Революцию по телевидению не покажут: как Джордж Лукас изменил звук в фильмах

Фильму «Звездные войны: Новая надежда» исполнилось 40 лет. Начальные титры задумывались так, чтобы взбудоражить зрителя. Этот эффект поддерживается тишиной, после хорошо знакомого всем «Давным-давно, в далекой галактике...» опустившейся на иссиня-черный кинозал.

А потом бум! И без предупреждения зрителя ослепляет известный логотип, светящийся на весь экран, и внезапные, очень громкие фанфары заставляют подпрыгнуть. После фанфар на кинозал обрушается стена звука — это оркестр играет одну из самых известных заглавных тем кинофильмов всех времен.

Однако более взрослое поколение — те, кто стоял в очередях на первые показы в местечковых кинотеатрах в 1977 году, — возможно, помнят эти события совсем иначе.

«Давным-давно...» не затихает полностью, а сменяется мерным гулом системы вентиляции кинотеатра, грохотом проезжающего мимо автобуса и смехом опоздавших зрителей, которые расплачиваются за попкорн на входе.

Логотип «Звездных войн» представляет собой практически нечитаемое яркое пятно — киномеханик еще только настраивает фокусировку проектора. Ему аккомпанируют приглушенные скрипы и писки, и эпичные фанфары больше напоминают визг пяти вувузел, орущих в свинцовом гробу.

Конечно, глухие и неряшливые кинотеатры семидесятых в сравнении с современными провинциальными мультиплексами действительно кажутся чем-то, что существовало давным-давно, в далекой галактике. И именно «Звездные войны» спровоцировали эту эволюцию.

Как опытный режиссер, Лукас прекрасно понимал, что для истории, рассказанной в фильме, важна не только визуальная составляющая, но и звук. Причем не только очевидные его элементы — диалоги, настроенческая музыка, степень сжатия фонового шума — но и точно срежиссированный звуковой ландшафт: именно он позволял получить от просмотра максимальное погружение, предоставляя мозгу возможность видеть то, что на самом деле осталось за кадром.

Лукас очень серьезно поработал над тем, чтобы звуковая дорожка «Звездных войн» была столь же впечатляющей, как и более известные обывателям спецэффекты фильма. Для этого он применил недавно вышедшую систему Dolby Stereo, которая, несмотря на название, на самом деле использовала технологию четырехканального оптического звука с шумоподавлением.

Устанавливая стандарты

Огромный успех «Звездных войн» у публики вновь подогрел угасший было интерес к такому дорогому излишеству, как пространственное звучание, и побудил индустрию обновить оборудование в кинотеатрах. Это было значительным прорывом для залов, которые до этого использовали аудиотехнологии, практически не менявшиеся со времен первых фильмов со звуком.

В 1938-м году Академия кинематографических искусств и наук стандартизировала метод переноса звуковой дорожки фильма на узенькую оптическую дорожку сбоку от кадра на пленке. Также этот метод определил кривую АЧХ, которая должна компенсировать не самое хорошее качество аудиосистем в большинстве залов и минимизировать шипение (в основном за счет урезания верхов и сильного уменьшения баса).

Несмотря на ноу-хау вроде вышедшей в 1940-м «Фантазии» Диснея, которая использовала свой собственный метод переноса и воспроизведения многодорожечного объемного аудио, с тех пор за 40 лет в кинозвуке практически ничего не изменилось.

Бум на телевизоры в 50-х привел к тому, что несколько компаний попытались продвинуть кинотеатры, обещая более крупный формат и более серьезный звук. К примеру, 70-мм пленка позволяла записать четыре аудиодорожки на ленту (как в библейском эпосе «Плащаница» 1953-го года), а в «Оклахоме» 1955-го — целых шесть.

Однако магнитные дорожки, как оказалось, быстро старели, а 70-мм пленка была дорогой, плюс ко всему далеко не все кинотеатры могли с ней работать.

Затем в конце 60-х Dolby попыталась внедрить в кинотеатральный звук системы шумоподавления: Dolby A-Type впервые поучаствовала в саундтреке «Заводного апельсина», вышедшего в 1971-м. Также именно в Dolby впервые задумались о том, что кинотеатры могут самостоятельно калибровать звук под нужды конкретного зала. Понемногу принятая Академией дорожка сменилась кривой широкого диапазона — X-Curve, которая компенсировала реверберацию, используя спектральную чувствительность комнат разных размеров.

Для «Звездных войн» Dolby использовала два оптических канала под левый и правый стереоканалы вместо монотрека Академии на стандартной 35-мм пленке. Плюс ко всему этому Dolby закодировала сюда каналы центра и сурраунда. Все это декодировались в кинотеатре в процессе просмотра в три канала и один канал объемного звучания. Стоило такое решение значительно меньше, чем 70-мм пленка.

Таким образом, у маленьких кинотеатров появился доступ к стерео и объемному звуку. «Звездные войны» дали попробовать киноманам хороший пространственный саунд, и те захотели еще.

Джордж Лукас понимал, что нащупал нечто важное, но к моменту окончания съемок первого сиквела сильно сомневался в том, что зрители почувствовали все прелести работы его звукоинженеров. Он пытался понять, действительно ли серьезным препятствием на пути зрителей к наслаждению объемным звуком является неумение кинотеатров правильно его воспроизводить.

Пора звать экспертов

В мае 1980-го, когда дебютировала «Империя наносит ответный удар», Лукас нанял аудиоэксперта Томлинсона Холмана (Tomlinson Holman) и попросил его проанализровать весь процесс звукового инжиниринга — от записи на площадке до воспроизведения в кинотеатре. Лукас подозревал, а Холман, к своему ужасу, доказал, что все кинотеатры страдают от аудиосистем низкого качества и отвратительной акустической обработки помещений, а также от плохо освещенных экранов и жутких углов обзора.

Первым решением Холмана было создание собственных студий аудиомонтажа, которые после стали известны как Skywalker Studios. Вместе с Лукасом он начал убеждать кинотеатры в необходимости обновления оборудования и соблюдения норм для качественного отображения фильмов.

В результате появился проект, включающий в себя нормы и стандарты, известный как THX. Впервые его работу зрители смогли оценить во время просмотра «Возвращения джедая» в 1983-м году.

Хоть существует мнение, что название THX — это инициалы Томлинсона Холмана (и буковка X, потому что она выглядит круто), любители сай-фая знают, что на самом деле это дань первому фильму Лукаса «THX 1138» — убаюкивающей, низкобюджетной, антиутопичной и очень неторопливой ленте, прямиком из 1971-го года. THX 1138 — имя протагониста, которого играет Роберт Дюваль (Robert Duval), в фильме его зовут Текс. Еще часто считают, что THX — это аудиотехнология. На самом деле это набор параметров для сертификации.

Например, сеть кинотеатров может заплатить некоторую сумму экспертам THX, которые проанализируют нынешний кинотеатральный сетап и предоставят свои рекомендации по всем параметрам — от проекции и аудиоустройств, до звукоизоляции, формы зала и расположения кресел. Если сеть согласится с изменениями, то сможет поставить себе шильдик «THX Certified», а зрители сразу же поймут, что пойдут на качественный сеанс.

Пасиб THX!

Влияние стандартов THX на киноиндустрию нельзя недооценивать. Технологические компании, такие, как Dolby, продолжали развиваться в 70-х и 80-х: появились Dolby Stereo Spectral Recording (SR) в «Робокопе» 1987-го года и Dolby Digital в «Бэтмен возвращается» 1992-го, а THX сыграла большую роль в выживании и даже возрождении кинотеатров, которые боролись со все возрастающим интересом публики к домашнему видео.

Как фильм на VHS с рябью и скрипучим звуком вообще можно сравнивать с высококачественной картинкой и обволакивающим звучанием сертифицированных THX кинотеатров?

THX решила заняться и этой проблемой, и вышла на рынок потребительской электроники в 1988-м году, представив новый алгоритм репродукции аудио Re-EQ — фильтр, который решал проблему слишком ярко звучащих на VHS фильмов с адаптированной дорожкой X-Curve.

Компанию в 2002-м году приобрела Creative Technology, и THX пробралась на рынок домашней техники. Первой звуковой картой с сертификацией THX стала Sound Blaster Audigy 2. После этого логотип THX начал появляться на самых разных домашних AV-продуктах, включая DVD и Blu-ray плееры — как подтверждение того, что бренд работал и с картинкой, и со звуком.

Одновременно вдохновленная успехом Dolby, компания Digital Movie Theater Systems представила свою собственную 5.1-канальную систему под названием DTS, с которой зрители впервые познакомились в 1993-м году на «Парке Юрского периода». В том же году свет увидела Sony Dynamic Digital Sound (SDDS) — 7.1-канальная система с несколькими фронтами, которая обещала самое лучшее «воспроизведение диалогов» и в кино дебютировала в «Последнем киногерое» 1993-го.

Dolby вернулась в 1999-м с Digital Surround EX, добавив тыловой канал объемного звука в системе 6.1 — ее Лукас впервые применил в «Скрытой угрозе». В настоящее время дело это так и продолжается — системы объемного цифрового звучания улучшаются, и именно их постоянные посетители кинотеатров ожидают встретить практически во всех кинозалах.

Небольшой побочный проект Джорджа Лукаса, поднявший планку ожиданий для кинотеатральной и домашней электроники, спровоцировал движение, которое привело к серьезному улучшению качества звучания. За последние 15 лет инновации в акустике комнат и стандартных театров (а также усилительных способностях в концертных залах и на живых выступлениях) обязаны своим появлением, вероятно, той сурраунд-истерии, которую породили «Звездные войны».

В наши дни, конечно, действие перенеслось на малый экран. Нынешний владелец THX — компания Razer, производитель геймерского оборудования. Но до сих пор влияние THX все так же ощутимо, а наследие «Звездных войн» — живет.


Весь ассортимент продукции поддерживающей Dolby Atmos в нашем каталоге

Весь ассортимент продукции поддерживающей DTS:X в нашем каталоге

Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", июль 2017 г. www.stereo.ru

Эту статью прочитали 5 226 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звукеНовости мира Hi-Fi

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий