Стереоусилитель мощности/моноблок Plinius Reference A-150 / soundstageultra.com

Я не являюсь членом клуба «Все имеет смысл», поэтому не стану перечислять здесь все то, что аудиофилы делают для изменения звучания своих систем; достаточно сказать, что я не провожу час за часом, сравнивая подкладки под аппаратуру или подставки для кабелей в попытках еще немного подправить звук своей стереосистемы. Но большинство факторов, конечно, имеют значение, и именно им я уделяю максимум внимания.



Plinius Reference A-150

В качестве примера можно привести усилители мощности. Я отчетливо помню тот день более 20 лет назад, когда я впервые понял, как сильно можно изменить звучание системы, подключив к ней другой усилитель мощности. У меня была пара напольных колонок Bowers & Wilkins P4 в отделке розовым деревом, а также мощник Classé Audio CA-100; для сравнения с ним я купил подержанный Krell KSA-50S. Не помню, чего я ожидал, когда поставил в тракт Krell – но то, что я услышал, меня потрясло. Krell играл открыто, живо и ясно; в сравнении с ним Classé стал казаться зажатым и мрачным. Я много раз переключался между Krell и Classé, поражаясь настолько серьезным различиям. Я и раньше знал о важности выбора усилителя мощности, поскольку он должен быть способен правильно раскачивать колонки и обеспечивать достаточный уровень звукового давления. Но в тот день я осознал, что даже два усилителя мощности, в равной мере отвечающие всем этим требованиям, могут сильно различаться по не менее важному параметру – качеству звучания. С тех пор я с удовольствием сравниваю компоненты этого типа и вслушиваюсь именно в эти важнейшие отличия.

Приветствуем Plinius

История с Krell и Classé мне вспомнилась сразу же, стоило только включить в систему усилитель мощности Plinius Reference A-150. Я не преувеличиваю – вы же знаете, что мы, рецензенты аудиоаппаратуры, никогда к этому не склонны – когда говорю, что мне потребовалось всего пять секунд, чтобы услышать разительные отличия между Plinius и моим референсным стереоусилителем мощности Boulder Amplifiers 2060. Но, прежде чем я перейду непосредственно к делу, еще пара слов.

Reference A-150 – это полупроводниковый стереоусилитель мощности/моноблок средней величины (51 сантиметр в ширину, 16 см – в глубину и 22 см – в высоту, 38 килограммов весом), произведенный в Новой Зеландии. Компания Plinius Audio Limited выпускает электронные компоненты с 1980 года, поэтому можно предположить, что кое-что она умеет. В стереорежиме, в котором я его использовал, A-150 рассчитан на мощность 150 Вт на канал при нагрузке 8 Ом или 250 Вт/канал на 4 Ом и обеспечивает пиковый ток 50 А на канал. В качестве моноблока A-150 будет выдавать 450 Вт на 8 Ом или 600 Вт на 4 Ом. Такие солидные показатели становятся возможными благодаря использованию трансформаторов, способных обеспечивать более 1000 ВА полной мощности на выходных каскадах, с емкостью 14 700 мкФ на шину на канал или 58 800 мкФ на весь усилитель. На каждый канал приходится четыре пары выходных устройств, на усилитель в целом – их 16. A-взвешенный уровень шума на 100 дБ ниже номинального выходного сигнала в диапазоне 20 Гц – 20 кГц; полный КНИ – < 0,03% при номинальной выходной мощности.

Plinius Reference A-150

У Plinius A-150 есть довольно редкая особенность: возможность выбора класса усиления – A или AB. В первом он потребляет на холостом ходу 485 Вт, во втором этот показатель снижается до 92 Вт. Компания определяет топологию схемы класса А как «такую, в которой общий ток, который способен выдавать усилитель, протекает по цепи независимо от необходимости». Поскольку потребление тока постоянно, модуляция подачи питания, которая, по определению Plinius, характерна для схем класса АВ, исключена. Конечно, в режиме класса А выделяется гораздо больше тепла, и A-150 в нем очень прилично греется; если купите такой аппарат, обеспечьте ему достаточную вентиляцию. Чтобы избежать работы A-150 в режиме класса А, когда он остается включенным без присмотра в течение длительного времени, компания снабдила его полезной функцией Ecologic Control: после 15, 30 или 60 минут (по выбору пользователя) отсутствия входного сигнала усилитель автоматически переключается из класса А в класс АВ.

Передняя панель практически пуста: маленький синий светодиодный индикатор питания строго по центру и пара кнопок под ним. При включении усилитель по умолчанию находится в режиме Mute; чтобы услышать звук, нажмите кнопку Mute. Справа от нее располагается кнопка Class A, которая по умолчанию находится в режиме Class-AB (светодиод не горит); нажмите ее, чтобы включить режим Class-A (при нем светодиод горит). Под ними, вдоль нижней кромки лицевой панели, прикреплена стильная накладка с названием модели. Большие закругленные угловые панели огибают радиаторы, представляющие собой боковые панели усилителя.

На задней панели A-150 расположены четыре пары клемм для АС, позволяющие организовать двухкабельное подключение, а также балансные (XLR) и небалансные (RCA) входы. В левом нижнем углу находятся гнездо электропитания 15A IEC и двухпозиционный его переключатель. Ручка в центре, между правым и левым входами, позволяет выбрать один из режимов работы усилителя: стерео (RCA), стерео (XLR), мостовой моно (RCA) и балансный моно (XLR). В правом нижнем углу располагаются триггерный вход и переключатель разрыва заземления на шасси. Последний мне не понадобился, так как в моей системе нет проблем с заземлением. Каждая из четырех ножек A-150 отдельно регулируется по высоте, что упрощает выравнивание устройства на любой поверхности.

Plinius Reference A-150

Reference A-150 выглядит надежным агрегатом, способным прослужить очень долго. Это далеко не драгоценная безделушка – матовая алюминиевая отделка смотрится скорее винтажно – но мне этот классический облик по душе. Никто не примет A-150 за представителя массового рынка.

Настройка

В моей системе Reference A-150 заменил модель Boulder 2060. Я подключил его к колонкам Vimberg Tonda с помощью акустических кабелей Siltech Explorer, а шнур питания воткнул напрямую в настенную розетку. Цифроаналоговый преобразователь Hegel Music Systems HD30 со встроенным регулятором громкости подавал сигнал непосредственно на A-150. Источником контента был ноутбук Apple MacBook Pro с приложением Roon и потоковой трансляцией файлов с сервиса Qobuz. Hegel был запитан от стабилизатора напряжения Shunyata Research Hydra Alpha A12, подсоединенного к настенной розетке сетевым шнуром Shunyata Venom NR-V10. За исключением Plinius вся электроника располагалась в стойке SGR Audio Model III Symphony.

Звук

Вернемся к сравнению Krell и Classé.

После включения Krell KSA-50S в мою систему, я сразу же предпочел его Classé CA-100, поскольку он поднял качество звучания небольших колонок B&W на класс выше. Звук был не просто другим; он оказался лучше, и я услышал это в первую же минуту. Вскоре после этого я продал Classé и никогда не скучал по нему.

Когда в моей системе появился Plinius Reference A-150, я точно так же сразу почувствовал разницу. Но прежде чем я расскажу, в чем она заключалась, вам, возможно, захочется узнать, с чего я начинал в мире усилителей мощности.

После многих лет использования референсных систем, включавших самые лучшие транзисторные усилители мощности в мире, я выбрал Boulder 2060 в качестве постоянного оконечника по нескольким причинам. Во-первых, за его абсолютную тональную нейтральность, которая позволяет мне проводить обзоры аудиоаппаратуры, зная, что любые окраски, которые я слышу в звуке, привносятся в него не усилителем мощности. Во-вторых, Boulder совершенно не создает никаких шумов, что дает прозрачное, голографическое звучание, обеспечивающее неизменность всех микроскопических деталей. Наконец, в-третьих, он выдает заявленные 600 Вт на канал на 8 Ом, а на 2 Ом может и до 2400 Вт на канал – поэтому я могу тестировать любые колонки, какие захочу, не беспокоясь о возможной нехватке мощности.

Plinius Reference A-150

Plinius Reference A-150 умеет не все, на что способен Boulder. Его выходная мощность 150 Вт на канал на 8 Ом составляет лишь четверть от той, что у Boulder; он не настолько тихий, из-за чего детали раскрываются менее полно; к тому же он не вполне нейтрален с тональной точки зрения. Но именно последний пункт может склонить вас отдать предпочтение Plinius, а не Boulder. Еще один аргумент в пользу этого усилителя заключается в том, что после его покупки вам не придется вставать в очередь за бесплатными обедами: он стоит вчетверо меньше, чем просили за Boulder, когда тот еще был в продаже.

Буквально с первых нот, изданных колонками Vimberg, мне очень понравилось звучание A-150, поразившее меня необычайной выразительностью тональных красок. Как будто кто-то в моей комнате, как и всегда, набрасывал рисунки музыкальных сцен, но при этом использовал яркие цветные маркеры. Звуки, подобные тем, что издает фортепиано, отчетливо выделялись на общем фоне – мне казалось, что я мог бы буквально вгрызаться в ноты, настолько они были осязаемы. Я слушал альбом Бенуа Дельбека и Франсуа Уля Because She Hoped (FLAC 16 бит/44,1 кГц, Songlines/Qobuz), который рецензенты охарактеризовали как «исследовательский» – различные звуки в этой записи стремятся достучаться до слушателя самыми хитроумными способами. В композиции Ando фортепиано Бенуа и кларнет Уля соткали замечательный акустический ландшафт, который в моей комнате воспринимался как сочные, плотные, густые джунгли запутанных нот и тонов. Каждый звук по текстуре и красоте был максимально далек от сухости или приглаженности.

Далее я отправился путем старого аудиофила: у меня было ощущение, что Plinius не прочь от души повеселиться. Я загрузил песню Only Time из сборника Энии The Very Best of Enya (FLAC 16/44.1, Reprise/Qobuz) и увеличивал громкость на Hegel до тех пор, пока измеритель уровня звукового давления на моем телефоне не показал 85 дБ в точке прослушивания. Подача была совершенно обволакивающей, слияние с Vimberg для создания вещественных образов на обширной музыкальной сцене было абсолютно полным. Мощные басы были скорее округлыми, чем квадратными, а воздушные верха ни в коей мере не страдали резкостью. Следующей была песня Caribbean Blue из ее же альбома Shepherd Moons (FLAC 16/44.1, Reprise/Qobuz) – и она исполнялась идеально. Ведущий вокал Энии и наложенный сверху бэк-вокал звучали четко и чуточку прямолинейно; но главным отличием A-150 от большинства других знакомых мне полупроводниковых усилителей было богатство тонального окраса. Plinius дал мне целостный образ того, какой должна быть музыка – полнокровной, насыщенной, плотной – не уделяя чрезмерного внимания извлечению деталей и прозрачности.

Plinius Reference A-150

Он наделен особым свойством, которое я на протяжении многих лет встречал у хороших усилителей класса А. Раньше я называл его «золотым сиянием» (возможно, я у кого-то позаимствовал это определение), и у A-150 я это услышал. Звук имел легкий глянцевый оттенок, из-за которого каждая нота была нарисована более броскими красками, чем у большинства других мощников. Басы были в полном порядке, верха не были приглушены – но жизнь музыке обеспечивает средний диапазон, и именно он в исполнении Plinius сиял, как золото.

Я включил один из своих любимых треков последних лет – композицию Rooting for You с альбома Truth Is a Beautiful Thing (FLAC 16/44.1, Ministry of Sound/Qobuz), спетую Ханной Рид и ее коллегами по группе London Grammar. Голос артистки предстал большим и красивым, каким он и должен быть; его звучание распространялось по всей комнате, восхищая оформленностью, силой и величием. Мне очень понравилось то, что я услышал от A-150, и у меня ни разу не возникло ощущения, что ему не хватает мощности, запаса по динамике или чего угодно еще. Интенсивный низкочастотный гул в последние несколько секунд трека наполнял всю комнату, заряжая энергией стены, пол и кресло слушателя. Plinius выжал из колонок Vimberg все, на что они были способны в плане воспроизведения басов. Это было весьма убедительно.

