«Стервозная Бетти» и современные аудиоинтерфейсы: почему они говорят женским голосом?

Аудиоинтерфейсы окружают нас повсюду: в виде голосовых помощников, навигационной системы в автомобиле и общественном транспорте. Их давно используют в военной технике — речевые информаторы передают команды и подсказки экипажу самолетов с середины двадцатого века.

Военные летчики США прозвали инструменты голосового оповещения «Bitchin’ Betty» — «Стервозной Бетти» — за их требовательную интонацию. Сегодня расскажем об аналогах «Бетти» и разберемся, почему в аудиоинтерфейсах женские голоса встречаются чаще мужских.


Фото Richard Gatley / Unsplash

История «Стервозных Бетти»

Одним из первых самолетов с системой аудиоинформирования был бомбардировщик B-58 Hustler, построенный Convair в конце пятидесятых. Компания наняла актрису Джоан Элмс (Joan Elms) — она записала для авиакомпании двадцать коротких сообщений. Офицеры называли голос Элмс «Секси Салли» (слово «bitching», стервозная, тогда было еще не в ходу, поэтому первую «голосовую помощницу» окрестили иначе). Она могла предупредить о неисправностях подсистемы или сообщить о готовности к пуску ракет.

В 1970-е McDonnell Douglas выпустил истребитель F-15 Eagle. Фразы для него записала сотрудница компании Ким Кроу (Kim Crow). Первое время система содержала минимум коротких сообщений: «Внимание!», «Пожар двигателя!», «Перегрев!». Однако к началу девяностых «Стервозная Бетти» «научилась» говорить множество фраз, которые сопровождали автоматизированную систему обнаружения угроз и сбоев. Ким Кроу впоследствии покинула авиацию и стала заниматься озвучкой фильмов, играть в театре, кино и на телевидении.


Скриншот видео на YouTube / «Bitchin’ Betty» Says Farewell: Beloved Voice Behind Boeing’s F/A-18

И все же самая известная современная «Бетти» — Лесли Шук (Leslie Shook), которая пришла на смену Кроу. Ее голосом отдавала команды система в американском истребителе Boeing F/A-18 Super Hornet. Ранее мы уже рассказывали о ней в другом нашем материале про аудиоинтерфейсы.

На отечественных самолетах в качестве информатора часто устанавливают систему РИ-65. Ее сообщения также озвучивает женский голос, которому летчики дали имя «Рита» — фразы информируют экипаж о сбоях, достижении предельных режимов и о возникшей угрозе. На записи ниже можно сравнить голоса различных «Бетти» и «Рит».

В некоторых современных авиационных системах голос речевого информатора в самолете может быть как женским, так и мужским. Последний прозвали «Лающим Бобом» (Barking Bob) — он используется на пассажирских авиалайнерах Boeing.

Почему чаще используют именно женские голоса

Существует несколько теорий о том, почему в голосовых интерфейсах предпочтителен женский голос. Есть мнение, что Джоан Элмс была выбрана в качестве диктора, поскольку в 50-е военная авиация США была «вотчиной мужчин» — женский голос в кабине самолета звучал непривычно и сразу же привлекал внимание летчика. Кроме того, его было проще рассылышать: если техника начинала барахлить, то мужской — быстро становился невнятным из-за более низкого тембра. В чем-то Convair и другие авиакомпании прошлого века были правы: исследования показали, что люди неодинаково воспринимают мужскую и женскую речь. Ученые из Шеффилдского университета провели эксперимент, во время которого мужчины слушали записи различных голосов.

Исследователи обнаружили, что мозг испытуемых по-разному интерпретировал звуки: женская речь вызывала активность в височной доле коры головного мозга (ее участки отвечают, например, за обработку музыки), а мужская — в затылочной доле. Один из выводов исследования: женский голос звучит понятнее в том числе потому, что он обрабатывается «профильным» отделом мозга — как следствие, мозгу «легче декодировать» женскую речь.

Еще одно исследование провел психолог из Университета Глазго Фил МакАлиер (Phil McAleer). Он записал речь 64 мужчин и женщин (их попросили зачитать вслух короткий текст). После чего из полученных записей удалили все, кроме слова «Hello». Далее МакАлиер попросил 320 респондентов оценить эти «Hello» по десяти критериям, таким как «надежность», «агрессивность», «уверенность» и «теплота». Выяснилось, что женские голоса вызвали у фокус-группы больше доверия. На это повлияли два основных фактора. Первый — высота тембра: участники отмечали, что высокий голос звучит более дружелюбно. Второй — интонация: когда женщина понижает ее в конце фразы, у слушателя появляется ощущение уверенности.

Голосовые помощники сейчас

Женские голоса используются не только в авиации, но и почти по всех аудиоинтерфейсах. Та же самая Siri по умолчанию женского рода в большинстве стран за исключением Великобритании, Нидерландов, Франции и ближневосточных государств. Российская «Алиса» говорит голосом актрисы Татьяны Шитовой — кстати, она озвучивает Скарлетт Йоханссон в русскоязычном дубляже.

Несколько иначе дело обстоит с голосовым помощником Alexa. Она тоже говорит женским голосом, однако ее речь — полностью синтезированная. При этом система допускает небольшие изменения голоса. Она может говорить с разными акцентами: британским, канадским, австралийским и другими. Кроме того, в этом году помощник получил голос актера Сэмюэля Л. Джексона.


Фото Dan Gold / Unsplash

Другие компании-разработчики тоже начинают обращаться к синтезированной речи (а также использовать мужские голоса наравне с женскими). Например, в Яндекс.Навигаторе сейчас доступны 24 варианта озвучки. В их числе голос летчика МиГ-35 Михаила Беляева и магистра Йоды.

Тенденция на гендерное равенство диктует свои правила: и голосовые помощники, и речевые информаторы получают различные голоса — в том числе и в авиации. Работают и над гендерно-нейтральными ассистентами — чтобы никому не было обидно. Правда, пилотам такие голоса, похоже, не очень по вкусу — их, в свою очередь, прозвали «Bitchin’ Borgs».


Дополнительное чтение — в нашем «Мире Hi-Fi»:

Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе
«Находки аудиомана»: древо музыкальных жанров, эфиры спутников и GitHub-ксилофон
Прислушиваясь к информационному шуму: музыка и видео, которые никто не должен был найти
Какой шум помогает отдыхать, а еще — предотвращает потерю слуха при серьезных ДТП
Почему разные люди воспринимают одни и те же звуки по-разному
Феномен АСМР-аудио: мурашки и приятные покалывания
Улыбка может звучать и это заразительно

Эту статью прочитали 10 545 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий