О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Симфония для рояля. Beethoven. Sonata Op. 106 «Hammerklavier». Igor Levit. Обзор.
Соната Op. 106 с порядковым номером 29 (всего Бетховен написал 32 сонаты) занимает уникальное место не только в наследии немецкого гения, но в фортепианной литературе вообще. Это четырехчастное сочинение грандиозных масштабов из почти 1200 тактов и продолжительностью звучания около 45 минут.Не всякая симфония имеет такие размеры, у Бетховена – разве что девятая, хоральная (Антон Рубинштейн назвал «Хаммерклавир» сонатой-колоссом и «девятой симфонией для фортепиано»). Отдельно нужно сказать об огромных размеров 390-тактной фуге в четвертой части Largo; вряд ли существует другое сочинение в этой форме, которое звучало бы так угловато, колюче и брутально. Один британский музыкальный критик как-то сравнил сонаты Бетховена с «Новым заветом в музыке» (с «Ветхим заветом» – ХТК И.-С. Баха). Если так, то 106-й опус можно было бы назвать одним из Евангелий.
Работу над сонатой Бетховен начал в конце 1817-го, завершил ее в начале 1819-го. Таким образом, написание заняло чуть больше года. Посвящено сочинение, как и соната Op. 81a № 26, эрцгерцогу Рудольфу («Vivat Vivat Rudolfus» – так Бетховен подтекстовал начальные фанфары в набросках 106-го опуса). Есть свидетельства, что во время работы над сонатой в распоряжении Бетховена был превосходный рояль фирмы «Broadway» с шестиоктавной клавиатурой, что помогало раскрытию возможностей нового инструмента, в то время вытеснявшего клавесин.
Соната, которой автор дал название «Hammerklavier» (слово, которое в 19 веке служило синонимом фортепиано – буквально «молоточковое фортепиано» – сегодня употребляется для обозначения рояля старинной конструкции с соответствующим аутентичным звучанием) – произведение поистине трансцендентальной сложности, своеобразный tour de force для всех пианистов, родившихся после его создания. Это хорошо понимал сам Бетховен, который в письме к своему издателю отметил, что соната доставит пианистам много хлопот и играть ее будут только через полвека. Так и случилось: было и есть совсем немного пианистов, в чьем репертуаре присутствует это сочинение. Скажем, сонату не играл такой могучий бетховенист, как С. Рихтер (говорят, он называл ее «неисполнимой»). Незадолго до своей кончины Эмиль Гилельс сыграл (на последнем своем концерте в Большом зале Московской консерватории 26 января 1984 года) и записал 106-й опус. Существует великолепная запись «Хаммерклавира» в интерпретации Григория Соколова. Разумеется, сочинение присутствует в полных собраниях записей сонат Бетховена – например, А. Шнабеля и В. Кемпфа, – но там ее прочтения не производят сильного впечатления, а то и воспринимаются как проходные, недоработанные. Все сонаты Бетховена записал и Игорь Левит, и настоящая запись «Хаммерклавира» на трех сторонах 45-оборотных 180-граммовых пластинок Sony Classical свидетельствует о проделанной Левитом колоссальной работе, а также о ее очень высоком пианистическом и художественном уровне. На четвертой стороне без звуковых канавок в качестве бонуса воспроизведен фрагмент авторской рукописи «Хаммерклавира».
Гениальная музыка, великолепное исполнение и высококлассное звучание аудиофильского уровня – так в двух словах можно охарактеризовать это издание. Рояль звучит здесь попросту безупречно, тогда как фонофиксация фортепиано – одна из самых сложных задач в звукозаписи. В звучании изданий именитых лейблов сплошь и рядом отмечаются такие огрехи, как неровность тембра, избыток «жира» в нижнем регистре, мутноватая середина и «стекло» в верхних октавах. Ничего подобного не отмечается при воспроизведении этих пластинок Sony. Настоятельная рекомендация по приобретению данного релиза естественно вытекает из вышесказанного.