О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
T+A
Название компании T+A образовано из двух слов - Theory and Application ("Теория и применение"), что обозначает следующее: применение при изготовлении продуктов основных законов физики с целью добиться наиболее точного воспроизведения музыки.
Подробнее о бренде T+AОбзоры товаров под маркой T+A (93)Официальный сайт T+Awww.taelektroakustik.de
T+A Criterion TCI 2E. Гибкий график. Журнал "АудиоМагазин"
Немецкой компании T+A в следующем году исполняется 30 лет. На страницах нашего издания периодически появлялись материалы о различной продукции под этой маркой, но в абсолютном большинстве случаев нам приходилось иметь дело с источниками сигнала и звукоусилительной техникой. Сегодня же мы поближе познакомимся с акустическими системами Criterion TCI 2Е.Акустическая система T+A Criterion TCI 2E
Конструкция
Линейке Criterion —- уже четверть века. Все модели этой серии отличаются использованием акустического оформления типа transmission line. Собственно говоря, аббревиатура TCI и расшифровывается как Transmission line Carbon fibre Impulse. Данный тип акустического оформления является своего рода имитацией закрытого ящика, но без негативного воздействия упругости воздуха на тыльную сторону НЧ-динамика. К его минусам следует отнести сложность реализации и неизбежно большие габариты корпуса акустических систем, к плюсам — низкую граничную частоту и высокое качество воспроизведения НЧ.
Корпус
Технология изготовления корпусных панелей очень необычна. С десяток листов букового шпона толщиной 2 мм каждый, уложенных друг на друга с взаимным пересечением волокон, склеиваются вместе под воздействием давления, температуры и СВЧ-излучения. Одновременно им придается сложный волнообразный профиль, необходимый для минимизации резонансов и увеличения внутреннего объема в готовом корпусе. Дополнительные элементы жесткости и непосредственно сама линия передачи изготовлены из традиционного MDF. Порт линии передачи выведен на переднюю панель, а его внутренняя сторона обклеена специальной звукопоглощающей пеной. Ширина передней панели ограничена лишь габаритами динамиков, а все острые углы старательно сглажены, что должно способствовать уменьшению дифракции, а также фазовым характеристикам и диаграмме направленности. Варианты внешней отделки: черный или серебристый лак либо натуральный шпон ольхи, клена или темного ореха. В комплект входят установочные шипы и ножки с контргайками.
Динамики и разделительный фильтр
Два НЧ-динамика оснащены диффузорами диаметром 160 мм из углеволокна. Диффузор же СЧ-динамика диаметром 120 мм изготовлен из целлюлозы. Из его внешних отличительных особенностей следует отметить фазовыравнивающий колпачок и низкопрофильный подвес. 4-слойная звуковая катушка диаметром 40 мм имеет титановый каркас. Литая магниевая корзина легко удерживает на себе массивную магнитную систему диаметром 120 мм. Акустическое оформление — закрытый ящик. Итогом всех этих технологических ухищрений стал частотный диапазон от 250 до 2500 Гц, при этом уровень искажений и окраски очень мал.
В качестве ВЧ-динамика использован электростатический модуль с изогнутой мембраной, чьи габариты составляют 80 х 135 мм. Ее профиль обеспечивает ровную АЧХ в пределах ±30°, что существенно увеличивает зону комфортного прослушивания. Сама мембрана расположена на некотором углублении относительно СЧ-динамика для фазокогерентного излучения. Поскольку данному типу излучателей необходимо электропитание для зарядки, па задней панели АС расположен разъем для подключения сетевого кабеля, а на передней панели присутствует зеленый светодиод, индицирующий его состояние. Схема слежения за наличием сигнала выключает зарядку мембраны при паузе более 5 минут.
Модуль кроссовера FSR (Fast Signal Response) выполнен па двухсторонней печатной плате, одна сторона которой представляет собой сплошной медный экран, являющийся общим "земляным" проводником, а на второй вытравлены непосредственно соединительные дорожки. Благодаря данному конструктивному решению разделительный фильтр способен безболезненно оперировать сигналами с большими значениями тока, при этом взаимопроникновение сигналов минимизировано. В тех случаях, когда в схеме необходимо наличие больших емкостей, они реализуются посредством банков конденсаторов малой емкости, включенных параллельно. Таким образом, удается уменьшить их индуктивность и увеличить скорость нарастания сигнала. Фактически все катушки индуктивности на плате имеют воздушный сердечник. Терминалы на задней панели АС позволяют подключение по схемам bi-wiring и bi-amping.
Изготовлены колонки в Германии.
Установка и подключение
В качестве основной рекомендации по установке производитель приводит схему равностороннего треугольника со стороной не менее 2 м. Кроме этого, желательно расположить колонки на расстоянии не менее полуметра от стен, а также не вплотную к телевизорам на основе ЭЛТ, поскольку динамики AC Tie являются магнитоэкранированными.
Рекомендованные параметры усилителя для совместной работы с этими АС таковы:
Ток >10А
Фактор демпфирования >400 Мощность (на канал) >125 Вт
В качестве заключительной стадии настройки АС можно использовать три переключателя на задней панели, предназначенных для коррекции НЧ, СЧ и ВЧ в пределах ±1,5 дБ.
Прослушивание
Criterion TCI 2Е не "накачивают" музыку воздухом и не "раскрашивают" ее. Если в фонограмме присутствует воздушность — например, в альбоме группы Shadows (1),— то это результат работы звукорежиссера, а не особенность звучания колонок. Использование ревербератора — неотъемлемая часть фирменного саунда Shadows, как и "плавающий" звук "Фендера Стратокастера" Хэнка Марвина. АС раскрыкусственно созданное акустическое пространство, в котором отнюдь не теряются ни гитары, ни ударные.
Если Shadows стремились к комфортному звуку, то Stray Cats — три американских пария, возродившие в начале 1980-х на британской почве стиль рокабилли,— имели совсем другие звуковые предпочтения. Их альбом "Gonna Ball" (2) критики сочли неудачным, но воспроизведение этого диска через Criterion TCI 2Е еще раз подтверждает, что критики ошиблись. Упругий бас, сочные н сырые гитарные соло, хрипловатые саксофоны и скорострельные барабанные брейки, напористый вокал -все это по сию пору звучит свежо и заряжает энергией. Критики пеняли музыкантам на то, что запись этого альбома проводилась в спешке, но сейчас, спустя десятилетия, можно уверенно сказать: торопливость и нервозность в студии только добавили музыке Stray Cats непосредственности и драйва.v
Подводя итог от прослушивания двух рок-альбомов, можно сказать, что, хотя колонки и не отдают особого предпочтения каким-либо группам инструментов, электрогитары звучат в них просто великолепно. Прекрасно звучит гитара и на альбоме Адриапо Челентано "С`е Sempre Un Motivo" (3), как, впрочем, и скрипки, виолончель, бас, синтезаторы, электронные и "живые" ударные. Особенно хорош голос Челентано. Такое впечатление, что годы над ним не властны. В январе 2008 Челентано отметит семидесятилетний юбилей п встретит он его в прекрасной творческой форме. Расставшись с сомнительными увлечениями середины 1990-х (рэп, тогдашняя танцевальная электроника и т.п.), Челентано достиг творческой мудрости. "С`е Sempre Un Motivo" — зрелый и один из самых удачных его альбомов. Акустические системы T+A реалистично демонстрируют все достоинства этого диска.
При прослушивании записи "Пиковой Дамы" (4), осуществленной Мстиславом Ростроповичем во Франции в 1977 году, для исправления тусклого и обедненного басами звучания пригодились регуляторы тембров, расположенные на задней панели АС. Для рок- и поп-музыки подобная тон-корректировка была излишней, переключение клавиш существенных изменений не вносило, но для оперной музыки такое вмешательство оказалось необходимым.
Качество архивных записей джазового саксофониста Джерри Маллигана (5) изначально невысоко, и тонокомпенсация исправить сто не могла, но AC Criterion TCI 2E на артефактах (свист, шипение, завал некоторых частот и пр.) акцента не делают, позволяя сквозь несовершенство записи наслаждаться одним из лучших баритон-саксофонов XX века.
Контрольный тракт
CD-транспорт Mcintosh MCD1000;
цифро-аналоговый конвертор Mcintosh MDA1000;
предварительный усилитель Krell Evolution 202;
усилители мощности Krell Evolution 600;
кабель цифровой Harmonic Tech CyberLink Silver;
кабели межблочные симметричные Sillech Classic SQ-110 Mk2;
кабели акустические Sillech LS-180 iQ;
кабели сетевые Sillech Classic SPX-30 Mk2;
стойка для аппаратуры Sonus Systems Elite 1350.
Музыкальный материал
Disc 1 Shadows; The Gold Collection (EMI, 1997. 7243 8 55319 2 7)
Disc 2 Stray Cats; Gonna Ball (Arista, 1981. 254 019)
Disc 3 Adriano Celentano: C'e Sempre Un Motivo (Clan, 2004. CLN 2055-3 RIF. Sony, 518973 3)
Disc 4 Tchaikovsky: Pique Dame. Rostropovich, Gougaloff, Vishnevskava (Deutsche Grammophon, 2002. DG 4636792)
Disc 5 Gerry Mulligan: My Funny Valentine (Sanctuary Records Group Ltd., 2006. PDSCD 631)
Вывод
Для любителей рока, во всех его разновидностях, T+A Criterion TCI 2Т -достойное приобретение. Акустические системы без прикрас, во всей полноте, передают и агрессивные "запилы", и старомодное "приглаженное" музицирование. Для усиления или ослабления высоких, средних и низких частот на задней панели каждой колонки расположены три клавиши. Пользуясь ими, можно адаптировать звучание АС под собственный вкус или особенности помещения.
Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №6 2007 www.audiomagazine.ru