Супергитаристы, о которых вы знаете и не знаете

Гитаристы-виртуозы – люди, стоящие в рок-н-ролле на особой ступени. Чуть поодаль от прочих. Да, собственно, имеют ли они к рок-н-роллу отношение? Кажется, что “полировка грифов” (так презрительно называют большую часть разновидностей гитарического виртуозизма те, кто видит в нем самоцель и гипертрофированное эго) – отдельная отрасль музыкального искусства, существующая и впрямь ради самой себя.

Впрочем, стоит лишь немного окунуться глубже, и ты уже видишь, как тот же Джо Сатриани разумно и тонко играет на сольном альбоме Яна Гиллана и вполне себе смиряет эго в составе Chickenfoot…

а непокорный безумец Стив Вай, который еще позавчера на твоем домашнем экране терроризировал в Будапеште целый симфонический оркестр, аккуратно и старательно играет вместе со Стюартом Смитом легендарное соло из “Отеля Калифорния” на сцене Кеннеди-Центра, аккомпанируя товарищу Хуанесу, да и вообще оказывается пчеловодом, весело рассказывающим тебе по телефону, что это занятие ему посоветовал психотерапевт (кстати – стоило упомянуть Сатриани, как тут же он и выскочил в фейсбучной ленте, веселый, лысый, в пиджаке со страшными мордами!).

С другой стороны, есть мир акустических виртуозов, и про них почти совсем ничего не известно. Впрочем, всем памятен ролик .юного итальянца Луки Стриканьоли с акустическим кавером на Thunderstruck понятно какой группы.

Потом он сделал еще несколько роликов, выпустил альбом, объехал чуть ли не весь земной шар (дважды был в России, в ноябре приедет опять). Играет он в основном лихие кавер-версии известных мелодий, включая вот эту —

(все так и происходит, я видел это живьем, друзья!), но включает в программу и собственные пьесы, и их все больше. Недавно написал, что записывает альбом. Интересен треклист. В общем, тоже вполне себе живой и дышащий музыкант. К технике своей относится кропотливо, занимается зверски, не щадит себя, но понимает, что она не самоцель.

Или, скажем, его коллега по лейблу Candyrat Records, грубоватый и простецкий австралиец Деррин Нондорф, который еще и поет и пишет песни (Лука играет на его версии легендарной Sixteen Tons)…

лихо чешет тэппингом по струнам своей акустики, но просто ему так нравится. Такой он человек, Деррин, объехавший практически всю Сибирь и часть Урала (или наоборот). Он и в группе играл, но последнее время все больше один — так ему нравится играть и жить.

Ну ладно, эти парни все же хоть и светлые пятна на общем опять же фоне “самых быстрых”, но уже акустиков, тоже обитают в каком-то замкнутом пространстве: большая часть меломанов, существующих в традиционной системе музыкальных ценностей, о них просто ничего не знают и ужасно удивляются, попадая на их концерты, случайно по большей части. Но вот на концерте следующего нашего героя – концерте, собравшем практически полный Театр Эстрады, а это немаленькая площадка – я вообще не встретил ни одного знакомого человека.

Слава Эстаса Тонне, международного гитариста-бродяги (так его, скорее ошибочно, позиционирует всемогущий интернет, прославивший бывшего украинца) почему-то существует вне музыкальных кругов, даром что он собирает полные залы почти что по всему миру. Профессиональные музыканты посмеиваются над тем, что Эстас чередует свои весьма некороткие пьесы с монологами на русском, в которых говорит о вещах, которые традиционно отданы на откуп “учителям духовной мудрости” (собирательное название, никого лично в виду не имел) и много выступает на посвященных этой самой духовной мудрости фестивалях. Но, во-первых, стоит отсеивать зерна от плевел и не путать деланный пафос с закатанными глазами с настоящей искренностью (в конце концов, все слова из одних и тех же букв состоят, а значат разное), а во-вторых, надо было сходить прошлой осенью в Театр Эстрады. Туда, где вместе с Эстасом на сцене были невероятный израильский вокалист Нетанель Голдберг, живущий в Израиле уругвайский перкуссионист Джозеф “Пепе” Данца и виртуоз-скрипач Димитрий Артеменко. Просто сходить и погрузиться в эту звуковую стихию, во многом импровизированную, не имеющую формального отношения ни к какому из существующих стилистических клише и в то же время имеющую отношение к музыке, да еще какое.

Ну и, наконец, позвольте мне завершить этот нестройный импровизированный обзор удивительнейшим из виртуозов – экс-гитаристом Rage Against The Machine Томом Морелло. Еще в составе RATM он, левак, любитель носить на кепке звезду с серпом и молотом, был такой бомбой замедленного действия – взрывался там и тогда, где и когда даже в этой политически активной группе никто не ждал. Потом его видели в Audioslave вместе с Крисом Корнеллом, потом… потом он был настоящим бард-рокером, акустическим исполнителем под моникером The Nightwatchman – и был в этой ипостаси едва ли не более яростен, чем в “Рычагах”. После, сотрудничая с Боссом американского рока Брюсом Спрингстином, умудрился вдохнуть новую жизнь в старую, но великую песню Ghost Of Tom Joad…

…а ныне готовит к выпуску дебютный альбом суперколлектива Prophets Of Rage, в котором соединились силы троих бывших RATM-овцев и одновременно Audioslave-овцев (плюс басист Тим Коммерфорд и барабанщик Брэд Уилк), двух участников Public Enemy (это ДиДжей Лорд и Чак Ди), а также Би-Рил из состава еще одной рэп-легенды, Cypress Hill. “Мы — элитное подразделение революционных музыкантов, которое должно противостоять тому дерьму, что ждет нас на выборах”, — говорил Том в прошлом году. В нынешнем году “Пророки Ярости знают, чему противостоять: текущему американскому президенту. Только что вышел их второй сингл к альбому, релиз которого назначен на сентябрь, он посвящен проблеме бездомных, и, надо сказать, Том очевидно смиряет собственные способности в пользу общего дела с энтузиазмом, который кажется искренним и заразительным.

Вот такой вот набор небанальных людей, которые умеют играть на гитарах куда лучше чем лучшие из лучших современных музыкантов – жаль, если вы их не знали раньше, и как здорово, что вам еще предстоит их узнать. Они живые, разные, не похожие друг на друга и очень настоящие. Не верьте только тем, кто виртуозит ради самой виртуозности (их легко отличить по ключевым словам про суперскорость и прочие суперспособности, никому, кроме них, не нужные). А этим верить можно. Отвечаю.


Подготовлено по материалам портала "Салон Audio Video", август 2017 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 6 266 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
5 октября 2017, 09:27
Сергей (Гость)
А Дмитрия Нилова не вспомнили, а может и не знаете?
Написать свой комментарий