О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Пять профессиональных советов, как правильно организовать уличную аудиосистему [перевод]
Если вы инсталлятор, и собираетесь установить во дворе клиента два сабвуфера, то лучше сначала поинтересоваться у него, стоит ли это делать. Также имеет смысл заранее рассчитать общую мощность, чтобы не было проблем с соседями. Только уделив внимание всем нюансам, можно построить хорошую уличную аудиосистему.
В последнее время домашние AV-развлечения все чаще переезжают во двор. Речь идет не только о музыке, но и о видео. Организовать аудиосистему, подходящую не только для прослушивания песен, но и для просмотра фильмов и передач, довольно непросто. Предлагаем пять полезных советов, которые пригодятся при создании «идеальной» уличной системы.
Начните с правильных вопросов
Прежде всего нужно определиться, что требуется реализовать в рамках проекта. Насколько высоки потребности заказчика? Вот список ключевых вопросов:
- Какова площадь инсталляции?
- Каково предполагаемое количество зрителей?
- Имеется ли наземное покрытие и навес?
- Какие ТВ-передачи предпочитает клиент: спорт, новости, комедийные сериалы, боевики или все сразу?
- На что рассчитывает сам заказчик?
Если у клиента имеется дорогой домашний кинотеатр, то и от уличной инсталляции такой домовладелец будет ожидать многого. Если же в доме стоит один телевизор с саундбаром, то требования буду ниже. Исходя из этого, можно заранее приблизительно определить требуемое количество колонок, их тип, а также уровень усилителя.
Предположим, заказчик собирается смотреть на улице лишь спортивные матчи и пространство ограничено — места хватит для небольшой компании. В таком случае можно обойтись двухканальной системой с колонками на две полосы и одним наземным сабвуфером. Впрочем, здесь и уличный саундбар будет уместен. Однако двухканальные системы звучат не очень хорошо, если зритель сидит далеко от зоны комфортного прослушивания. Чтобы картинка и звук были единым целым, нужно сидеть напротив экрана. Имейте это в виду. Если в проекте предусмотрены отдаленные боковые зрительные места, то лучше организовать 3.1-канальную систему с центральной колонкой.
Если во дворе имеется твердое наземное покрытие, то можно обойтись без подземных сабвуферов. Точно также можно избежать установки сателлитов на колышки — вместо этого имеет смысл повесить колонки на стены с помощью специальных кронштейнов.
Когда речь идет о больших площадях и высоких требованиях, рекомендуется смотреть в сторону систем конфигурации 3.2 с динамиками на 6,5 или даже 8 дюймов. Сабвуферы в таких случаях должны быть оборудованы 10- или 12-дюймовыми излучателями. Наконец, можно организовать полноценный объемный звук 5.2 или 7.2, если места достаточно и этого хочет заказчик.Громкость зависит от расстояния
На открытом воздухе звук распространяется иначе: здесь нет замкнутого пространства, сдерживающего звуковые волны, однако есть посторонний шум. Особенно важно заранее определиться с мощностью и громкостью системы.
Звук на открытом пространстве распространяется по закону обратных квадратов: каждое удвоение расстояния источника от слушателя снижает звуковое давление на 6 дБ. Если колонка обладает звуковым давлением 70 дБ на метр, то с двух метров это значение понизится до 64 дБ и так далее.
Распространение звука по закону обратных квадратов: каждое удвоение расстояния источника от слушателя снижает звуковое давление на 6 дБ.
Те, кто сидят в четырех метрах от громкоговорителя, получат давление в 58 дБ — этого недостаточно, чтобы заглушить уличные шумы. Чтобы диалоги были слышны, требуется звуковое давление минимум в 70 дБ. Для нормального просмотра передач и фильмов нужны все 95 дБ, а это значит, что сразу следует выбирать колонки с динамиками 8 дюймов и усилитель мощностью около 100 Вт на канал.
Домашние AV-ресиверы хороши для дома, но лишь самые топовые из них справятся с серьезной уличной инсталляцией. Лучше выбирать из специализированных аудиопроцессоров со встроенными усилителями.
Откажитесь от всенаправленной акустики
Кругонаправленные колонки хороши, но не для фронтальных каналов уличных кинотеатров. На роль LCR-колонок лучше подходят модели с дисперсией 60°–120°. Такие АС дают сфокусированные средние и высокие частоты с максимальным давлением.
Что касается всенаправленных колонок, то они неплохо справляются на тылах и по бокам. Их можно использовать в качестве окружающих каналов при организации уличных систем объемного звука.
Два сабвуфера
Всем вечно не хватает басов, поэтому привыкшему к мощному звуку заказчику понадобятся два сабвуфера. На открытом воздухе нет эффекта усиления помещения. Стены комнат увеличивают уровень слышимого баса — чем ближе сабвуфер расположен к стене, тем больше усиление комнаты. Кроме того, человеческое ухо распознает низкие частоты хуже высоких и средних. Нужно хорошо постараться, чтобы добиться глубокого баса на улице. Несколько сабвуферов с большими динамиками помогут инсталлятору в этом непростом деле.
В качестве примера здесь приведена диаграмма низкочастотного отклика уличного сабвуфера Near IGS12. В закрытом пространстве появляется эффект усиления комнаты — басы выражены сильнее, но отсутствие стен на улице способствует более точной передаче НЧ
При выборе мест для установки сабвуферов и других колонок, нужно соблюдать приблизительно одинаковое расстояния до точки прослушивания. Если низкочастотные системы и СЧ/НЧ-колонки будут установлены на разных дистанциях от слушателя, то возможны задержка звука, снижение динамичности и низкая детализация. Чтобы избежать этой проблемы, нужно просто-напросто установить сабвуфер к основным колонкам. Если это сделать невозможно, нужно синхронизировать сигналы через процессор. В современных DSP-системах есть такая функция. Буквально миллисекунды спасут ситуацию, обеспечив должный уровень баса.
Позаботьтесь о соседях
Соседей беспокоить не стоит. Здесь нам поможет уже упомянутый закон обратных квадратов. Допустим, ваша аудиосистема дает звуковое давление в 90 дБ, это значит, что сосед на расстоянии 16 метров получит давление в 66 дБ. Разумеется, это еще не идеал, но и уже и не катастрофа.
Есть одно «но» — на частоте ниже 1000 Гц любая АС начинает звучать на 360°. Нет таких колонок, которые бы были совсем не слышны соседям. Чтобы оградить соседей от вашей уличной системы, нужно соблюдать умеренный уровень громкости и отрегулировать частотный диапазон. Здесь на выручку опять приходят DSP-системы с усилителями.
Целесообразно изначально договориться с заказчиком об ограничении громкости. Если процессор обладает нужным набором опций, то стоит сразу выставить все ограничения. Кстати, на рынке есть процессоры, которые умеют повышать громкость тихих сцен, а излишне шумные сцены делают тише (взрывы, выстрелы, грохот и т.д.). Это весьма полезно в нашем деле. Процессорная компрессия и ограничения не пользуются популярностью в домашних кинозалах. Однако когда мы говорим об улице, эти параметры стоит учитывать, чтобы жить с соседями в мире.
Оригинал: 5 Tips to Design High-Performance Outdoor Audio Systems
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", июнь 2018 г. www.stereo.ru