«Стена»: вспоминаем легендарный альбом Pink Floyd — в этом году ему исполнится 39 лет

30 ноября 1979 года вышел легендарный альбом «The Wall» группы Pink Floyd — в этом году ему исполнится 39 лет. Это последний диск, записанный в классическом составе группы и 3-й самый продаваемый альбом в США (после Thriller Майкла Джексона и Their Greatest Hits (1971-1975) группы Eagles). Мы решили вспомнить интересные факты и историю легендарного альбома.

Идея «Стены»

The Wall — не просто собрание песен, а рок-опера, где все треки объединены общим сюжетом. Главный герой Пинк (написанный на основе черт бас-гитариста Роджера Уотерса и Сида Барретта, основателя группы, который к тому моменту уже покинул коллектив).

Идея для сюжета пришла к Уотерсу после инцидента на финальном шоу первого стадионного гастрольного тура группы In the Flesh Tour. Тогда Уотерс плюнул в группу особенно шумных фанатов. После этого он задумался о стене, которая отделяет исполнителя (которому в этой роли буквально «позволено все») от аудитории (той ее части, которая приходит на концерт развлечься и не готова разбираться в том, что до нее хочет донести музыкант).

Основной темой альбома стала добровольная изоляция человека. Ее он, словно стену, собственноручно собирает из кирпичиков, которые «подбрасывает» ему авторитарное общество и окружающие люди.

Первый подход Уотерса к «сценарию» альбома был очень автобиографичным. Из-за финансовых неприятностей новый диск нужно было выпустить как можно скорее, а проект Уотреса был самым масштабным за всю историю группы. Нанятый продюсер Боб Эзрин помог улучшить структуру альбома, избавился от биографичности и предложил поставить в центр сюжета Пинка — персонажа, который объединял в себе черты нескольких человек.

По сюжету Пинк превращает каждый элемент болезненного прошлого и настоящего в новый кирпичик своей «стены»: это и доминантная мать, и детство без отца (этот момент для Уотерса автобиографичен), и «отупляющая» образовательная система, и «наркотические эскапады» (а этот сюжет в большей степени ассоциируется с Сидом Барреттом).

В итоге из мрачной истории о нигилизме и бессмысленности существования, «Стена», усилиями своих создателей, превратилась в гимн поколения, пытающегося найти себя и смысл жизни в мире, который продолжает ощущать на себе последствия Второй Мировой.

Критики и аудитория

Интересно, что критики встретили альбом неоднозначно — кто-то посчитал его слишком китчевым собранием довольно очевидных, но навязчивых идей Уотерса.

Тем не менее, слушатели приняли альбом очень хорошо — он продержался в первой строчке чартов 15 недель. Уже в декабре 1979 года альбом стал «платиновым» в Великобритании, а в марте — в США. История всех рассудила — сейчас это один из самых продаваемых альбомов в Америке, второй по популярности альбом группы (после The Dark Side of the Moon), и постоянный участник рейтингов и топов «Величайших альбомов». За всю историю было продано более 30 млн копий.

Интересные факты

Киноадаптация

Рок-опера была настолько популярна, что в 1982 году ее адаптировали в киноформате — художественном фильме «Стена» режиссёра Алана Паркера. Главного героя Пинка сыграл музыкант Боб Гелдоф, лидер ирландской панк-рок группы The Boomtown Rats.

В фильме перемешаны игровые и анимационные эпизоды — последние сделал художник-карикатурист и аниматор Джеральд Скарф, и они его прославили. В фильме нет диалогов, и смысл аллегорическому видеоряду придают песни Pink Floyd (многие из которых немного изменили, чтобы они лучше служили этой цели).

Фильм состоит с большого количества образов, визуальных и сюжетных метафор, которые поддерживаются строчками из песен Pink Floyd. Самой известной песней из фильма стала «Another Brick in the Wall, Part II» — в официальный клип вошли некоторые сцены из фильма, а также анимационные вставки (знаменитый марш молотков, учитель и «мясорубка»), правда, в фильме они сопровождали другие музыкальные композиции.

На большом экране «Стену» ожидал успех. Несмотря на то, что в первый уикенд после релиза (в августе 1982 года) фильм демонстрировался только в одном кинотеатре США, он быстро завоевал популярность, и к 10 сентября занимал третью строчку в чартах после «Инопланетянина» Стивена Спилберга и драмы «Офицер и джентльмен» и в итоге заработал в прокате 22 миллиона долларов.

Детский хор

Для записи одного из одинаковых куплетов в сингле «Another Brick in the Wall, Part II» пригласили настоящий детский хор из школы Islington Green. Исполнение куплета записали на несколько дорожек и свели — так сложилось впечатление, что детей было на самом деле намного больше.

Учитель музыки в Islington Green отвела своих учеников в студию звукозаписи без разрешения директора школы. Однако из-за того, что песня получилась «скандальной», юным певцам запретили участвовать в записи видео или в телесъемках, посвященных «Стене». В итоге никаких «вещественных доказательств» того, что именно эти дети исполняли припев, не сохранилось.

Школе выплатили тысячу фунтов, сами же юные певцы никаких денег за свою работу не получили. В 2004 году участники хора (на этот момент уже взрослые) подали коллективный иск с требованием выплатить им роялти — иск, правда, не был удовлетворен.

Стена и фигура учителя

В поддержку альбома группа провела выездной тур The Wall Tour. Во время концертов группа использовала несколько необычных сценических решений, которые попали в историю.

Например, на сцене строили 12-метровую стену. В просветах стены разыгрывались сюжетные сцены, на остальное пространство транслировали анимацию. В конце стену разрушали.

Также во время концертов активно использовались образы из анимации — молотки и учителя, которых придумал Скарф. Устрашающая фигура учителя тоже появлялась на некоторых концертах.

Берлинская стена

Наверное, одно из самых известных исполнений альбома группы произошло в 1990 году в Берлине. Концерт The Wall Live in Berlin провели на Потсдамской площади — территории, которая совсем недавно была «ничейной землей» между Западным и Восточным Берлином.

Высота стены, которую возводили во время концерта, составила 25 метров — и в конце её разрушили до основания. В концерте приняли участие и другие музыканты — Шинейд О’Коннор, Брайан Адамс, Ван Моррисон, группа Scorpions и другие.


Подготовка к берлинскому концерту

Опера

В 2017 году канадская Opéra de Montréal поставила оперную версию «Стены». Роджеру Уотерсу идея превратить The Wall в оперу поначалу показалась просто кошмарной. Тем не менее, команде из Канады удалось убедить Уотерса в том, что этот проект — стоящий. По словам музыканта, он изменил свое мнение к проекту, после того, как услышал симфонические версии двух песен — «Another Brick in the Wall, Part II» и «Comfortably Numb». В интервью Rolling Stone Уотерс признался, что оригинальные рок-мотивы в симфонических версиях были серьезно переработаны, и эта новая версия оказалась по-настоящему волнующей.

Премьера оперы была встречена овациями. Правда сам Уотерс, очень высоко оценивающий работу Opéra de Montréal, подчеркивает, что результат скорее порадует любителей классической оперной музыки, а не фанатов рока и Pink Floyd.

«Стена» в наши дни

Роджер Уотерс продолжает концертную деятельность и сейчас — его тур The Wall Live, который длился с 2010 по 2013 год, стал на тот момент самым успешным туром соло-исполнителя (он собрал в общей сумме 459 миллионов долларов), обогнав Мадонну с ее шоу Sticky & Sweet ($407 млн). Современная версия шоу точно так же, как и раньше, обращается к антивоенным мотивам — по словам Уотерса, политический подтекст «Стены» с годами стал еще более очевидным:

«На мой взгляд, все песни выдержали испытание временем. Разумеется, сейчас я гораздо дальше от событий, которые описал в песне “Don’t Leave Me Now”. Все, что касается моих ранних отношений с женщинами, сейчас в прошлом. Но я все равно сопереживаю темам [которые поднимаются в этих песнях]. С другой стороны я осознал, что многие другие песни имеют намного более серьезное политическое значение, чем мне тогда казалось.



[…]

Эти песни не о маленьком Роджере, который потерял отца во Второй Мировой, они обо всех детях, которые потеряли своих отцов»

В новой версии концертного тура перед Уотерсом стояла задача превратить «Стену» в шоу, подходящее для демонстрации на больших стадионах и в парках. По словам музыканта, в этом есть некая ирония — ведь идея написать альбом появилась у него из-за раздражения от того, как вела себя многотысячная толпа на концертах Pink Floyd в семидесятых (по сравнению с более ранними, камерными концертами, где музыканты чувствовали единение со слушателями).

Тем не менее, в новой версии Уотерсу удалось «пробить стену» между исполнителем и аудиторией — и сделать так, чтобы каждый человек в огромной толпе мог почувствовать глубокую связь с музыкой и идеей The Wall. Кстати, песни с культового альбома можно будет услышать и в этом году — 29 и 31 августа 2018 года Роджер Уотерс дает концерты в Москве и Санкт-Петербурге в рамках нового гастрольного тура Us+Them.

Эту статью прочитали 34 883 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий