О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Римские музыкальные ландшафты Отторино Респиги. Обзор
Отторино Респиги – единственный симфонист, чьи произведения получили широкое признание и заняли прочное место в итальянском разделе оркестрового репертуара XX века. Хотя он написал немало разной музыки – в том числе восемь опер, три балета, множество оркестровых и камерных сочинений, концерты и песни – прославился он благодаря трем симфоническим поэмам: «Фонтаны Рима» (написана в 1917), «Пинии Рима» (1924) и «Римские празднества» (1929). Последние две представлены на данной пластинке.Щедрый импрессионистский музыкальный язык, соединение раскрепощенного лиризма с пышными гармониями и красочная оркестровка с нотками экзотики (что напоминает об учителе Респиги – Римском-Корсакове) характеризуют эту музыку в первую очередь.
Симфоническая поэма «Римские празднества» впервые была исполнена в 1929 году в Нью-Йорке. Респиги сказал, что, сочиняя ее, стремился «создать картины римских празднеств, привлекая все средства оркестровой звучности и палитры».
Четыре части произведения посвящены, соответственно, античности («Игры в Цирке Максимуса»), папскому времени («Giubileo»), XVIII и XIX векам («L’Ottobrata» и «La Befana»). В этой необыкновенно красочной музыке можно слышать отголоски религиозной песни и серенады, гимна и церковных колоколов… «Римские празднества» – настоящий праздник для меломана.
Премьера «Пиний Рима» состоялась в Риме в 1924 году. Три части поэмы, как и в случае «Римских празднеств», имеют программные названия: «Сосны виллы Боргезе», «Пинии у катакомб» и «Пинии Яникула». В данном случае отправной точкой для композитора, по его словам, стала природа. Воплощенные в музыке видения и воспоминания навеяны вековыми соснами, столь характерными для ландшафтов столицы Италии.
В записи 1976 года Кливлендский симфонический оркестр и Лорин Маазель предложили поистине вдохновенное прочтение симфонических поэм Отторино Респиги. Незаурядное мастерство и высокий артистический тонус пронизывают музыку от первой до последней ноты. Слышно, что оркестр и знаменитый дирижер действуют как единый организм, по-настоящему живут в музыке. Оркестровая звучность до краев наполнена страстной и знойной чувственностью. Как сами произведения, так и их исполнение, несомненно, весьма высоко оцениваются меломанами. Сильное впечатление от прослушивания пластинки не в последнюю очередь обуславливается также отличным – ясным, живым и воздушным – звучанием, которое зачастую отличает издания лейбла Decca. Именно это также вполне достойно того, чтобы занять место в коллекциях любителей классической музыки.