Студия «Fone Records»: «Ave Cesar, audiophiles te salutant!», часть 2

Прошло полгода с момента первой моей встречи с Джулио Чезаре Риччи на Fone Records. Однако тема «ленточного» ренессанса заметно волнует все более узкий круг неограниченных людей, а потому есть вопросы в тему и интересно, каковы будут ответы? Вопросы от форумчан и не только.

Перед Мундиалем все дается не легко, а в период его проведения — и того тяжелее. Вот звоню Маэстро Джулио «Синьориччи» договариваться о встрече, а он в ответ: «А давай-ка футбол вместе смотреть — ваши сегодня играют!»

Приехали в офис к назначенному времени, а там ассистентка Юлия одиноко и задумчиво перемывает только что привезенную партию нового винила, отпечатанного в Германии.

— Такая тяжелая у вас работа сегодня?

— Обыденная, мы всегда дважды моем пришедший тираж, прежде чем переложить в наши конверты и отправить клиентам. А вот еще Джулио приедет сейчас, послушает выборочно и попросит помыть снова, так часто бывает (улыбается). У него повышенный перфекционизм во всем.

К вечеру в Печчоли жара за тридцать; входит Джулио с распечаткой моих вопросов.

«Дмитрий, дорогой, здесь работы на пару месяцев, а у нас всего час до матча! Как интересно мыслят ваши коллеги в Москве! Я сам многое стал вспоминать и перепроверять по своим архивам».

Дискуссия стартовала активно и незаметно перешла в увлеченную беседу. Ниже я постараюсь структурировать результаты, насколько это возможно.

— Прошло уже 87 лет, когда фирма BASF создала магнитную ленту и тем самым — основу для магнитной записи сигналов. Вместе с этим родилась и проблема сохранности записанного материала. С тех пор соответствующие специалисты заняты вопросами долговременного хранения магнитных записей. К настоящему времени человечество накопило огромный фонд магнитных записей самых разных видов, и по большей части уникальных. Среди них многое уже невосполнимо. Поэтому знать, как хранить записанное, как обеспечить в сохранности исходное качество — просто необходимо. К началу 70-х годов прошлого века выяснилось, что магнитные ленты пригодны для долговременного хранения. А так ли это на самом деле? Что говорит ваш собственный опыт?

— Дмитрий, я думал начать с более простого! А не пойти ли нам уже сейчас в бар?

Первый тайм: Россия - Уругвай 0:1, а также проблемы хранения и эксплуатации мастер-лент и их копий

Ристретто очень помог, и я продолжаю.

— Дорогой Джулио, первый и наиболее актуальный вопрос к человеку, который непрерывно более 30 лет работает в «ленточном аналоге»: а как хранить все это без потерь? Не только исходный материал, но и особенно то, что доходит до нас и оседает в частных коллекциях?

— Вот и просто ответить нельзя и сложно не очень просто (улыбается).

Обсуждая проблему сохранности как мастер миксов, так и их студийных и коммерческих копий, при всей ее интуитивной ясности, следует уточнить само понятие долговременного хранения. Сохранность магнитной фонограммы, как и любой другой registratori-сигналограммы, — это способность противостоять внешним отрицательным факторам. Среди них в первую очередь нужно упомянуть способность ленты противостоять условиям и продолжительности хранения, а также добавить к ним транспортировку и естественную долговечность самой исходной ленты.


Мастер ленты Quantegy Grand Master из архива Дэвида Манли

Все рожденное однажды стареет. Это закон природы, с которым мы можем только считаться. Старые ленты были просты: всего лишь двухслойные. Один — прочная полиэтилентерефталатная основа, другой — рабочий магнитный слой, т.е. смесь магнитного порошка со связующим веществом.

Первое, что вызывает беспокойство в связи с сохранностью магнитных лент, это их собственные физико-механические свойства. Магнитная лента достаточно тонка. Самые «толстые» образцы едва достигали 50 мкм. Сама эксплуатация ленты при записи или воспроизведении связана со значительными растягивающими усилиями в тракте.

Поэтому устойчивость к деформациям (к линейными и особенно к нелинейным, сохраняющимся в виде коробления) является очень важным требованием. При хранении важно удержать в заданных пределах исходные свойства ленты, иначе снижение физико-механической устойчивости может привести к невозможности использования записи.

— И все это естественное и ожидаемое?