Plinius A-150 – определенно не урезанный вариант для бедных. Он способен успешно конкурировать с моделями довольно высокого уровня. Если вы хотели бы обзавестись усилителем класса А, скажем, от Gryphon Audio, но не в состоянии расстаться с соответствующей значительной суммой, Plinius предлагает прекрасную альтернативу этим фантастическим продуктам. Между ними есть некоторая разница в качестве звука, в основном связанная с тем, как Plinius создает НЧ. Все усилители Gryphon, которые я слышал, были настоящими низкочастотными монстрами, способными двигать землю и вытряхивать из колонок басы до последней крохи. У Plinius они вполне уверенные и крепкие, но его подача не так часто вызывает подозрения, что кто-то тайком протащил сабвуфер в уголок комнаты прослушивания. В некотором смысле A-150 напоминает мне мой винтажный Coda Model 11, который выдает 100 Вт на канал в классе A. Я часто думал, что такого, как Coda, больше не купить: настоящий усилитель класса А средней мощности, обладающий всеми достоинствами данной схемотехники, но не требующий взятия второй ипотеки или значительного снижения запросов к выходной мощности. Что ж, друзья, Plinius доказал, что я ошибался: он именно таков.

Plinius Reference A-150

Что касается сравнения A-150 с Boulder 2060, то они совершенно разные. У Boulder более нейтральный звук, с большей детальностью, он более голографичный и, безусловно, мощнее. Однако он не воспринимается более масштабным, чем у Plinius или Coda, и не обладает присущим этим усилителям «золотым сиянием». Это я и имел в виду ранее, когда писал о том, что кто-то может предпочесть Plinius, а не Boulder или другие усилители подобного класса. Отличительные особенности Plinius – воздушные верха, сильный, но округлый бас, средний диапазон с восхитительной плотностью тона – могут оказаться именно тем, что было нужно вам и вашим колонкам. Это в лучшем смысле слова красивый звук, а в его достижении и заключается суть всех этих аудиофильских штучек.

Заключение

Мне хочется сказать, что Plinius Reference A-150 возвращает нас в те времена, когда за миллион-полтора рублей можно было купить первоклассный усилитель, работающий в классе А и выдающий достаточно мощности для прокачки практически любых колонок – еще до того, как появились Boulder, Soulution и CH Precision, взвинтившие цены на лучшие транзисторные аппараты до уровня, непосильного для большинства людей.

Я мог бы остановиться на этом, и это не было бы несправедливо по отношению к Plinius и к Reference A-150. Но дело вот в чем.

Те усилители, которые были задолго до Plinius – помните KSA-50S из тех времен, когда компания Krell делала настоящие мощники? – больше не выпускаются. Я не инженер, но подозреваю, что схемы Reference A-150 реализованы на современных комплектующих, изготовленных с использованием новых технологий, во многом превосходящих те, что применялись в моделях прошлых лет. А это значит, что Reference A-150 звучит настолько хорошо, что через 25 лет он вполне может оказаться одним из тех усилителей, которыми кто-то по сию пору гордится и которые с удовольствием слушает. Звук этого типа никогда не выходит из моды – он остается главным сокровищем любого аудиофила на всем его пути, каким бы долгим он ни был.

Сопутствующее оборудование

  • Усилитель – Boulder Amplifiers 2060
  • Предусилитель-ЦАП – Hegel Music Systems HD30
  • Колонки – Vimberg Tonda
  • Источник – ноутбук Apple MacBook Pro с приложениями Mojave 10.14.5, Roon, Qobuz
  • Кабели - межблочные, акустические, сетевые шнуры – Siltech Explorer; сетевой шнур Shunyata Research Venom NR-V10
  • Стабилизатор напряжения – Shunyata Research Hydra Alpha A12
  • Стойка – SGR Audio Model III Symphony

Джефф Фритц

Этот обзор прочитали 2 612 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий