Ситуация: все говорят о возвращении забытых аудиоформатов — почему им суждено остаться нишевыми

Мы начали с аудиокассет. И продолжаем говорить о причинах, которые помешают им и другим ретро-форматам — винилу и гибким пластинкам — вновь завоевать значительную долю рынка.


Фото Kay / Unsplash

Что ждет аудиокассеты

По данным Британской ассоциации производителей фонограмм (British Phonographic Industry, BPI) за первую 2019-го в стране продали 35 тыс. кассет. Аналитики ожидают, что за вторую половину года реализуют еще 75 тыс. записей. В США за 2017 год продажи аудиокассет выросли на 136%.

На кассетах вышли Prodigy, Twenty One Pilots, Gorillaz, Wu-Tang Clan и другие исполнители.

Очевидно, что формат переживает всплеск популярности, однако стоит признять, что о полноценном возрождении речи не идет. По данным Official Charts, продажи кассет составляют 1% музыкального рынка в Англии. Похожая картина и в США. Хотя в 2017 году продажи и увеличились на 136%, за прошлый год рост резко замедлился — он составил лишь 19%.

Некоторые музыканты выпускают альбомы на кассетах небольшими тиражами (в несколько десятков штук). По большей части они играют роль сувенирной продукции для преданных фанатов.

Кажется, речь идет скорее о ностальгии по 80-м. Причем это касается и молодых людей, которые также проявляют интерес к формату. Но для них источником вдохновения становится только медийный образ того десятилетия. Его подкрепляют различные фильмы и сериалы — например, «13 причин почему», «Стражи галактики» и другие.

Винил — еще один нишевый формат

В 2018 году в США продали 16,8 млн пластинок. Это на 14,6% больше в сравнении с 2017-м. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), к концу года доходы от продажи пластинок даже превзойдут показатели CD-дисков.

Но есть мнение, что эти цифры плохо отражают действительное положение вещей. Хотя продажи и растут, винил остается нишевым форматом. Ему принадлежит чуть более 13% рынка физических носителей. И это без учета стриминговых платформ и цифровой музыки.

Еще одним признаком ренессанса винила считается бум строительства пресс-фабрик. В 2017 году на территории США было открыто менее 30 заводов, а сегодня их количество выросло до 72.


Фото Daniel von Appen / Unsplash

Но этот показатель тоже обманчив. Фабрики не печатают старые релизы, которые интересны ностальгирующей публике. Поэтому значительную часть винилового рынка составляют подержанные пластинки, которые люди покупают с рук или в специализированных магазинах. В топах продаж держатся такие работы, как «Thriller» Майкла Джексона и «Abbey Road» от Битлз.

Как и гибкие диски

Впервые гибкие пластинки появились в середине XX века. В разное время на них записывали свои альбомы Битлз, Дэвид Боуи, а также группа ABBA. Но, как и традиционный винил, этот тип накопителей практически ушел в небытие к началу нулевых. Но СМИ пишут, что интерес к гибким пластинкам постепенно возрождается. Производством с 2010 года занимается фирма Pirates Press.

Они изготавливают пластинки по заказу лейблов и музыкантов, включая Foo Fighters и Джека Уайта. Осенью 2017 года австралийская рок-группа Tame Impala выпустила ограниченным тиражом альбом «Currents», а лейблы Joyful Noise и Third Man Records также начали предлагать «гибкие релизы».


Фото Piotrm00 / PD

Но несмотря исключения, музыканты по большей части используют этот носитель в маркетинговых целях, предлагая лишь отдельные треки на прослушивание. Это связано с недостатком гибких пластинок — они хрупкие и при прослушивании их может «зажевать» иглой. Поэтому если формат и имеет шансы на возрождение, то только частичное — в формате интересного дополнения.

ложно сказать, насколько тренд на возрождение ретроформатов сохранится в будущем. Среди энтузиастов уже снова появился интерес к цифровым кассетам (DCC). На носителе даже вышел первый за долгое время альбом. Выпускают музыку и на бобинах. Но подобные носители останутся хоть и интересным, но все-таки нишевым продуктом.


Что почитать в «Мире Hi-Fi»:
Какой шум помогает отдыхать, а еще предотвращает потерю слуха при серьезных ДТП
Битва за формат: бобина vs кассета vs винил vs CD vs HiRes
Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы
Винил вместо почтовой марки: необычный раритет
«Камера, мотор, музыка!»: как режиссеры используют винил в кино
«Как экран стал говорящим»: история шоринофона

Эту статью прочитали 5 608 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий