О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Пять альбомов, чтобы горячо полюбить Cool Jazz: пастельные сцены
Если «нормальный» джаз, мейнстрим и боп ассоциировались у слушателя с буйством эмоций и виртуозностью за гранью возможностей, то «белый джаз» — cool, прохладный. А также — «крутой» (но не как вареное яйцо).
С точки зрения композиций и импровизаций, кул — он весь довольно разный. Где-то больше джазового мейнстрима, где-то европейской классики (Дейв Брубек) или латино. Но главное тут — саунд. Расхожее синестетическое описание: композиция в стиле кул — это как картина, написанная пастелью, а вот прежний джаз — hot, яркий, горячий, пылающий.
Пастельные тона — это очень хорошо, очень верно! Да, так визуализируются все эти средние темпы, как бы расслабленная манера игры, легкий тон, игриво-разговорные импровизации — безо всякого напряга. При этом любовь к деталям и филигранная выделка каждого звука.
Miles Davis «Birth of the Cool» (1949)
С чего еще начать обзор кул-джазовых дисков, как не с альбома с таким вот названием? Оно, конечно, может, и не самое рождение прохладного. Кул развивался как бы несколькими путями. Этот — образчик кула, выросшего на основе облегченного бибопа. Альбом с названием «Рождение прохладного», конечно, не первый кул, но один из. Эмблематичный. Genre-defining, определяющий весь стиль, как говорят зарубежные коллеги.
Действующие лица тут — будущие корифеи стиля: Майлс Дейвис, Гил Эванс, Джерри Маллиган и многие другие.
Stan Getz«The Complete Roost Recordings» (1997)
Целых три компакт-диска с сессиями Стена Гетца-лидера 1950-1954 годов. Все, конечно, знают Гетца как исполнителя боссы и всяких баллад, но тут он являет чистый, беспримесный «кул». Твердый и блестящий, как бриллиант. Среди сайдменов — барабанщик Рой Хейнс и пианист Хорас Силвер.
Многие треки в нескольких вариантах. Но это не просто исторический сборник, «академическое издание» — его и слушать реально приятно. Юность хороший музыки — что может быть лучше?
Gerry Mulligan «California Concerts. Volumes 1&2» (1955)
Той же эпохи запись, только концертная, носит подзаголовок «Jazz Goes to High School». Это среди кул-музыкантов была такая модная идея — играть по кампусам, перед продвинутыми студентами.
Баритон-саксофонист Джерри Маллиган, как мы теперь знаем, продвинулся далеко, гораздо дальше кампусов. Понятно, почему: музыканты здесь создают невероятную атмосферу — просто холодный огонь! В ряде треков гости — Зут Симс и Боб Брукмайер. А сам Маллиган играет кое-где на фоно.
Chet Baker «Chet Baker Sings» (1954)
История из жизни. Копаюсь в джазовой пиратке на «Горбушке», слышу рядом покупатель допрашивает продавца, чего-де послушать, чтоб и джаз, и элитный, и красивый, и расслабленный, и с вокалом, но с нежным, ad libitum. Короче, чтоб и искусство, и ужин при свечах. Продавец ему видимо что-то показывает, а тот все: а кто это, а что это, а это наши? Тут мне в голову приходит замечательная мысль: Чет Бейкер! Возьмите, говорю, Чета Бейкера, и сразу (чтоб не слышать неизбежного «а кто это, а что это, а это наши?») перечисляю все его заслуги, которые вам-то наверняка известны. Выслушав, покупатель, молодой человек интеллигентного вида, в очках без оправы, тонко-снисходительно мне улыбнулся и сказал: «Ну, Беккер же ваш трубач, а я предпочитаю, чтоб пели профессионалы». Я в этот момент так искусно сдержал хохот, что диафрагма болела до вечера. Нет, отличный диалог, не забуду, профессионалов он предпочитает, ах ты, ржу, не могу…
А теперь вот думаю: насчет профессионалов прав эстет-то этот. Что такое Бейкер-вокалист, где его голосище и фиоритуры? Зато в тембр «зашита» такая эмоция, что сердце плачет. Короче говоря, если хотите все то, что спрашивал тот незадачливый покупатель, берите этот альбом. Классика: получил почетную Grammy аж в 2001 году!
Lee Konitz «Lee Konitz with Warne Marsh» (1955)
Ознакомиться с этим альбомом — убить двух зайцев. Потому что тут солируют Ли Кониц и Уорн Марш — корифеи кула. Ну, Кониц, конечно, покруче, он прям сам кул как таковой. Плюс исключительная ритм-секция: Оскар Петтифорд и Кенни Кларк. Но Марш тоже прекрасен. Этот альбом по настроению, как предыдущий: тонкий, мягкий, в нюансах.
Играют, помимо прочего, «Donna Lee» Чарли Паркера, короля предыдущей эпохи — бибопа. Да, был и такой путь происхождения и развития кул-джаза — из смягченного бибопа. Еще одна пьеса — «Two Not One» выдающегося пианиста и композитора Ленни Тристано, который как раз сочинял не-боповые композиции, а пришел к кулу с другой, авангардно-композиторской стороны. Но альбом в любом случае на удивление цельный и приятный, как бокал хорошего красного вина. Совершенство.
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", ноябрь 2017 г. www.stereo.ru