О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сегодня все покупают виниловые пластинки, но это не конец эпохи CD
Станут ли компакт-диски новым винилом?
Нам доводилось слышать много грустных историй о том, как в девяностые и нулевые годы меломаны продавали или просто выбрасывали свои коллекции виниловых пластинок, которые пылились без дела. Многие – если не большинство – считали, что мир решительно перешел с аналоговых угодий на новые цифровые пастбища, а теперь корят себя за то, что не сохранили свои диски и не могут в полной мере насладиться нынешним возрождением винила.
Именно это соображение – возможно, усвоенный на опыте других меломанов урок – пришло мне в голову не так давно, когда я решал, оставить ли себе коллекцию компакт-дисков или отнести их перед глобальным переездом в местный благотворительный магазин. В конце концов, эта идея улетучилась из моей головы почти так же быстро, как и появилась. (Прости, мама; об эти коробки с CD тебе еще долго придется спотыкаться).
В начале текущего года «Американская ассоциация звукозаписывающих компаний» (RIAA) опубликовала отчет, в котором говорится, что в 2021 году поставки CD в США выросли на 47% (с 31,6 до 46,6 миллионов штук), а выручка увеличилась с 483,2 до 584,2 миллионов долларов. Это первый случай роста объемов продаж данного продукта более чем за 15 лет.
Однако ситуация все еще далека от той, что сложилась в эпоху расцвета формата CD на рубеже тысячелетий, когда только в США был продан почти миллиард дисков. При этом, как ни удивительно, доходы от их продажи в прошлом году составили всего 40% от полученных при реализации виниловых пластинок. Согласно данным компании Luminate, за первую неделю после выхода альбом Гарри Стайлза Harry's House на виниле купили в количестве 219 000 штук (по сравнению со 130 000 компакт-дисков и ничтожными 28 000 цифровых загрузок)! Популярность винила не демонстрирует никаких признаков снижения.
Тем не менее, рынок компакт-дисков сегодня также растет. Станет ли это началом полномасштабного возвращения? Ждет ли формат CD настоящая новая жизнь, как у винила – с выпуском Hi-Fi-плееров, Sony Discman и тому подобных устройств? Возможно, не в такой степени – отчасти потому, что у этого носителя нет способствовавшего возрождению винила флера утраченной экзотики и противостояния повсеместной цифровизации.
Но можно заметить, что популярность компакт-дисков стала отражением все более актуальной тенденции – и даже моды – на физическое владение музыкой. И, как нам кажется, не без оснований.
Во-первых, компакт-диски – собственность их владельцев, что дает им преимущество перед потоковой музыкой и роднит с винилом и скачанными файлами. При этом их можно не только воспроизводить с помощью CD-проигрывателя, Hi-Fi-системы или аудиотракта автомобиля (прослушать виниловую пластинку в машине вам не удастся, если только это не Chrysler 1956 года с системой «Highway Hi-Fi»). Их контент также легко скопировать и хранить в виде цифровых файлов – которые, опять-таки, принадлежат владельцам дисков. Музыку с винила тоже можно считать и записать, если проигрыватель снабжен USB-выходом – но мой опыт говорит о том, что даже 24-разрядные скопированные файлы звучат менее чисто и четко, чем копии с CD в формате 16 бит/44,1 кГц. Музыку с дисков можно перенести на компьютер, и она навсегда останется с вами. В то же время у потокового сервиса песня может исчезнуть в любое время из-за изменения лицензионных соглашений (также как и фильм у видеосервиса). Это очень досадно.
Что радикально отличает компакт-диски от винила, так это цены. CD сравнительно недороги. Возможно, потоковые сервисы впервые сделали потребление музыки практически безлимитным, но благодаря необозримым запасам новых и подержанных компакт-дисков в благотворительных магазинах и на интернет-сайтах они стали самым дешевым способом приобретения старых релизов. Более того, и в случае новых они оказываются наиболее доступной формой физического носителя, так как их выпуск на виниле часто обходится вдвое дороже, чем на CD.
Наконец, компакт-диски гораздо проще в хранении. Даже если вы собираетесь скопировать музыку с них на ноутбук или NAS-сервер и убрать коробочки, кроме нескольких особо ценных, с глаз долой, факт остается фактом: слово «компакт» в названии присутствует не случайно. У меня втрое больше CD, чем виниловых дисков, но при транспортировке они требуют на одну коробку меньше. И, как многие из вас знают из своего опыта, для домашнего хранилища разница в размерах еще более существенна. Царапины компакт-дискам не так страшны, как виниловым пластинкам, а случайно сломанную или треснувшую пластиковую коробку легко и дешево заменить.
Не будем забывать и о буклетах к компакт-дискам, которые дают им значительное преимущество перед потоковыми трансляциями (где спектр «дополнительных возможностей» начинается с простых метаданных и заканчивается биографией исполнителя) и обычно оказываются более полными, чем материалы на конвертах виниловых пластинок – если только речь не идет о специальном издании. В таком случае объем винила и буклетов к нему становится важным фактором коллекционной ценности.
Дополнительный увесистый балл в сравнении с потоковой трансляцией или скачиванием CD получают по причине воспроизведения без пауз: альбом подается как единое целое, не прерываясь тишиной по обе стороны каждого трека – что вовсе не является само собой разумеющимся на стриминговых платформах. И если вы, подобно автору этой заметки, являетесь поклонником живых записей, больше всего похожих на настоящие концерты (или опер и инструментальных пьес, звучащих, как задумано композитором), паузы могут стать самым большим камнем преткновения. Некоторые сервисы поддерживают функцию воспроизведения без пауз (gapless) – в качестве примера можно назвать Spotify и Qobuz, а у Roon она просто отличная – но это далеко не данность для стриминговых платформ и сетевых потоковых плееров, а там, где она есть, ее реализация не всегда безупречна. В то же время у CD и винила такое проигрывание подразумевается само собой.
Всего пять-шесть лет назад спор о том, какая технология обеспечивает технически лучший звук – стриминг, винил или CD – разрешился бы в пользу дисков. Сегодня, когда все больше музыкальных сервисов обеспечивают передачу потоков в форматах без потерь (lossless) и даже Hi-Res-аудио, победитель уже не так однозначен. Тем не менее, даже если вы выбираете стриминг на максимально возможном уровне, итоговое звучание все равно определяется качеством вашего интернет-подключения – и, конечно же, в первую очередь требует доступа к «всемирной паутине» (хотя в наши дни уже можно скачивать альбомы для воспроизведения в его отсутствие). Проигрывание компакт-диска не зависит от таких внешних факторов; оно гораздо более стабильно.
Что до сравнения качества звучания с компакт-дисков и винила, то эти два носителя во многом различаются по его характеру, и в конечном итоге каждый слушатель делает выбор, исходя из собственных предпочтений. В целом (поскольку, очевидно, в обоих форматах можно найти хорошие и плохие примеры музыкальной продукции), винилу присущи ощутимые теплота, полнота и, если можно так выразиться, «жизненность». А вот CD могут похвастаться более последовательной, чистой и точной подачей материала, поскольку винил по своей природе менее успешно справляется с самыми высокими и низкими частотами, а также с большим динамическим диапазоном.
В общем и целом, я считаю, что и сегодня блестящий компакт-диск есть за что любить. Возможно, CD следует рассматривать как нечто среднее между винилом и потоковой трансляцией, сочетающее в себе удобство, качество и доступность. Мы уверены, что этому носителю уготована долгая жизнь. И если у вас уже есть большая коллекция компакт-дисков – пусть даже сейчас вы ею не пользуетесь – стоит дважды подумать, прежде чем избавляться от нее. Только представьте себе, какой ренессанс CD нас может ждать году этак в 2031!