О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
С открытым сердцем. Leif Ove Andsnes & The London Symphony Orchestra - Rachmaninov: Piano Concerto No. 3. Обзор
Рахманинов приступил к сочинению третьего из четырех своих фортепианных концертов (точнее, из пяти, так как к этому жанру следует причислить также «Рапсодию на темы Паганини и Dies irae» для фортепиано с оркестром) летом 1909 года, когда уже обрел славу одного из наиболее значительных русских композиторов.
Концерт послужил ему визитной карточкой во время последовавшего вскоре тура из 22 выступлений по США. Рахманинов выучил сложнейшую сольную партию за 12 дней, пока добирался из России в Нью-Йорк. Инструмента в пути у него было, он упражнялся на портативной немой клавиатуре. Премьера, состоявшаяся в ноябре того года в Нью-Йорке с автором в качестве солиста и Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша, вызвала теплый прием публики, которая несколько раз просила Рахманинова бисировать. Еще раз концерт был им исполнен в Нью-Йорке 16 января 2010-го; в этот раз дирижировал Густав Малер.
Композитор посвятил свой Третий концерт знаменитому виртуозу Иосифу Гофману, который так никогда и не исполнил сочинение перед публикой. Причиной было то, что Сергей Васильевич писал концерт в расчете на свои руки, тогда как у Гофмана они были небольшими. Именно он сказал о Рахманинове, что «пальцы его сделаны из стали, а сердце из золота».
Такова краткая история фортепианного концерта, которому суждено было стать одним самых любимых музыкантами и публикой произведений соответствующего репертуара. Сочинение исключительной художественной силы ставит перед пианистами задачи высочайшей сложности. Третий концерт Рахманинова присутствует в репертуарах многих мастеров клавиатуры. Звезда мировой академической сцены, норвежский пианист Лейф Ове Андснес – один из них.
Данная пластинка содержит запись, сделанную Андснесом и Лондонским симфоническим оркестром под управлением Антонио Паппано в марте 2009 года в Лондоне, в первой (симфонической) студии Abbey Road. Солист и оркестр создали добротную и высокопрофессиональную интерпретацию рахманиновского шедевра. Автор написал две замечательных каденции к первой части концерта, предлагая пианисту исполнять одну из них, на выбор. Сам автор играет в записи первую каденцию, тогда как Андснес остановил свой выбор на второй, отличающейся огромной мощью и размахом, а также более популярной.
Артист убедительно передает многочисленные красоты и технические сложности сольной партии. Его игру отличают ясность, точность, виртуозный размах и проникновенный лиризм. Великолепное звучание диска – результат работы звукорежиссера Арне Аксельберга и персонала лондонской студии.
Меломанам можно рекомендовать познакомиться и с другими наиболее значительными прочтениями концерта. Это, в первую очередь, уникальная запись, сделанная самим Рахманиновым в 1939-40 годах с Филадельфийским симфоническим оркестром и Юджином Орманди, а также пластинки Владимира Горовица, Вана Клиберна и Эмиля Гилельса.