О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2577Музыкальные и кинообзоры623Глоссарий
«Совершенно незнакомый»: байопик Боба Дилана как новая кинофраншиза
Признаем: Боб Дилан, при всех его эпического масштаба заслугах и Нобеле, так и не стал в отечестве нашем иконой столь же значительного масштаба, как на Западе. И тем не менее никак нельзя отрицать и даже умалять его масштаб и значение для всей мировой поп-музыки: фактически он научил этот жанр говорить. Он привнес в него истинную поэзию; он повернул рок и фолк лицом к лицу, и если поначалу оба отшатнулись друг от друга, то затем их взаимопроникновение стало неизбежным… Да что там — о Дилане написаны сотни строк, десятки книг, и не мне с их авторами тягаться.
Речь у нас сегодня пойдет о кино. С ним Дилан знаком давненько, и как актер, и как автор песен — даром, что ли, он бродил по просторам Запада в давнем вестерне «Пэт Гарретт и Малыш Билли» (откуда, собственно, пришла к нам песня Knockin› On Heaven’s Door)? Был он и режиссером, не раз («Ренальдо и Клара», музыкальная драма-перевертыш), и сценаристом («В маске и безымянный» — в этом странном эпосе о песнях, диктатуре и шоу-бизнесе он еще и главную роль исполнил), и героем документальных и даже художественных фильмов («Меня там нет», где его играли шесть актеров, в том числе Кейт Бланшетт!)… Однако дело до истинного байопика дошло только теперь.
…Когда в 2019 году вышел документальный фильм Rolling Thunder Review, у него был подзаголовок: «История Боба Дилана от Мартина Скорсезе». Кто-то из критиков тогда отметил, что это напоминает начало франшизы типа «История Звездных войн» и предположил, что в 2020-х может наступить расцвет Вселенной Боба Дилана с фильмами, мини-сериалами и, в конечном итоге, коллекционными фигурками… Прогноз подтвердился частично. Выходящий на экраны байопик «Совершенно незнакомый» (Complete Unknown, режиссер Джеймс Мэнголд) — это и впрямь своего рода это «Новая надежда». Смотрите: юный фермер, выросший в пустошах Среднего Запада, прислушивается к зову некоего почти небесного наставника (великий фолксингер Вуди Гатри) и отправляется на далекую планету Гринвич-Виллидж, в 1961 год, где он впитывает силу фолк-возрождения. Он попадает в компанию полубандитов, полуавантюристов (фолксингер Дэйв Ван Ронк, менеджер Альберт Гроссман, кантри-певец Джонни Кэш), встречает истинную любовь (в фильме ее зовут Сильви Руссо но прообраз ее — Сьюзи Ротоло, подруга Дилана в те годы) и начинает свое путешествие в 1960-е. Он переживает неудачи и любовные испытания, берет в руки мистическое оружие (гитару Fender Stratocaster Sunburst 1964 года) и отправляется в неведомую даль (Ньюпортский фолк-фестиваль 1965 года), где побеждает своего «темного отца» (еще одну легенду фолка, Пита Сигера, который так и не смирился с подключением электрогитары), а затем снова отправляется на своем мотоцикле невесть куда.
Шутки шутками, а режиссерт Джеймс Мэнголд за пять лет смог создать богатый, красивый и в значительной степени верный пересказ этого старого стандарта. В фильме собран блестящий актерский состав второго плана, включая Скота МакНейри (мы помним его по «Однажды в Голливуде») в роли больного Вуди Гатри, неистово борющегося с угасанием, Эда Нортона, великолепно сыгравшего идеалистичного и противоречивого Пита Сигера (а ведь он вошел в состав актеров лишь после того, как из него выбыл Бенедикт Камбербэтч), и Дэна Фоглера, который сыграл Альберта Гроссмана (возможно, самую рок-н-ролльную фигуру в фильме). Но центр циклона здесь, конечно, Тимоти Шаламе. После Пола Атрейдеса в «Дюне» и юного Вилли Вонки он, кажется, был готов к роли Дилана, а задержки в производстве фильма из-за пандемии дали ему время освоить микрофон и гитару, и он стал откровением как певец, исполнив более 40 песен; те, кто уже видел «Совершенно незнакомого», считают, что его пение — лучшее, что есть в фильме.
Основанный на книге Элайджи Уолда «Дилан становится электрическим!», новый байопик немного вольно обращается с историей, смешивая людей, места и события. Но это не столь важно. Важнее, что фильм Мэнголда держится на грани, так и не давая себе истинной воли, и ручка громкости в нем никогда не доходит до предела. Возможно, на настоящее воплощение истинной изменчивой и непредсказуемой природы легендарного певца, автора песен, писателя, сценариста, режиссера Боба Дилана стоит надеяться в следующих частях франшизы. Но если их даже и не будет, у нас в любом случае есть теперь этот фильм, который обаятельно и дотошно рассказывает нам о легендарном человеке, жившем в легендарное время.
Да, и Дилану фильм понравился.
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", декабрь 2024 г. www.salonav.com