О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Состояние рынка акустических систем. Блиц-опрос ведущих компаний рынка, статья. Портал "www.hifinews.ru"
Портал hifiNews.Ru. провел опрос среди лидирующих компаний для того, чтобы выяснить, как обстоят дела на рынке акустических систем.
Благодарим Тимофея Шиколенкова из "Аудиомании", а также представителей компаний METEX и Next Hi-Fi за то, что приняли участие в нашем очередном блиц-опросе.
hifiNews.RU: Какова динамика продаж на рынке акустических систем?
Тимофей Шиколенков, "Аудиомания": Как бы это странно не прозвучало, но мы наблюдаем повышение интереса новой аудитории к рынку качественного аудио.
"Акустические системы" - очень широкое понятие. Такого рынка как такового не существует, так как есть акустика для клубов, баров, ресторанов, студийное и сценическое оборудование, мониторная акустика, мультимедийная, Hi-Fi для дома, акустика систем оповещения и т.д.
Если мы говорим про Hi-Fi, то мы наблюдаем незначительное повышение спроса на ценовой сегмент "ниже среднего", и видим драматическое падение спроса на High End. Строго говоря, товары премиум класса никогда и не пользовались широким спросом, но сейчас разница слишком заметна.
Также мы видим очень сильное повышение спроса на портативную акустику. Правда, здесь играет роль сезонность. Время выезда на природу - дачи, шашлыки, пляжи... всё это создаёт спрос на мобильные решения, чтобы не расставаться с любимой музыкой.
Но дело не только в сезоне. Интерес к "мобильному хайфаю" повышается давно.
Появляются интересные новинки, выходят на рынок новые бренды. Взять хотя бы портативную акустику Nude Audio или китайский бренд FiiO, несколько лет назад представивший совершенно новый для рынка продукт - портативные усилители для наушников.
METEX: Рынок акустических систем один из самых конкурентных в аудио сфере. Присутствие огромного числа разнообразных брендов, меньшего числа производителей, и очень ограниченного числа стран, где акустические системы производятся на достаточно профессиональном уровне, обуславливают и динамику рынка. По сути, принимая во внимание быструю и мощную глобализацию производственных процессов, а с ней и усреднение качества изделий, в первую очередь акустических систем, следует отметить все-таки нисходящую динамику рынка в России, с некоторыми нюансами:
- снижение продаж высококачественных, High End класса акустических систем. Во многом это обусловлено заметно выросшими ценами производителей в последние годы в премиум сегменте.
- большую долю рынка бюджетных моделей.
- всё меньшую дифференциацию в качестве массовых производителей, как во внешней отделке, так и начинке, что, безусловно, обусловлено упомянутой выше консолидацией основных производственных мощностей в первую очередь, бюджетных сегментах.
Next Hi-Fi: Безусловно, случившийся кризис ударил по всем отраслям – и индустрия Hi-Fi и High End не стала исключением. Особенно тяжело было в первые месяцы, когда продажи резко упали - приходилось туго затягивать пояса, стараясь одновременно сохранить хоть сколько-нибудь приемлемые цены для клиентов и собственную команду. Но в итоге мы выплыли – спасибо за это стоит сказать нашим покупателям. Несмотря на то, что всегда найдутся люди, готовые заявить, что повышение цены на технику после падения рубля – это исключительно порожденная жадностью инициатива дистрибьютора, нам крупно повезло: скажем так – клиенты, приобретающие британскую акустику PMC, во-первых, в 100% случаев крайне вменяемые и понимающие экономические механизмы люди, а, во-вторых, искренне ценят КАЧЕСТВО, с которым воспроизводится их любимая музыка. Проще говоря, «ушастый» человек, разбирающийся в современных технологиях акустикостроения, и до кризиса, и после него остается самим собой.
Поэтому в 2015 году мы, как и раньше, терпеливо ждем своего покупателя, которому вне зависимости от финансовой ситуации важны музыка и система, на которой он ее слушает. И, разумеется, стараемся двигаться ему навстречу, не оставляя надежду на то, что таких людей может становиться чуть больше, а не чуть меньше.
Другой вопрос – какие потребности будут у этого нового поколения аудиофилов. Сейчас все очевиднее становится тот факт, что игнорировать прогресс в сфере высококлассного воспроизведения аудио все труднее – потребность покупателя в мобильных устройствах, которые не будут уступать полноразмерным аппаратам (как пример – портативный ЦАП/усилитель для наушников Chord Electronics Hugo, год с лишним назад появившийся на рынке и до сих пор отлично продается и вызывает восхищение как и любителей систем full-size, так и фанатов всего компактного). Вместе с ними впервые появилась возможность, можно сказать, вынести свою High End-систему из гостиной и отправиться с ней в командировку, путешествие - да просто доехать на работу. Таким образом, благодаря потребностям нового поколения покупателей и все быстрее развивающимся технологиями, цифра планомерно вторгается на крайне консервативный рынок качественного звука.
hifiNews.RU: Изменился ли портрет покупателя в этом году, что можно сказать об изменениях (если они есть) среднего чека потребителя?
Тимофей Шиколенков, "Аудиомания": Что касается продаж Аудиомании, то у нас средний чек практически не изменился.
Это говорит о том, что изменившийся (в валюте) доход у людей диктует им изменения в потреблении. Всё просто - часть акустики, ориентированной для среднего класса плавно перешла в прмиум сегмент. Часть бюджетного оборудования отправилась в средний ценовой уровень.
В результате люди покупают совсем не то, что могли бы купить до кризиса, так как бюджет определён и вряд ли может быть легко увеличен в два раза.
Портрет же покупателя вряд ли изменится. Люди всегда слушали музыку и всегда будут её слушать. Это не изменится никогда. Никакой кризис этому не помеха.
METEX: В связи с тем, что компания МЕТЕХ является дистрибьютором достаточно высококлассной техники, включая акустические системы среднего и вплоть до высших ценовых сегментов класса премиум High End, мы видим следующие тенденции:
- наш потенциальный покупатель это весьма искушенный и продвинутый человек в области аудио. В большинстве своем это образованный специалист среднего возраста, с достаточно хорошим знанием английского языка, который весьма активно изучает мировую прессу, специализированные интернет издания, на предмет наиболее достойного выбора. Мы очень гордимся этим фактом, и с удовольствием идем на контакт с таким покупателем, который по достоинству может оценить не только предлагаемую нами продуктовую линейку (наши бренды), но и сравнить наши цены, с ценами производителей.
- несмотря на вышесказанное, понятное общее состояние розничного рынка в России, не могло и сказаться на расходах наших покупателей. Не смотря на наши существенные шаги по сдерживанию роста цен на зарубежную продукцию в рублях, все-таки, средние затраты на покупку акустических систем сдвинулись в пользу более доступных моделей.
Next Hi-Fi: Единого портрета покупателя High End техники никогда не было – и вряд ли в ближайшие годы он появится. Причины просты: мотивы покупки систем такого класса у каждого индивидуальны – для кого-то это юношеское увлечение, переросшее с годами во что-то серьезное, для кого-то – музыкальное образование, не позволяющее слушать любимые композиции на «врущей» аппаратуре; есть те, для кого качественная система – давняя мечта, на которую совершенно не было жаль тратить деньги раньше и не жаль сейчас, а кто-то только начинает увлекаться прослушиванием музыки на высоком уровне, имея при этом достаточный доход, позволяющий начать сразу с топовых аппаратов. Приведем примерные цифры, которыми мы располагаем: подавляющее большинство покупателей Next Hi-Fi – примерно 85% - на самом деле ценят качество систем High End и знают, на что тратят деньги. Из них половина – успешные люди, искренне и еще с юного возраста влюбленные в музыку, не терпящие некачественного ее воспроизведения; 40% - новое поколение меломанов, более открытое к техническому прогрессу в сфере High End (как раз тот самый сегмент, заинтересованный в покупке скромных по размерам, но серьезным по начинке аппаратов); еще 10% - еще неискушенные в техническом отношении меломаны, однако располагающие достаточным уровнем дохода, чтобы не позволять себе покупать дешевые вещи.
Кроме того, сейчас все чаще обязательным требованием покупателя становится полноценная интеграция аудиосистемы с техникой третьих сторон - аудио, видео, «умным домом».
hifiNews.RU: Какие типы акустических систем пользуются наибольшей популярностью? (напольная, полочная, подвесная и т. д.)
Тимофей Шиколенков, "Аудиомания": В России традиционно массовой является напольная акустика. Вне зависимости от помещения. Люди хотят что-то большое. Кажется, что оно будет играть лучше.
Хотя мы знаем на примере той же Penaudio Cenya, что это может быть и не так.
Кроме звука, людям нужен внешний вид. И, если в процессе принятия решения не участвует женщина, как правило, будут куплены большие чёрные напольные колонки.
METEX: С точки зрения стоимости, расходов на покупку, безусловно лидируют напольные акустические системы. Однако, встроенная акустика, в силу её чрезвычайной доступности (от 6000 руб. за пару, достаточно большой системы в 60Вт на канал) , в количественном отношении остается на достаточно приличном уровне продаж.
Next Hi-Fi: Думаем, что никого не обманем, если скажем, что не только у нас, но и у остальных фирм в продажах акустических систем лидируют напольные – несмотря на то, что сейчас производство полочной и встраиваемой акустики достигло таких высот, что и в маленькой, на первой взгляд, колонке, может скрываться вполне себе «крупный» звук, напольники остаются бессменным номером один. Напольная акустическая система – это классика, это простор для применения новых технологий, это «универсальный солдат», при всем этом еще и отлично смотрящийся в любой гостиной.
hifiNews.RU: Чем отличается развитие нашего рынка Hi-Fi от зарубежного?
Тимофей Шиколенков, "Аудиомания": В целом - ничем. Есть некие традиции, которые немного корректируют спрос. Есть разные бренды, которые активно представлены и занимаются провижением в конкретных странах и регионах.
В остальном же - разницы как таковой нет.
Единственное, что хорошо заметно, так это развитие на западе прямых продаж. То есть, когда производитель сам занимается реализацией конечным клиентам, а не только производит, потом передаёт дистрибьютору, который продаёт дилерам, которые уже реализуют товар через свои розничные каналы.
Дистрибьюционная схема традиционно развита в России, хотя есть уже примеры развития прямых продаж и в России. Например, Аудиомания, являясь владельцем и производителем акустических систем Arslab и Penaudio, реализует их самостоятельно, без привлечения дистрибьюторов и дилеров.
METEX: В целом мы идем по рынку, схожим путем с Европейскими развитыми странами, с небольшим временным лагом (задержкой). Конечно, основным фактором для нашего рынка, является покупательная способность нашего потенциального покупателя, пожалуй, даже в большей степени, чем в большинстве Европейских стран. Во многом, мы до сих пор строим новую культуры потребления, в которой музыка, является глубоко персонифицированной и одновременно наиболее доступным и притягательным для граждан нашей страны искусством.
Next Hi-Fi: Про отличия нашего рынка от зарубежного: самое первое, что приходит в голову – это, конечно, покупательская способность, различия в которой усилилась после наступившего кризиса. Причем речь не только о разнице в сумме, которую готов потратить отечественный и зарубежный покупатель на систему, но и в степени уверенности в том, что ему вообще эта покупка нужна: среднестатистический европеец и американец познакомился с культурой Hi-Fi задолго до его российского товарища; стереосистема с, скажем, виниловым проигрывателем и ламповым усилителем в доме на Западе – обычное дело, в то время как у нас это почти всегда признак исключительного интереса к миру Hi-Fi.
Про готовность идти на компромиссы: если провести опрос среди европейского Hi-Fi сообщества с целью выяснить, какого производства они приобретут, например, акустический кабель, почти в 100 процентах случаев ответ будет - европейского. А в качестве бренда будет назван, например, нидерландский Van den Hul. У нас же клиент не всегда готов признать, что важна каждая составляющая тракта, и в результате получается иногда довольно печальная картина: «железо» качественное, акустика – отличная, а дешевый китайский кабель губит весь потенциал системы. Впрочем, сейчас ситуация постепенно улучшается – и это очень приятно. Нельзя не упомянуть предпочтения в форм-факторе: если наш потребитель – как, кстати, и американский – по-прежнему питает особую привязанность к большим, внушительным аппаратам и акустике, то европейцы и большая часть азиатов все чаще приобретают компактные аппараты, в которых воплотились все последние достижения инженеров High End индустрии: мы вот как-то раз взглянули на размер продаж миниатюрной серии Chordette британской компании Chord Electronics в Тайвани и были, откровенно говоря, в шоке.
hifiNews.RU: Считаете ли Вы, что данный рынок достиг пика в своем развитии и никаких новых инновационных идей ждать уже не стоит?
Тимофей Шиколенков, "Аудиомания": Возможно, это не заметно со стороны, но инновационный процесс никогда и не останавливался. Да, колонки внешне продолжают быть почти такими же, как и были в 70-ые годы прошлого века. Но материалы, из которых изготавливаются динамики, их части, элементы кроссоверов и так далее очень серьёзно изменились.
Современные материалы дают возможности, ранее недосягаемые для технологий того времени. По началу это проявляется в технике премиум класса, а затем постепенно приходит и в массовые продукты.
Но это не всё. Развитие средств связи и цифровых технологий, рождают совершенно новые рынки и продукты. Хотя, конечно, сами акустические системы остаются самими собой. Здесь очень активно растут нестандартные внешне очень необычные дизайнерские решения, которые являются весьма популярными и востребованными на современном рынке. Взять хотя бы французские стеклянные акустические системы Waterfall.
METEX: Рынок никогда не стоит на месте, и это его замечательная особенность, которой нужно уметь пользоваться. Преодолев очередной пик, мы оказываемся на пороге качественно нового этапа развития. Даже в одной из наиболее консервативных частей, в данном случае разработке акустических систем, где, порой, кажется все законы физики понятны и просты, и качество определяется размерами и весом, движение идет полным ходом. Старые, новые идеи и подходы смешиваются под разными углами зрения, новые таланты выходят на первый план, а огромные инвестиции, прежде всего с быстро развивающихся рынков Азии, в скором времени, да уже и сейчас дают не только повод для размышлений, но и желание обратить большее внимание к новой продукции, для которой мы готовы и всегда рады представить отечественному взору. Следите за нашими новинками, и вы всегда будете в курсе последних инноваций в области аудио.
Next Hi-Fi: О достижении пика в развитии говорить труднее – конечно, как мы и писали выше, индустрия Hi-Fi сама по себе довольно консервативна, но и в ней за последние годы появилась техника, о которой раньше аудиофилы могли только мечтать: это и компоненты, успешно совмещающие в одном корпусе сразу несколько функций – например, ЦАПа, CD-проигрывателя и предусилителя, и аппараты, с легкостью воспроизводящие самые передовые на данный момент аудиоформаты – DXD, DSD 64/128 и PCM 384, и миниатюрная портативная техника, возможности которой еще несколько лет назад можно было воплотить только в полноразмерном корпусе. Мир техники в принципе не стоит на месте – и это прекрасно. Мы готовы поддержать любую инновационную и смелую идею – лишь бы за ней действительно стояло нечто двигающее мир Hi-Fi вперед, на принципиальный новый уровень.
Подготовлено по материалам портала "www.hifinews.ru", июль 2015 г. www.hifinews.ru