— Конечно! Старение лент связано с естественными химическими и физическими процессами, протекающими в полимерных материалах и влияющими на их механическую устойчивость. При этом следует помнить, что ленты — в катушках и кассетах — всегда свернуты в рулон и натянуты! Причем многие архивы хранятся на AEG. Эти растягивающие усилия в процессе хранения могут трансформироваться в остаточные деформации. Неприятные последствия этого велики. Остаточные растяжения ведут к фазовым искажениям, коробление — к нарушению условий контакта головки с лентой. Деформации означают и изменение прочностных свойств рабочего магнитного слоя ленты, что в конечном итоге ведет к его разрушению и, следовательно, к потере существенной исходной информации.

— А что старые ленты, например Ampex 456 grand master?

— Ну что сказать? Лента была хорошая по техническим характеристикам, и записывать на нее новую было одно удовольствие — поэтому в свое время Штаты почти все студии подсадили на нее. Но здесь в поиске лучшего звука использовались нестабильные рецептуры связующих, и она имеет огромный недостаток: клеевая основа требует особо бережного хранения, 80% этой ленты уже испортилось. Портится именно клей — очень сильно набирает влагу и липнет. Но у нас она есть, и при правильном хранении ничего не происходит.

Физико-механические неприятности не единственная проблема. Деградации подвержены многие американские типы лент, изготовленные компаниями Ampex и Quantegy: 406/407, 456/457, 499, а также серии с обратным покрытием на нерабочей стороне, например — Grand Master.


Sticky-shed syndrome на тракте Technics RS-1500 после неоднократного употребления ленты Ampex 456

— А как обстоит дело со старыми лентами, немецкими и японскими?

— Я практически не пользуюсь ни Sony, ни TDK, так же как и их магнитофонами. Есть у друзей, но это сугубо личное. Немецкие ленты практически вечны, особенно BASF. Немецкий химический концерн не использовал нестабильные рецептуры при изготовлении магнитных лент, поэтому у их продукции данная проблема встречается крайне редко. Но зачем собирать рутину, если новые ленты реально хороши?

— Интересно, а знаменитый Стив Хоффман работает на японских MX-5050 MK III-IV Otari, хотя ленты, которые он пересводит и реставрирует писались на Ampex и Studer?

— Otari, если не путаю, самые недорогие из недавно выпускавшихся студийников. А так? Ремастеры RVG? Ну, лучше найти старый оригинальный первопресс на виниле!

— Джулио, а как бороться с копир-эффектом на лентах?

— Да, многие неприятности хранения связаны с копир-эффектом. Сигналограмма — это последовательность участков с различной полярностью намагниченности. Каждый такой участок — отдельный магнит, способный влиять на другие соседние участки.

Когда магнитная лента свернута в рулон, такие элементарные магниты могут влиять на соседние слои ленты — предшествующие и последующие, оставляя там свои следы, тем более заметные, чем выше срок их хранения. Эхо-сигналы особенно заметны при звукозаписи в паузах, и наиболее неприятны из них опережающие! На лучших студийных лентах старого образца при длительном хранении уровень копир-эффекта может достигать 55 дБ. Исследования показали, что уровень эхо-сигналов растет пропорционально логарифму времени, а также заметно увеличивается с ростом температуры и при наличии внешнего магнитного поля. Следует помнить и о том, что флуктуации температуры способствуют возможному размагничиванию сигналограмм, поэтому устойчивость температуры хранения — параметр, за которым надо следить.

— То есть изощренная природа придумала достаточно многое, чтобы испортить магнитную запись, но во что, в какие сроки это выливается?

— Ответ на этот вопрос неоднозначен и будет обсуждаться ниже. Сейчас же хочу коснуться сохранности старых фонограмм де-факто. Из сказанного следует очень важный вывод, что в реальных условиях получить достоверные данные о сроках сохранности невозможно!

Вот несколько фрагментов моей лекции для студентов Политехнического университета в Риме. Возможно, это снимет часть вопросов. Это было в начале миллениума, но за пятнадцать лет актуальность моих тезисов не потеряна:

Сроки хранения и их определение

Итак, требуется многолетняя сохранность магнитных лент. Самый простой и, конечно, сразу же использованный способ его определения был очевидным. Образцы сигналограмм закладывались в специальные контейнеры и хранились 5, 10, 15 и более лет в разных климатических и прочих условиях. С определенной периодичностью эти образцы извлеклись и испытывались. К моменту анализа образцов времени для сравнения и для выводов, не остается. Из-за этого теряют смысл и такие важные технологические установки, как коррекция и реставрация лент, в частности, с целью повышения сроков их сохранности. Поэтому необходимы ускоренные исследования.

Обычный способ ускорения испытаний — повышение температуры хранения. Так, переход с комнатной температуры, например, на 70 градусов, которые обычно используют при ускоренных испытаниях, сулит сокращение времени на порядки. При этом процессы старения проходят настолько стремительно, что результат удается получить в приемлемое время.

На этом можно было бы, и закончить обсуждение методов определения сроков старения, однако в них есть непреодолимый недостаток - моделирование старения с помощью экспоненциального закона. К сожалению, в многофазных системах, а современные магнитные ленты именно таковы, законы старения сложнее. И еще, сами испытания, хотя длятся не десятилетия, но многие тысячи часов, что само по себе трудоемко и довольно дорого! В качестве компромисса были предложены альтернативные способы определения не срока сохранности как такового, а лишь определенного срока хранения — к примеру, 30 лет нормального срока хранения. Но и в такой усеченной постановке задача не получила удовлетворительно корректного решения.

Выше говорилось о том, что старение не должно выводить исходные параметры сигналограммы за определенные пределы. Но дело в том, что и определение этих параметров — тоже проблема! Обычно считается предельным снижение того или иного параметра на 20 - 30%.

Эти цифры условны и довольно умозрительны. К примеру, разве кого устрашит снижение через 30 лет уровня записи фонограммы уникальной ценности на 2 дБ? Практика, и в какой-то мере исследования, позволяют утверждать о сроках сохранности до 30-40 лет.

Все сказанное выше относилось к достаточно старым лентам. Относительно них можно сказать, что, даже соглашаясь с приведенными замечаниями, проблема сохранности решена в общем. Но, как всегда, приходится считаться и с классическим вопросом: «Что день грядущий нам готовит?» А готовит он мало приятного в проблеме обсуждаемой. С начала 80-х — и это не было случайным — о сохранности лент вспомнили не только специалисты за то ответственные, но и многие потребители аудио продукции. Связано это было с развитием аудиотехники и, соответственно, магнитных носителей. Эти изменения — в хорошем смысле для потребителей - носили катастрофический характер для тех, кто, в частности, нес ответственность за сохранность записей.

Именно тогда появились новые магнитные носители, в которых были использованы порошки из оксидных материалов и даже чистых ферромагнитных металлов, в частности железа. Более того, с целью резкого снижения уровня собственных шумов магнитной ленты, необходимого для создания высококачественной звуковой и видеоаппаратуры, в этот же период стали переходить к магнитным порошкам с малым размером частиц. Это действительно прямой путь к повышению отношения сигнал/шум, но за это, как водится, приходится расплачиваться. Малые частицы соответственно менее стабильны. К тому же их трудно dispergere-диспергировать в магнитный лак. Чтобы повысить диспергируемость, пришлось усложнить состав. Но известно, более сложная система — менее стабильна! Требование хорошего контакта с магнитными головками потребовало введения в магнитный слой различных пластификаторов и смазочных веществ.

Если до этого магнитные ленты были двухслойными или, в крайнем случае, трехслойными, то теперь — это сложная структура из 4-5 слоев различного состава. С позиций длительного хранения это означает только ухудшение сохранности, поскольку любые новые ингредиенты — новые процессы распада, новые вытесняемые на поверхность ленты вещества с соответствующими вредными последствиями.

Итак, сейчас на полиэфирную основу толщиной всего в 10-18 мкм наносят обратный слой около 1 мкм — он призван улучшить намотку в рулон и качество прохождения по лентопротяжному тракту. С лицевой стороны — промежуточный слой менее 1 мкм и один или два магнитных слоя обшей толщиной 3 - 5 мкм. К этому можно добавить антистатическое покрытие. Такая достаточно сложная структура существенно менее надежна, чем двухслойная.

Разработчики и производители магнитных лент — и это естественно — прежде всего, озабочены повышением рабочих параметров магнитных лент, сохранность для них — фактор вторичный! Уже с 60-х годов они упорно пытались продвинуть в практику металлопорошковые ленты, но только к концу 70-х это стало свершившимся фактором. Надо сказать, что эти ленты стали основой очередной революции в магнитной записи.

Однако для тех, кто занят проблемой сохранности, металлопорошковые ленты стали новой, причем очень сильной, головной болью.

Основным работающим элементом металлопорошковых лент являются частицы железа. Что эти частицы наиболее подходят для высокоплотной магнитной записи, специалисты знали всегда, поскольку по магнитным параметрам они в 3-4 раза превышают оксидные.

Но для реализации этого преимущества необходимы очень малые частицы - в этом залог снижения собственного шума:
• особенно в области высоких частот, ради чего и затевалось дело. Однако, и это долго оставалось препятствием;
• со снижением размера частиц резко возрастает их химическая активность. Частицы железа, используемые в современных металлопорошковых лентах, на открытом воздухе, в частности, самовозгораются. Поэтому стояла далеко не простая задача: отрезать металлопорошок от окружающей среды и, к примеру, исключить диффузию атомов кислорода! Полностью эту диффузию исключить невозможно, но замедлить до нужного уровня - задача, как оказалось, решаемая.

Сейчас мы точно не знаем действительные сроки сохранности сигналограмм на металлопорошковых магнитных лентах. По разным данным и методикам ускоренных испытаний они колеблются в широких пределах от 12 до 80 лет, при этом установлено, что повышенная влажность, безусловно, резко снижает сохранность. В частности, на основе ускоренных испытании поверхностного магнитного слоя металлопорошка толщиной около 100 нм, проведенных при температурах 60–78 градусов и относительной влажности 90% получена оценка сохранности в 16 лет.


Знаменитый Scotch 3M Master 996

— Следует ли из этого, что коллекционеры зря гоняются на аукционах за списанными production and safety copy из официальных архивов студий?

— По правде говоря — да! Но есть нюансы, и иногда достается качественно хранившаяся копия А или Б для нарезки винила. Это не мое увлечение, но услышанное мною у коллег и на выставках бывает весьма интересно. Есть хороший жанровый выбор нового материала; у американцев, в частности, прекрасные примеры качественно реставрированных лент, доступных на рынке.

Для справки: стоит сказать, что американская Quantegy с 2009 по 2012 года тщательно пыталась реновировать свои знаменитые ленты Quantegy, в первую очередь Quantegy 456 Studio Mastering Tape, Quantegy 499 Gold Studio Mastering Tape, GP9 Platinum Studio Mastering Tape — но обанкротилась не достигнув существенных успехов.

Рекомендации Джулио

Итак, о чем должен помнить потребитель, чтобы быть уверенным в сохранности ценной для него информации, записанной на магнитной ленте?

Первая рекомендация — выбирать ленты известных производителей, новые и с заводской маркировкой. Следует обращать внимание на качество намотки: рулон должен быть гладким, без выступающих витков и без зазоров. Лента должна хранится исключительно концом записи наружу, с внешней стороны, и следует оставлять хотя бы минуту без сигнала в начале записи. Катушка с лентой всегда на правой стороне — не ленитесь перематывать!

Организации, накопившие достаточно большие фонды записей, равно как и частные коллекционеры, должны позаботиться о создании фонотек — специальных помещений для хранения магнитных лент с устойчивой (15 -20 градусов) температурой и влажностью. В таких помещениях не должно быть окон, необходим специальный пылезащитный тамбур для прохода персонала. Напряженность магнитного поля в хранилище не должна превышать 400 А/м. Рулоны лучше всего хранить, размещая вертикально. Есть устойчивое мнение, что их необходимо перематывать один раз в 2-3 года, чтобы снять внутренние напряжения. Чушь полная — не реже чем раз в три месяца (и не просто перемотать, а прослушать).

Пыль — один из факторов, наиболее серьезно влияющих на сохранность магнитных записей, поэтому следует обращать внимание на запыленность всех помещений, где работают с магнитной лентой. Можно рекомендовать простой, надежный и старинный способ контроля пыли. Надо взять стеклянную пластинку площадью около 100 м². На пластинку должна быть нанесена сетка с ячейкам в 6-10 м². В течение часа пластинка находится в контролируемом помещении, затем с помощью микроскопа (с увеличением 50 - 60 крат) подсчитывается среднее число пылинок на квадратном сантиметре. Помещение можно считать чистым, если на квадратный сантиметр приходится не более 10 пылинок.

Хранение магнитных записей — ответственный этап в технологии. К сожалению, об этом слишком часто забывают. Зачастую хранилища размешаются в неприспособленных помещениях, а в цифровую эпоху архивы размещались сплошь и рядом в подвалах, где трубы отопления создают немыслимые перепады температур, столь опасных для хранимых материалов. Бывают в таких подвалах и техногенные потопы. Что предпринять в таких случаях? Кратковременное воздействие воды не опасно для магнитной ленты — ее просто надо высушить при температуре около 50°. После этого рулон следует несколько раз перемотать. Магнитные ленты достаточно термостойки и спокойно выдерживают нагрев до 65°, а вот при 120° может появиться слипание и деформация основы. У лент с двуокисью хрома при температурах свыше 100°, кроме сказанного, резко возрастает и копир-эффект. Следует помнить, что при повышенной влажности эффект слипания может заявить о себе при более низких температурах.

Магнитная лента — это надо подчеркнуть — может храниться достаточно долго, но для этого следует обеспечить соответствующие щадящие условия.

Предпочтительно эксплуатировать катушечные аппараты в горизонтальном или наклонном положении, таким образом снижаются физические нагрузки как на основные узлы, так и на ленту.

Еще важно правильно и регулярно, хотя бы два раза в год, размагничивать головки и тракт магнитофона, особенно перед частыми записями.

И не забывайте, что записи нужно слушать — это лучший способ хранения!

Второй тайм: Россия-Уругвай 0:3. Кто виноват и что делать?

— Часто возникающий вопрос у владельцев полупрофессиональных магнитофонов или бытовых, но с 38-й скоростью: какую ленту использовать — студийную или бытовую?

— Ну изначально по определению нет такого понятия как бытовая или студийная лента. Вселенское заблуждение!


«Святая Святых» Fone Records

Что такое, собственно, магнитная лента: стандартная 47-52 мкм (толщина основы равна 30 мкм, а ее магнитный слой соответственно 16-19 мкм). Индекс ее, как правило, SM студио мастер. Пример: RТМ SM900 (мс 19 мкм) SM911 (мс 16 мкм). Так что, вы считаете студийной лентой только 740-760 метров на 10-дюймовой катушке? Долгоиграющая лента (long play) 35 мкм (толщина основы — 20 мкм, магнитный слой — 11 мкм). Индекс LP — лонг плей.

Пример: RТМ LPR35 (мс 11 мкм) — вот это та лента, которую вы считаете бытовой! 1100 м на 10-дюймовой катушке. Эта лента полностью аналогична магнитным слоем и характеристиками SM911, разница только в толщине основы и магнитного слоя, но, как вы уже заметили, незначительно — всего на 5 мкм. Давайте послушаем разницу на моей Nagra IV.

Специальные и архивные ленты, а также ленты для радиостанций типа PER 528 пока опустим — не о них наш разговор. А вот теперь скажите мне, Дмитрий, по какой причине бытовой магнитофон не сможет прописать ленту стандартной толщины — ту, которая по магнитному слою на 5 мкм толще? По-вашему головка не успеет насытить эту толщину магнитным потоком? И вообще, с чего вы взяли, что бытовой аппарат может насыщать магнитный слой именно 11 мкм, а не 16 мкм, например? Я уверенно заявляю: бытовой, правильно настроенный магнитофон пропишет одинаково на 38 скорости ленту LPR и SM, а вот студийный Studer А 80, как у вашего друга Леонида, просто вытянет со временем тонкую основу! Так как натяжение там в тракте отстроено под лавсан толщиной 30 мкм!

— Recording The Master позиционирует LPR 35 и 90 как полупрофессиональные ленты и лонг-плей версии SM 911 и SM 900?

— Именно так!

— Вы используете какую-либо эквализацию в процессе записи и мастеринга?

— Что? Зачем? Я ведь все записываю на живых сессиях и не делаю трэкинг и сведение как таковое! Расскажу подробней. Во-первых, при записи используется от двух до шести микрофонов и два магнитофона Ampex ATR, а во-вторых, я изобрел собственный сплиттер-коммуникатор, куда заводятся микрофоны на вход и два магнитофона на выходе и все. Всё! Нет пульта, нет эффектов, нет эквалайзеров.

Я имею в итоге две абсолютно идентичные записи сессии на 76-й скорости на дюйм ленты и дальше работаю с ними. Руки, уши и ножницы.

— Как вы относитесь к разбалансу скоростей на студийных аппаратах и собираетесь ли выпускать настроечные ленты?

— У всех серьезных студийных машин и даже у полупрофессиональных есть вариативная регулировка скорости. Все легко регулируется. Проблема может возникать с чужими старыми архивными лентами, но я с этим не сталкивался.

Настроечные ленты? Для чего? У нас есть то, что выпускали Ampex, Nagra и Studer, и этого довольно.

— Насколько реальна проблема копир-эффекта на виниле?

— Ее нет, если вы выпускаете винил на 45 оборотов. Ее также нет, если вы не пытаетесь впихнуть на пластинку максимум. Чем меньше записано, тем выше качество. Чем дальше от яблока кончается запись — тем лучше!

— Новая волна в магнитофоностроении, что вы думаете о Ballfinger? Как он в деле?

— Да, на выставке в Мюнхене был большой ажиотаж... не хочу антирекламы, просто я нейтрален. Вот богатые люди из Азии и Китая скупили все, что я привез на выставку. То же самое и с Ballfinger, и другими новоделами из Штатов на основе японцев. Это интересно, как мне кажется, богатым коллекционерам (хорошо играет), но вот купит ли это профессионал в студию взамен Studer? Возможно, но точно не я. Голландцы вроде заказали и не только, но я холоден.

Многие ждали появления нового демократичного по цене Revox, это было бы интересно.

— Ленточный ренессанс наступил?

— Ленточный, в смысле записей и студий — да, безусловно! В Италии совсем недавно появилось несколько энтузиастов этого дела, даже в Перудже — неплохо работают! Современная лента позволяет хорошей записи жить дольше, чем винил даже при аккуратнейшей эксплуатации. А с точки зрения магнитофонов... кто может поднять тему выпуска нового катушечника тиражом в 100 тысяч в год? Не знаю.

— Джулио, некоторые «ленточные» лэйблы начали экспериментально выпускать на рынок версии 7 ips- 2 tracks-копий мастер-лент, насколько это актуально?

— Да, в Мюнхене кое-что было, но имеющий уши, да услышит разницу.

— С чего начать падавану ленточного дела?

— Если нет возможности приобрести Nagra S-IV с адаптерами под 10" — то лучше искать Revox и привозить его ко мне (улыбается). У нас все есть для начинающих: море, вино, сыр и ленты (смеется)!

— Некоторые инженеры-электронщики у нас в стране стараются менять вышедшие из строя комплектующие, в том числе в схемотехнике, на аналогичные по параметрам, но современные. Насколько это правильно?

— Насколько? (Джулио заметно оживился). Есть разница — правильно лечить больной зуб или вырвать и вставить имплант? Даже у младших Studer-Revox был создан замечательный звук — это именно то, что вызывает новый интерес к лентам и аналогу! Как можно сохранить изначальную концепцию, вторгаясь в нее новоделами? Может быть, какой-нибудь гений сможет без ущерба? И для Studer, и для Nagra очень много доступных оригинальных комплектующих на замену — зачем искать улучшений таким странным способом?

— Джулио, вы работаете с чужими миксами?

— Нет, только если это не ранние работы Дэвида Манли.

— Планируете ли Вы расширять жанровый состав исполнителей, например, классический рок или металл?

— Пока нет. Есть еще много нового у моих старых друзей, и мне это интересно в первую очередь.

— Как вы осуществляете контроль качества винила, какие картриджи используете и как часто меняете?

— Я работаю с Micro Seiki 1000 Giradischi. Это прекрасная машина. Использую головки звукоснимателя Shure V-15 ранних выпусков. Иногда использую версию IV. Слежу за износом до 60%, не более, особенно учитывая, что сменных вставок достаточно на складе. Но иногда и старшие ЕМТ.

А вообще, лучший контроль качества — размер тиража. Мы печатаем 500 оттисков и уничтожаем матрицу. Затем 496 идут клиентам, а четыре — в наш архив.

— Еще немного о цифре, как вы цифруете мастер-ленты?

— Да никак, зачем? Если мы пишем для DSD, то в DSD сразу и пишем с помощью Workstation Signoricci DSD. Это наше секретное оружие.

— Еще был вопрос про Digital PCM Sony F1, к чему они у вас?

— Да мы их имеем с 1981 года, первых выпусков, и все это от Дэвида Манли; много есть записей на них в архиве. Используем для компиляций и сборников. Это настоящая редкость, да и звучит прекрасно.

— Что нового ожидать от Fone Records этим летом?

— Ну, прежде всего, Enzo Pietropaoli и его «The Princess» — прекрасно сыграно! Импровизации тем от Джона Леннона до Питера Гэбриэла в джазе.

Must Have!

Пришла пора прощаться. Напоследок, улыбаясь, Джулио напутствует: «Протирайте картриджи и транспорт только изопропилом! А еще приезжайте на автомобиле с вашим Revox в багажнике — и вы его не узнаете за пару дней в моих руках!»

До новых встреч!

Репортаж со студии «Foné Records», часть первая


Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", июль 2018 г. www.stereo.ru

Эту статью прочитали 4 424 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий