О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Романтик и скиталец. Schubert - Sonata In B Flat, D 960 / Wanderer Fantasia. Обзор
Соната си бемоль мажор D.960 №21, называемая также «Большой сонатой» – последняя в соответствующем цикле Шуберта, как и в ряду его инструментальных произведений. Вместе с тем, «Большая» – самое масштабное и протяженное фортепианное сочинение австрийского композитора.
В фортепианной литературе сонаты Шуберта стоят несколько особняком, уступая по популярности – несмотря на огромные музыкальные достоинства – произведениям того же жанра венских классиков (Бетховена и Моцарта) и других романтиков: Шопена и Листа. Вероятно, причины кроются в несоответствии этой музыки и ее импровизационности, иногда затянутости, предшествующей и современной Шуберту концертной практике, которой была востребована музыка ярко драматичная и виртуозная. Масштабность формы и замысла, виртуозность стали проявляться лишь в последних сонатах, в том числе, в четырехчастной 21-й, музыка которой отмечена глубоким трагизмом, динамикой и драматизмом. Она отнесена к выдающимся произведениям классической музыки для фортепиано.
Завершается программа пластинки знаменитой «Фантазией «Скиталец», которую Шуберт написал на материале своей одноименной песни. Тема «Скитальца» проводится во второй части «Фантазии» – этот раздел воспринимается как эмоциональный центр всего сочинения. Этот опус с грандиозной четырехчастной формой и виртуозным размахом контрастирует с многочисленными миниатюрами Шуберта – его «Экспромтами», «Музыкальными моментами» и вальсами. «Скиталец» – это, пожалуй, самое технически сложное фортепианное произведение Шуберта, далеко не всякий пианист отважится вынести его на эстраду.
Программа исполнена выдающимся шубертианцем, австрийским пианистом Альфредом Бренделем. Его заслуги весьма значительны в популяризации творчества Шуберта, в том числе его сонат. В этом отношении с ним может сравниться разве что Святослав Рихтер. Артист введен в Зал славы журнала Gramophone.
Отличительные черты представленных на пластинке интерпретаций – стройность, глубина, благородство и высокое техническое качество. Артист как бы наследует и развивает лучшие черты австро-германской фортепианной школы, представителем которой был учитель Бренделя великий немецкий пианист Эдвин Фишер.
Игре артиста не свойственен большой звук, его forte почти всегда компактное, суховатое, даже в «Скитальце». У Рихтера же сонаты, напротив, имеют оркестровый размах, этот исполнитель как бы ощущает связь этой музыки Шуберта с его симфониями и вообще австрийской симфонической традицией.
Диск записан в зальцбургском «Моцартеуме» в течение трех ноябрьских дней 1971 года. Звукорежиссер не укрупнял звука, очевидно, в стремлении аккуратно передать пианистический стиль Бренделя, его звук. Отличное звучание 180-граммового винила Philips способствует созданию атмосферы живого концерта. В этой связи любопытно высказывание Бренделя, полагавшего, что «звукозапись – совершенство техническое, а не музыкальное».
В последние годы многие крупные пианисты приходят в студию с сонатами Шуберта – в числе прочих интересны работы Аркадия Володося и Люка Дебарга. Но трактовки Альфреда Бренделя по-прежнему воспринимаются как значительные и основополагающие.