О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Пять нестыдных альбомов smooth jazz: смутный объект желания
Самый популярный и самый проклятый стиль джазовой музыки вообще — это smooth jazz. «Мягкий» или «гладкий» — переводите как хотите. «Смуф», как говорят русские люди, это прям диагноз. И меломану, и музыканту. Иные звезды стиля, правда, столько денег зарабатывают, что диагноз становится доблестью. Smooth изобрели в 80-е. Как такую понятную музыку для яппи, лифтов и лофтов. Саунд-интерьер. Но даже тут находились музыканты, которые в рамках данного стиля (а они безумно тесные, рамки этой инструментальной попсы) создавали действительно приятные произведения.
David Sanborn & Bob James «Double Vision»
К этой конкретной пластинке на самом деле вообще особенно вопросов нет. Честная инструментальная попса — отменно сделанная и без претензий на что-то большее. И помимо того, что на этом дуэтном альбоме 1986 года альт-саксофониста Девида Сенборна и клавишника Боба Джеймса классные мелодии, тут еще собралась команда мечты. Ну, понятно, Сенборн и Джеймс — обе фамилии — синонимы термина smooth jazz, тут еще басит Маркус Миллер, на барабанах — Стив Гэдд, а в треке «Since I Fell For You» спел сам Эл Джарро. Продюсер — Томи Ли Пума, который кого только не записывал из, кстати, «настоящего» джаза.
Главный хит — «Maputo», стандарт практически. Альбом этот стал настолько популярным, заметным и вообще нетленным, что тридцать с чем-то лет спустя, в 2013, Сенборн и Джеймс выпустили как бы продолжение — «Quartette Humaine». «Как бы», потому что музыка хорошая, но время то просто ушло безвозвратно.
Chris Botti «Night Sessions»
Это сейчас Крис Ботти отличный трубач, питомец Стинга, выступает в роли некоего шоумена. Изображает из себя эдакую вечно юную звезду, которая ручкается и поет-играет со всякими большими звездами всех жанров… А начинал он сольную карьеру просто круто! Запоминающиеся мелодии, со вкусом сделанные аранжировки и, конечно, звук трубы — немного «олдовый», в меру шершавый и очень пронзительный.
Простые фразы, изложенные с таким чувством, как будто все, мы тут вдвоем на всей планете, а завтра не наступит никогда. Таков альбом «Night Sessions», который сразу же получил ошеломительный и совершенно заслуженный успех.
Pieces of a Dream «Sensual Embrace: The soul ballads»
Какая обложка, а? Нет, ну какая обложка! С такой обложкой и музыка не нужна. Но она — есть. Одна из лучших групп обозреваемого стиля — Pieces of a Dream. Кстати, они вроде в лихие 90-е приезжали в Москву играть для пиджаков малиновых, что в данном случае прям гарантия качества.
На самом деле и композиции тут такие же совершенные и конкретные, как и обложка. Чай, кофе потанцуем, вот это все. Аромат, жар и нега… А альбом этот выпустил, кстати, культовый джазовый лейбл — Blue Note Records. Через несколько лет Pieces ушли на другие лейблы, более профильные, где превратились просто в какую-то мебель полированную. А здесь еще все по-человечески. И по-музыкантски.
Marion Meadows «Soul City»
Давайте наконец что-нибудь из более современного. Потому что время яппи, гонки вооружений, то есть 80-х, прошло, а smooth jazz как тот партизан, что пускает поезда под откосы…
Не слушал Мариона Мидоуса лет 10 — не попадался (или я хорошо избегал). Перемен не заметил. Стабильность — признак мастерства. Этот конкретный альбом, как это принято у заслуженных «смуферов», которым свой ригористичный стиль развивать некуда — с кучей вокалистов и гитаристом Питером Уайтом (его сольного, кстати, тоже можно слушать) в песне «Dreaming». Не очень тут все слащаво, а бас — жирный и местами даже интересный. Фоном не раздражает, прислушаешься — приятно. Что для данного стиля самое главное.
Grover Washington, jr. «Winelight»
Закончим, наконец, настоящим шедевром. Тенор- и сопрано-саксофонист Гровер Вашингтон -мл. вообще в эту смут-ную историю попал как-то случайно. Просто дожил до 80-х и вот в такое ввязался. Но как настоящий мастер делал настоящую музыку. Коротенький — 39 минут, 6 треков — «Winelight» хорош от начала до конца; в финале — единственный трек с вокалом, убойный хит «Just the Two of Us» с вокалом Билла Уизерса (отмечен премией «Грэмми» 1982 года). Снова элитарная ритм-секция — Маркус Миллер и Стив Гэдд.
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", февраль 2018 г. www.stereo.ru