Супергруппа Beat: первые громоподобные шаги!

Мы уже привыкли к кавер-группам, трибьютам и прочим атрибутам времен пост- и метамодернизма: музыкальные оригиналы прошлого столь велики и значительны, что публика требует новых и новых их воплощений. Тем более, что зачастую их авторы и исполнители уже никогда не смогут выйти на сцену с той же программой...



Супергруппа Beat: первые громоподобные шаги!

Однако даже на этом фоне появление супергруппы Beat, на минувшей неделе начавшей свой дебютный гастрольный тур по городам США, выглядит чем-то особенным. Во-первых, она призвана повторить всего лишь один недолгий временной сегмент существования великих King Crimson — с 1981 по 1984 год. А во-вторых, в числе участников состава (состоящего из безо всякого преувеличения музыкантов высшего класса) половина участвовала в тех трех знаменитых альбомах лично.

Тогда, в первой половине 1980-х, одна из главных прог-рок- групп планеты пережила очередное возрождение: гитарист Эдриан Белью и басист Тони Левин, уже известные по различным составам, объединили свои силы с гитаристом Робертом Фриппом и барабанщиком Биллом Бруфордом. И результат этого объединения переопределил весь прог-рок — иначе нельзя оценить вышедшие в ту пору альбомы Discipline (1981), Beat (1982) и Three of a Perfect Pair (1984).

Идея о возрождении того состава пришла в голову Эдриану Белью ещё в 2019-м. «Я начал думать о том, могут ли King Crimson отправиться в тур, чтобы отпраздновать 40-летие первого из этих трёх альбомов, которое должно было наступить в 2021 году. Долго думал и в конце концов решил позвонить Роберту. Я изложил ему свои мысли, но он наотрез отказался участвовать, имея на то множество собственных причин. Впрочем, в итоге он сказал: «Если ты хочешь «рулить», Адриан, я тебя поддерживаю. Даже благословляю».

Звонок Биллу Бруфорду был также малооптимистичным: «Я выпаливаю в трубку: «Хотел бы ты снова играть в рок-группе?». Билл отвечает: «И что, опять часами сидеть в аэропортах у багажной ленты?!». Но он также благословляет эту идею».

Белью остался один — но с карт-бланш. Кто же может занять позицию Фриппа? Почему-то в голову ему приходит неожиданное имя Стива Вая. «Я где-то читал, что он восхищается работой Роберта, и, похоже, может сыграть что угодно! Звоню Стиву прямо с парковки местного продуктового магазина, и он удивляет меня тем, что искренне воодушевлён этой идеей».

Впрочем, реализации пришлось ждать ещё несколько лет. Начавшаяся пандемия урезала все возможные планы, и лишь в конце прошлого года был сформирован состав. Вай вновь подтвердил своё участие, Тони Левин сказал: «я в деле», а место за барабанами занял участник Tool Дэнни Кэри, с которым Белью работал на записи своих альбомов Side One (2004) и Side Three (2006), сложный и разнообразный музыкант, показавший себя с самой лучшей стороны в самых разных составах и стилях. Вай и Белью провели много времени, разбирая партии и устаканивая репертуар, затем настало время для репетиций (плюс добавьте сюда личные и гастрольные планы всех участников концессии!), и вот, наконец, 12 сентября концертом из 19 песен в двух отделениях в Сан-Хосе начался гастрольный тур Beat, в рамках которого запланировано 65 выступлений.

Как пишут первые рецензенты, супергруппа оказалась чем-то большим, чем просто суммой своих выдающихся частей. «Концерт был не просто данью уважения, но переосмыслением этих новаторских работ через призму взглядов четырёх музыкантов-мастеров, каждый из которых привнес свою уникальную виртуозность». Участие Вая явно привнесло новое измерение в эту музыку: он плавно смешивал собственную фирменную легато-фразировку и молниеносную работу пальцев с угловатыми полиритмическими структурами материала King Crimson; двуручный тэппинг и манипуляции с рычагом тремоло добавило новых текстур и сложности таким песням, как Frame by Frame и Elephant Talk. Не уступал ему и Белью, чья способность переходить в одной композиции от ритма к ведущими партиям — а часто делая и то, и другое одновременно — в очередной раз показала причину того, почему его считают одним из самых новаторских гитаристов своего поколения.

Бас и чепмен-стик Тони Левина были задействованы в полной мере: его пальцы танцевали по инструменту, создавая как непростые басовые линии, так и звенящие мелодии. Да и Дэнни Кэри оказался более чем способным справиться с требовательными ритмами репертуара. «Подход Кэри к оригинальным партиям Билла Бруфорда был одновременно уважительным и новаторским: он, сохраняя сложные полиритмы, привнёс в них свой собственный стиль, — пишут рецензенты. — Захватывающее барабанное соло в Indiscipline заставило публику вскочить на ноги, а техника игры на двух басовых барабанах придала Larks’ Tongues in Aspic (Part III) совершенно новое качество». Стоит добавить к тому же, что группа всё же вышла за рамки обещанного, сыграв инструментальный заглавный трек с альбома 1974 года Red.

Судя по всему, первые концерты Beat стали чем-то большим, нежели просто ностальгическим путешествием в прошлое для фанатов King Crimson — как минимум мастер-классом по прог-року, проведенному четырьмя музыкантами на пике их карьер. Они не просто отдали дань уважения этой сложной музыке, но заявили о себе как о невероятно интересных её интерпретаторах. Так что тем, у кого есть такая возможность, стоит ловить главную супергруппу сегодняшнего дня на тех площадках, где она будет выступать!


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", сентябрь 2024 г. www.salonav.com


Рок-музыка на виниле в нашем каталоге

Эту статью прочитали 239 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий