О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сердце виолончели. Жаклин дю Пре. Обзор
В истории искусства есть личности, чья необыкновенно интенсивная жизнь оказывается как бы спрессованной в небольшом отрезке времени, люди, которые за недолгие отпущенные им годы успели сделать то, на что у других уходят десятки лет. Фредерик Шопен ушел из жизни в 39, румынский пианист Дину Липатти – в 33, а Жаклин дю Пре не дожила до 43-х, притом последние 14 лет своей жизни британская виолончелистка боролась с неизлечимой болезнью, которая настигла ее, когда ей было всего 28.Название данной пластинки The Heart of the Cello вполне верно отражает место Жаклин дю Пре в истории исполнительского искусства. Всего за 12 лет своей карьеры уникальная артистка успела завоевать сердца миллионов слушателей во всем мире.
Родилась дю Пре в год окончания Второй мировой войны в английском Оксфорде. Услышав виолончель в четыре года, она пронесла ее звучание через всю свою жизнь и щедро дарила его людям. Дебютировала Жаклин дю Пре в телепрограмме «Би-би-си» с виолончельным концертом Эдуарда Лало. Иегуди Менухин, председатель комиссии, присудившей артистке престижную «Queen’s Prize» в следующем году, пригласил ее сыграть в трио вместе с собой и своей сестрой Хевсибой. Далее последовали выступления в «Вигмор-холле» с камерной программой и в «Ройял фестивал холле» с Оркестром «Би-би-си» и исполнением концерта Элгара.
«Такого, как у нее, звука я не встречал ни у кого другого. Она была музыкантом от бога, обладала безошибочной исполнительской интуицией. Для нее не существовало технических трудностей, и она никогда не стремилась играть с осторожностью…» Это слова мужа дю Пре, израильского пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма.
В программу данного диска, задуманного как своеобразный творческий портрет Жаклин дю Пре, включены фрагменты виолончельных концертов разных авторов. Сначала звучат первые две части концерта Элгара в восхитительной записи 1965 года из «Кингуэй холла» с Лондонским симфоническим оркестром и Джоном Барбиролли (который сам был одаренным виолончелистом). Эта пластинка сразу же стала бестселлером.
На ней представлены также концерты Джоржака (3-я часть), Первый Сен-Санса (1-я часть), Шумана (2-я и 3-я части) и Первый Гайдна (3-я часть). В этих записях разных лет партнерами артистки выступают разные оркестры и маэстро Даниэль Баренбойм.
Основой издания стали фонограммы, очень аккуратно ремастированные в формате 24/96 в Abbey Road Studios.
Несравненное звучание, которое Жаклин дю Пре извлекала из принадлежавшего ей инструмента Stradivari Davidov, никого не оставит равнодушным. Познакомившись с фрагментами виолончельных концертов в исполнении артистки, меломаны, несомненно, захотят послушать те же произведения целиком.
(светлой памяти великой виолончелистке)
В тот миг Творец кивнул, и ангел взял свирель,
Свет солнца озарил просторы небосвода –
Услышала Жаклин Дю Пре виолончель,
Влюбилась навсегда в свои четыре года.
Такой святой любви мир ранее не знал
К твореньям Баха, и Сен-Санса, и Элгара:
Сражён был наповал её игрой Казальс,
Поклонник подарил роскошный Страдивари.
Строй совершенных дек рождал чудесный звук,
Что души пробуждал, ведя к священной дрожи,
И снова оживал в концертных залах Глюк,
А с ним Чайковский, Брамс и, безусловно, Дворжак.
Кто гению судья? Никто иной – он сам –
Жаклин была себе судьёй предельно строгой.
Мелькали города, огни сияли рамп,
Судьба вела Жаклин к печальному итогу.
И виртуоза лёт прервать способен бес,
Уродуя клавир непрошенною кодой –
Нить жизни порвала проклятая болезнь,
И начали стихать пассажи и аккорды.
Таких, как Вы, Жаклин, на свете больше нет,
И больше не поёт роскошный Страдивари.
…Присмотришься, в ночи струится лунный свет –
В нём виден иногда виолончели абрис.