О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Рено Капюсон. От мрака к свету. Обзор
Бела Барток (1881 – 1945) стоит в одном ряду с выдающимися музыкантами-новаторами прошлого столетия, такими как К. Дебюсси, А. Скрябин и И. Стравинский. Две линии определили судьбу и жизненный путь Бартока: горячая любовь к своей родине, Венгрии, и поиск своего пути и оригинального языка в музыке на основе нравственной чистоты и связи с венгерским фольклором.Одно из поздних сочинений композитора, Второй концерт для скрипки с оркестром написан в 1938 году незадолго до вынужденной эмиграции в США в 1940-м – Барток не мог более оставаться в Европе из-за крепнущих здесь расистских настроений и развернувшейся против него в Венгрии и за ее пределами травли. Утративший родину композитор не написал много музыки в период между началом эмиграции и уходом из жизни в 1945-м вследствие внезапно проявившегося лейкоза. Среди значительных произведений американского периода – Концерт для оркестра и Третий фортепианный концерт. Таким образом, Второй скрипичный концерт – одно из последних наиболее значительных творений Бартока европейского периода.
Ставший классикой 20 века, он носит посвящение скрипачу и другу Бартока Золтану Секею, который осуществил премьеру произведения в марте 1939 года в Амстердаме. Как указал Л. Акопян в своем энциклопедическом словаре «Музыка ХХ века», в произведениях этого периода Барток «сохраняет верность принципу объединения фольклорной модальности и современного диссонантного языка». Сам автор концерта называл использованную в сочинении композиторскую технику «полимодальной хроматикой».
Послушав концерт целиком, ощущаешь заключенное в нем движение от темноты и безысходности к свету и радости. Как и многие другие произведения Бартока, это очень значительная, глубокая и серьезная музыка. Произведение можно поставить в один ряд со скрипичными концертами Берга, Прокофьева и Шостаковича.
В исполнении концерта французский скрипач Рено Капюсон обнаруживает качества глубокого интерпретатора и зрелого мастера. Капюсон, принадлежащий к верхнему эшелону скрипичного исполнительства, несомненно, отдавал себе отчет в масштабности стоявшей перед ним художественной задачи. «Шедевр 20 века, Второй концерт Бартока – одно из моих любимых сочинений. Данная запись – важная ступень в моей жизни, как в человеческом, так и в профессиональном плане», – признался музыкант. Скрипач играет на скрипке Гварнери дель Джезу Panette, прежде принадлежавшей Исааку Стерну – одному из учителей Капюсона.
Достойными партнерами солиста стали прославленный Лондонский симфонический оркестр и маэстро Франсуа-Ксавьер Рот. Запись произведена в октябре 2017 года в лондонском зале «Джервуд-холл».
Очень хорошее звучание пластинки, отмеченное естественной тембровой палитрой, ясной и объемной стереопанорамой, позволяет в полной мере проявиться богатству музыки и ее прочтения.