительно, а 4-канальная система IsoMike способна и вовсе "перенести" слушателя в акустическую атмосферу студии, что весьма заманчиво.
Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №1 2009 www.audiomagazine.ru