О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Руководство по конвертации аналоговых виниловых дисков в цифровые файлы с использованием Windows
В настоящем руководстве описана пошаговая процедура выполнения копирования аудиофильского винила в цифровой звук 24/192. Среди прочего, в руководстве приведены подробности относительно использования новейшего программного обеспечения для реставрации цифрового звука с целью удаления щелчков, скачков и треска, которые снижают качество звучания.
Руководство рассчитано на как можно более широкую доступность, чтобы люди с разными навыками и опытом смогли успешно преобразовать записи на виниле в цифровую форму с минимальными усилиями и повторяемостью результатов.
Рассматриваемая ниже штамповка из аудиофильского импортного тиража обладает хорошим динамическим диапазоном, а также большим количеством щелчков, скачков и треска, поскольку диск воспроизводился множество раз. Таким будет реальный вызов успешной конвертации и реставрации.
Введение
Давайте немного пройдемся по тропинке воспоминаний об аудиофильском виниле. Компания Telarc была одним из первых лейблов аудиофильской звукозаписи в конце 70-х, которые применили новую цифровую систему звукозаписи под названием Soundstream для записи вот этого выступления:
«Soundstream Inc. была первой в мире звукозаписывающей компаний, применивших цифровую звукозапись, поставляя коммерческие услуги записи и монтажа на компьютерной основе». Процесс мастеринга на половинной скорости и штамповка на импорт, принятые в Telarc, сохраняют большую часть динамического диапазона, воспринятого цифровым магнитофоном Soundstream. Это выступление и диск стали известны как «басовый барабан, слышный на весь мир». То внимание, с которым лейбл подошел к записи этого диска, проявлено и к техническим характеристикам, отпечатанным на развороте альбома. Единственный пропущенный элемент — это Threshold 400A, подающий сигнал на мониторы ADS. Это действительно было самым передовым в 1978 году и по-прежнему звучит впечатляюще и сегодня. Прислушайтесь к хождению вуфера во время ударов басового барабана.
Требования
Вот что потребуется:
Проигрыватель, тонарм, картридж и фонокорректор. Фонокорректор предназначен для усиления сигнала низкого уровня от картриджа звукоснимателя до линейного уровня и применения корректировочной характеристики RIAA.
Выравнивание характеристики RIAA — это одна из технических характеристик. Целью выравнивания является разрешение более продолжительного времени записи, повышения качества звучания и сокращения износа звуковой дорожки, который в противном случае будет возрастать во время воспроизведения. При нарезке диска применяется инверсия этой кривой (предварительное усиление), а при воспроизведении — кривая выравнивания (эквализации), показанная ниже (ослабление).
Дело в том, что эквализация RIAA должна применяться при воспроизведении, но это может реализовываться различными способами. Например, предварительный усилитель, интегральный усилитель, ресивер и т.п. могут иметь встроенные входы уровня звукоснимателя как реализацию характеристики RIAA. Иной подход, которым обычно пользуются аудиофилы, — это использование отдельного специального предварительного усилителя сигнала уровня звукоснимателя. Те, кто привык делать все своими руками, могут выбрать одну из нескольких схем, конструкций и модулей.
Кривая эквализации RIAA может быть реализована и в программном обеспечении. Это дает
огромную гибкость, поскольку существуют сотни вариаций характеристики эквализации RIAA,
сформированных за десятилетия производства виниловых дисков. Энтузиасты винила, которые
восстанавливают диски 1940-х годов, например, такая гибкость могла бы пригодиться.
Большинство цифровых аудиозаписей и программного обеспечения для их редактирования будут
оснащены плагинами, моделирующими характеристики эквализации RIAA. Например, редактор
Audacity оснащен несколькими выбираемыми вариантами эквализации RIAA:
Я собирался поподробнее написать о реализации эквализации RIAA в программных средствах, однако после некоторых исследований выяснилось, что для этого понадобится отдельная статься. Для тех, кого это заинтересовало, начать можно отсюда: http://audiamorous.blogspot.ca/2008/06/art-of-flat-balanced-digital-phono.html. А для целей настоящей статьи был выбран путь отдельного компонента. Pro-Ject Tube Box S — это ламповый фонокорректор начального уровня на паре отборных ламп ECC83 (12AX7A).
Проигрыватель, тонарм и картридж:
Во время своих изысканий я подивился тому, насколько широким оказался выбор проигрывателей.
От решений «все в одном» до компонентов уровня ультра-high end и встраиваемых в дома hi-fi-
систем. Недавно я побывал в деловом центре Торонто, в компании Bay Bloor Radio, и проверил их
дорогостоящую линейку напольных проигрывателей и аксессуаров. Это решение «все в одном»
было оснащено и встроенным фонокорректором для подвижного магнита, и аналоговыми
выходами линейного уровня, и аналогово-цифровым преобразователем с выходом USB, причем по
разумной цене. Я пользовался проигрывателем Expression Classic производства компании Pro-Ject
Audio, с углеволоконным тонармом Pro-Ject и с установленным на предприятии-изготовителе
картриджем Sumiko Blue Point No. 2.
Предполетная проверка оборудования
Pro-Ject Tubebox S усиливает сигнал картриджа звукоснимателя до линейного уровня и применяет
выравнивание по характеристике RIAA (в зависимости от построения схемы, не обязательно в этом
порядке), после чего сигнал подается на аналоговые выходы цифро-аналогового преобразователя
Lynx Hilo A/D.
Прежде чем приступить к записи, я выполнил проверки по следующему перечню:
- Проверьте вертикальный угол сопровождения картриджа (VTA), подвесу тонарма, азимутальный угол, прижимную силу и все остальные настройки. При необходимости выполните калибровку параметров к предписанным значениям.
- Проверьте фонокорректор, чтобы убедиться в том, что значения импеданса нагрузки и емкости соответствуют необходимым для данного картриджа.
- Подсоединив все кабели, убедитесь в отсутствии фонового шума или гула. Убедитесь в надежности соединения выводов заземления между клеммой заземления и фонокорректором.
- Очистите диск. Компания VPI производит эффективные чистящие средства.
Программное обеспечение
Что можно сказать о программном обеспечении для цифровой звукозаписи? Недостатка в таком программном обеспечении для PC нет, некоторые приложения распространяются с открытым исходным кодом, как, например, Audacity, а другие — это коммерческие цифровые рабочие станции (Digital Audio Workstation — DAW). В моем случае я пользовался Audacity для записи 24/192, чтобы получить максимально качественную конвертацию. Выполнив конвертацию, я попытаюсь воспользоваться программным обеспечением для реставрации виниловых записей, стараясь восстановить эту аудиофильскую запись к удовлетворительному состоянию.
Настройка аудиоустройства и параметров Audacity
Я рекомендую воспользоваться драйвером ASIO, если звуковая плата или внешний АЦП/ЦАП его поддерживает. ASIO обходит все коммуникации Windows и приложения (например, Audacity) путем обращения драйвера ASIO непосредственно к оборудованию. ASIO является стандартом мира Pro Audio, и не только за это, но и за свойственную ему небольшую продолжительность задержки. В случае аудиосистемы под Windows 7 (и Windows 8), выберите меню Start (пуск) -> Control Panel (панель управления) -> Sound (Звук):
На рисунке выше показан пример настройки на USB Play 01+02 в качестве устройства воспроизведения по умолчанию (Default Playback Device). Щелкните на вкладке Properties (свойства) устройства по умолчанию (Default Device). Убедитесь в том, что уровень на вкладке Levels (уровни) установлен на 100%. Убедитесь в том, что в окошке «Disable all enhancements» (запретить все улучшения) на вкладке Enhancement (развлечения) имеется пометка. Наконец, установите частоту дискретизации и битовую глубину в нужные для АЦП/ЦАП значения. В моем случае все настраивается на 24/192.
Такую же процедуру следует выполнить и на вкладке Recording запись, см. ниже):
Советы по программному обеспечению
Теперь, когда все отрегулировано, настроено и прогрето, я готов приступить к процессу конвертации. Вот несколько советов, которые я даю исходя из своего опыта. Контролируйте запись с помощью наушников, а не акустической системы, чтобы предотвратить попадание каких-либо акустических сигналов или вибраций в запись. Не воспроизводя ничего и надев наушники, медленно поворачивайте регулятор уровня громкости, чтобы убедиться в отсутствии любого чрезмерного шипения или гула в системе. Поскольку я использую драйвер ASIO USB от Lynx Hilo, я пользуюсь версией Audacity с поддержкой ASIO:
Метка 1 поставлена там, где выполняется выбор аудиоустройства, которое используется для воспроизведения и записи, — там, где изображены воспроизведения и записи, — там, где изображены маленькие значки динамика и микрофона, слева от ниспадающего списка. Переходя к метке 3, обратите внимание на направленную вниз стрелку справа от значка микрофона. При щелчке на ней открывается ниспадающий список позиций, одна из которых разрешает включение контроля. Если она выбрана, то у меня появляется возможность контроля измерителей и сигнала в наушниках. Вернувшись к метке 1, щелкните на ниспадающем списке параметров записи. Вы получите такой список звуковых устройств, входящих в аудиосистему компьютера:
Я выбрал устройство ASIO. Те же самые настройки можно выполнить в меню редактирования Audacity (Edit (редактировать) -> Preferences (предпочтения) -> Devices (устройства)):
Метка 2 указывает, где определяется частота дискретизации процесса. Помимо выбора из ниспадающего списка, этот и другие параметры можно отрегулировать, щелкнув в позиции File (файл) -> (Edit (редактировать) -> Preferences (предпочтения) -> Quality (качество):
Метка 3 указывает местонахождение измерителя пикового уровня записи, за которым необходимо следить. Рано или поздно, но теперь я готов к записи. Запись:
Вращайте черный круг
Первым делом я отыскиваю самый громкий пассаж на виниловом диске, прослушивая отрывки или
целую сторону. Это необходимо для правильной настройки максимального уровня цифровой
записи. Чтобы достичь этого, нужно отслеживать уровень входного сигнала не только в наушниках,
но и с помощью измерителя пикового уровня.
Суть состоит в том, чтобы настроить уровень записи как можно ближе к правому краю шкалы
измерителя, но таким образом, чтобы на самых громких пассажах не возникала перегрузка. Если
пользоваться Audacity, уровень перегрузки обозначается красным в конце шкалы измерителя во
время контроля уровня. Прямо как на снимке экрана, приведенном ниже:
Я использую аналого-цифровой преобразователь своего Lynx Hilo для решения различных задач в области звука: поиск стереофонических записей, акустические измерения, и вот наконец — оцифровка винила. Был один критерий, которым я руководствовался при выборе этого устройства. Hilo оснащен встроенным микшером на 32 x 32 канала, который управляется с сенсорного экрана. Я пользуюсь им как наборным полем для перенаправления, закольцовывания аналоговых или цифровых записей, а в ланом случае — для перенаправления линейного входа АЦП на цифровые входные каналы Audacity 1 + 2. Я настроил уровень входного сигнала Audacity на 0 dBFS и пользуюсь фейдерами Hilo и их измерителями для управления уровнем цифрового вхоного сигнала, поступающего в Audacity.
Рассмотрим альтернативные источники сигнала для аналого-цифрового преобразователя (АЦП). В зависимости от модели или конфигурации компьютера или ноутбука, он может оснащаться линейным входом на мини-гнезде 1/8” для подачи сигнала на встроенный АЦП. Вопрос в том, стереофоническое это гнездо или монофоническое. Если оно стереофоническое, то имеется прямой путь к аналого-цифровому преобразователю. Если же нет, и опять-таки в зависимости от модели или конфигурации компьютера, можно приобрести внутреннюю или внешнюю звуковую плату либо интерфейс, оснащенный встроенным в него АЦП. Как уже ранее отмечалось в настоящем руководстве, некоторые проигрыватели класса «все в одном» оснащены встроенным АЦП и интерфейсом USB для передачи цифрового аудиосигнала в потоке — скажем в Audacity. Есть много вариантов выбора.
Во время исполнения наиболее громких пассажей на диске нормальный пиковый уровень составляет от –6 dBFS до –3 dBFS. Имеет смысл поэкспериментировать с разными настройками максимального уровня записи и пройтись по наиболее громким пассажам на диске несколько раз, чтобы получить совершенно точный уровень записи. Следите за тем, чтобы не возникала перегрузка, наподобие изображенной на снимке ниже:
Настройка правильного уровня записи — это наиболее важная процедура во всем процессе звукозаписи, и может потребоваться несколько приближений, чтобы достичь правильного уровня. Это задача, требующая времени. Теперь, когда уровень отрегулирован, я нажимаю кнопку записи в Audacity и опускаю иглу. Я контролирую качество записи в наушниках и слежу за измерителями. В данном случае я записываю первый трек диска. По завершении композиции я нажимаю кнопку остановки, а затем немедленно перехожу к воспроизведению записи в наушниках, чтобы убедиться в том, что она звучит точно так же, как и мои воспоминания о ее звучании. Обязательно включите режим Show Clipping (показать перегрузки) в меню Audacity View (просмотр), чтобы отследить все записанные перегрузки. Кривая уровня сигнала при наличии перегрузки окрашивается в красный цвет.
И вот окончательная запись появляется в окне отображения сигналов Audacity.
Как упоминается в этикетке Caution (Внимание!) на обложке, фрагмент 1 ближе к своему завершению содержит вставку на басовом барабане, а следом — 3 сливающихся друг с другом удара большого барабана, которые «слышны на весь мир». Их легко отследить в конце экрана отображения сигнала. С помощью измерителя динамического диапазона TTD (или плагина программного проигрывателя Foobar), доступного в базе DR Database, можно выяснить ширину динамического диапазона, равную 14. Если учесть описание на сайте DR Database, этот импортный винил 1978 года обладает очень хорошим динамическим диапазоном:
Как проверить динамический диапазон? Мне нравится придерживаться в интервале –0,5 dBFS от пикового уровня. Никаких перегрузок, однако срез уровня очень близок к ним. Еще раз оценив форму сигнала, я выполняю масштабирование по шкале времени, — так, чтобы видеть первые 60 секунд сигнала. Следует обратить внимание на многочисленные вертикальные «всплески» — это щелчки винила.
Как они звучат? Осторожнее с уровнем громкости — опускание иглы звучит очень громко. Можно отключить в программном музыкальном проигрывателе непрерывное воспроизведение, чтобы услышать тишину и переходной процесс при опускании иглы.
Опускание иглы звучит очень громко! Здесь много щелков, потрескиваний и скачков. Их можно визуально сопоставить со звучанием. Загрузите и откройте файл WAV в Audacity или другой программе редактирования звука. Следите за тем, как курсор воспроизведения пройдет опускание иглы и щелкнет в реальном времени в соответствии с показаниями экрана отображения сигнала и сопоставьте это со слышимыми звуками. Итак, теперь у меня есть хорошая оцифровка диска, что дальше? Вот где нам сможет помочь программное обеспечение цифровой обработки сигналов (Digital Signal Processing — DSP), специально предназначенное для восстановления цифровых аудиосигналов.
Программное обеспечение для реставрации цифрового звука
Существует много разных программных пакетов и плагинов для восстановления цифровых аудиосигналов. Эта категория программного обеспечения DSP обладает возможностями автоматического и/или ручного удаления щелков, потрескиваний и скачков винила. Audacity обладает такой возможностью, так же как и старая добрая программа Wave Repair. Кроме того, Audacity предусмотрен и процесс обработки сэмпла, предназначенный для оцифровки LP, содержащий раздел устранения щелков и потрескиваний. Однако я желаю испробовать новейшее коммерческое программное обеспечение, чтобы увидеть, на что способны самые современные алгоритмы программного обеспечения DSP. Одна из таких программ — программный пакет для восстановления звука RXII Audio Repair Software от компании iZotope. Он обладает широким спектром возможностей восстановления цифрового звука, но для данной статьи я сосредоточил внимание на устранении щелков и потрескиваний. По моему мнению, сведения, приведенные в подсказке (Help) превосходно описывают процедуру реставрации:
Declick and Decrackle (Устранение щелков и потрескиваний)
Устранение щелков (Declick)
Устранение щелков полезно при реставрации старого винила и других грамзаписей, которые
страдают от щелков, потрескиваний и скачков. Кроме того, эта операция может устранить и
разнообразные короткие импульсные помехи от других источников сигнала, включая некоторые из
щелчков, связанных с цифровой обработкой.
Устранение потрескиваний (Decrackle)
Обычно продолжительность одного потрескивания или скачка не превышает 10 мс. Процедура
устранения потрескиваний предназначена для обработки более продолжительного потока
ненормальностей звукового сигнала, которые собираются вместе, и им придается невысокий
уровень амплитуды, В итоге формируется то, что мы слышим как щелчок.
СОВЕТ: Процедура устранения потрескиваний не предназначена для использования вместо процедуры устранения щелчков. Наоборот, наилучших результатов можно достичь, применив сначала модуль устранения щелчков, а затем выполнить обработку с помощью процедуры устранения потрескиваний.
Устранение щелков и потрескиваний
Модули устранения щелков и потрескиваний могут применяться как к целому файлу, так и к выделению. Они будут обнаруживать и устранять щелки и потрескивания. Для тех аудиофалов, в которых щелки и потрескивания имеются на всей протяженности, эти модули подойдут лучше всего и сэкономят вам много времени. Если после запуска модулей устранения щелков и потрескиваний остается лишь несколько сильных щелчков, которые трудно отследить, вкладка Interpolate (интерполировать) даст вам более удобное и точное управление поиском оставшихся щелчков. Однако выполнение интерполяции возможно только над каждым отдельным событием. Начните с выбора нужного типа алгоритма для модуля устранения щелков. Однополосный режим (Single-band) очень хорошо работает с узкими «цифровыми» щелчками и имеет то преимущество, что время обработки намного меньше. Многополосный режим (Multiband) хорошо работает с более протяженными щелчками винила или низкочастотными шумами, и замечательно действует на очень неравномерный материал, например, старые диски.
Нажмите кнопку предварительного просмотра Preview, чтобы услышать результат действия выбранных настроек и, когда начнется воспроизведение звука, с помощью движкового регулятора Strenght (уровень) выполните точную настройку удаления щелков и потрескиваний. При идеальных настройках большинство щелчков в программном материале должно быть устранено без влияния на переходные процессы.
Чтобы лучше расслышать, что именно удаляется, переключайте регулятор Output Clicks/Crackle only (только щелчки/треск на выходе). Это позволит вам услышать, что было удалено из аудиосигнала, позволяя выполнить точную настройку.
Примечание: Для материала со щелчками/треском и скачками, значительно отличающимися по своей продолжительности, выполните устранение щелков и потрескиваний несколько раз.
Я был впечатлен ясностью этого краткого руководства, в котором четко сказано, что нужно сделать и в каком именно порядке, плюс несколько рекомендаций. Ниже показано, как трек, записанный с помощью Audacity, выглядит на экране отображения сигналов программы iZotope RXII и на экране спектроанализатора:
Здесь в результате масштабирования по шкале времени выводятся первые 60 секунд или около того.
Ого, посмотрите на обширный спектр щелчков! При выборе высокого разрешения экрана отчетливо видны подробности о щелчках. Буду впечатлен, если они будут устранены без заметного на слух падения качества звучания. Я собираюсь воспользоваться советом руководства и прослушать выходной сигнал одних щелчков. Какая поразительная возможность! Я собираюсь начать с установленными по умолчанию предварительными настройками для винила, а затем выполнить прослушивание и точную настройку уровня, как это рекомендуется.
Можно устранить 56835 щелчков! Вот что делает установленный по умолчанию предварительными настройками уровень Strength, равный 5. Выбрав «Output clicks only» (только щелчки на входе), я пробую разнообразные настройки уровня, однако возвращаюсь к первоначальным.
Я обрабатываю два трека 2, на 32 бит / 192 кГц, для чего требуется поразительное количество вычислительной мощности моего четырехъядерного ЦПУ i5 – 2500, работающего на частоте 3,30 ГГц при 8 ГБайт установленной оперативной памяти. Процесс занимает и некоторое время (11 минут) на обработку одного трека. Однако свыше 56000 щелчков были устранены…
Посмотрим на первые 60 секунд по-новому, теперь с устраненными щелчками:
Замечательно по сравнению с предыдущим снимком, приведенным выше, — со всеми его щелчками. И куда делось опускание иглы? Здесь это звучит хорошо. Опять-таки соблюдайте осторожность при регулировке уровня контрольного сигнала, поскольку опускание игле все же по-прежнему здесь, хотя и значительно подавленное по своему уровню.
Вот это да, никаких щелчков, а звучит по-прежнему хорошо. Как рекомендует руководство, запускаем после устранения щелков и устранение потрескиваний. Я останавливаюсь на значениях по умолчанию:
Вот первые 60 секунд после устранения щелчков и потрескиваний.
Смотрите, как треск поверхностных шумов сократился по сравнению с одной операцией устранения щелчков. Я впечатлен способностью этой программы значительно сокращать количество щелчков и потрескиваний без негативного влияния на качество звучания. Быстрая проверка в измерителе динамического диапазона TT Dynamic Range по-прежнему показывает ширину динамического диапазона, равную 14, так что динамический диапазон также не пострадал.
Здесь были использованы параметры по умолчанию предварительных настроек для винила. Рекомендуется выполнить устранение щелчков и потрескиваний в несколько проходов, но здесь показан только один проход для каждой из операций. Я полагаю, можно было бы и дальше экспериментировать с разными настройками, однако настройки по умолчанию и так превосходят мои ожидания.
При прослушивании всего трека становится поразительно, насколько тихо звучит диск, а диапазон басового барабана гремит на весь мир. Эта оцифровка винила и реставрация превратила высказывание «я больше никогда не стану воспроизводить этот диск» в «отрадное звучание, которое я могу прослушивать снова и снова».
Заключение
Я впечатлен эффективностью передачи динамического диапазона при конвертации в цифровой аудиосигнал, а также тем, как продвинутое программное обеспечение DSP сбрасывает истекшие годы. Алгоритмы устранения щелчков и потрескиваний в программном пакета для цифровой реставрации аудиосигналов — это не иллюзия. Никогда бы не подумал, что смогу еще раз проиграть этот диск. А теперь я могу наслаждаться «тем самым звуком» в любой момент, когда захочется. И больше мне желать нечего.
Хотя я и не рассмотрел все аспекты конвертации винила в цифровой аудиосигнал, я выделил наиболее важные моменты, позволяющие получить чистую оцифрованную запись с винила и устранить щелчки и потрескивания. Надеюсь, что этого достаточно для того, чтобы стряхнуть пыль с этих старых LP и дать им вторую жизнь.
Я подготовил и вторую часть этого руководства — для Macintosh. Это позволит мне запускать такие программы, как Amarra Vinyl и Pure Vinyl, которые оснащены большими возможностями автоматизации относительно разделенных треков, и сопоставить их алгоритмы устранения щелчков и потрескиваний и их качество звучания с Audacity и iZotope RXII. Оставайтесь с нами!
Постскриптум: Последние, но очень важные замечания
Сравнение оцифровки винила с копией на CD-ROM:
В каждую статье, которую я написал, я старался включать раздел, который сопоставляет разный
опыт прослушивания. В данном случае я решил сравнить только что отчеканенную оцифровку
винила с той же самой записью, но скопированной с CD-ROM:
Обложка CD:
Внутренний разворот CD:
Мне это нравится независимо от источника, будь до диск LP или CD-ROM.
Техническая информация:
Записано в Северенс Холл, Кливленд, 4-5 апреля 1978 года
Микрофоны: серии Shoeps Colette
Магнитофон: цифровой катушечный магнитофон Soundsrteam
Микшер: Studer модели 169
Мониторные громкоговорители: AFS модели BC-8
Усилитель мощности: Threshold модели 400A
Во время записи цифровых мастер-копий и последующего переноса на диск сигнал не проходил ни через какие другие устройства обработки (т.е. компрессоры, ограничители или эквалайзеры) на всех этапах производства.
Частота дискретизации цифровой мастер-копии, полученной на Telarc Soundsrteam, при преобразовании в формат компакт-диска была установлена равной частоте дискретизации преобразователя Studer SFC-16. Цифровая информация не подвергалась какой-либо промежуточной аналоговой обработке, сохраняя таким образом всю целостность оригинальной цифровой мастер-копии.
При загрузке цифрового трека с CD в измеритель динамического диапазона он показал ширину диапазона, равную 17. Динамический диапазон шире, чем у аналогового диска LP. Я по-прежнему впечатлен тем, что виниловый диск 1978 года смог показать ширину DR, равную 14, — особенно с учетом количества циклов его воспроизведения.
Давайте получим немного удовольствия
Вы чувствуете, что можете на слух уловить разницу между копиями с LP и с CD? Как вы думаете, вы сможете указать, какая из них получена тем или иным путем? Я должен немного подтасовать факты, поскольку начиная с участка мертвой тишины это было бы слишком просто. Но когда музыка маскирует фоновые шумы, то кто знает…
Я выделил 60 секунд записи — начиная с дроби басовых барабанов и заканчивая тремя переходящими друг в друга ударами басового барабана. Я очертил временные границы треков и как можно более точно сопоставил уровни. Оцифровка винила и версия на CD-ROM отличались каждые 15 секунд. Если рассматривать первые 15 секунд, вы слышите либо копию винила, либо копию CD, затем происходит переключение на другую копию, и так каждые 15 секунд. Конечно, вы расслышите цифровой монтаж на первом участке переходных ударов в течение 15 секунд. У вас 50/50 шансов понять, запускаю я оцифровку винила или копию CD-ROM. Можно открыть файл в редакторе цифрового звука, но нет гарантии, что удастся определить, которая из них какая. Есть совсем немного сигнализирующих знаков, однако цель нашего упражнения — вслушаться и получить определенное удовольствие.
Трудно определить, начинается запись с оцифровки винила или с копии CD-ROM. Приятного прослушивания!
Руководство составлено mitcho