О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Пути гениев. Wilhelm Furtwangler — Beethoven: Symphony No. 9 «Choral». Обзор
В музыкальной жизни Европы после окончания Второй мировой войны, пожалуй, не было события, которое по своей социальной, культурной и даже политической значимости могло бы сравниться с возрождением вагнеровского фестиваля в Байрейте. По этому случаю 29 июля 1951 года там была исполнена последняя, Девятая «Хоральная» симфония Бетховена; дирижировал хором и оркестром Байрейтского фестиваля Вильгельм Фуртвенглер. Произведение, наиболее полно олицетворяющее композиторский гений и являющееся кульминацией симфонического творчества Бетховена (да и симфонизма вообще), было исполнено артистом, чье имя символизирует гений дирижерский.
Концертная звукозапись этого исполнения была выпущена на пластинках HMV, много раз переиздавалась, в том числе лейблом Warner Classics в виде двухдискового альбома. Она имеет огромное историческое и художественное значение. Среди солистов, принявших участие в исполнении, выделяется сопрано Элизабет Шварцкопф (супруга продюсера записи и HMV Вальтера Легге). Пели также меццо-сопрано Элизабет Хёнген, тенор Ганс Хопф и бас Отто Эдельман.
Рихард Вагнер повлиял на историю исполнения «симфонии симфоний», как нередко называют Девятую Бетховена. Неудовлетворенный тем, как современные ему дирижеры и оркестры претворяют партитуру, 19-летний композитор выполнил ее четырехручное фортепианное переложение. Огромное впечатление произвели на него ее интерпретация и репетиции исполнения дирижером Франсуа Хабенеком. Самое пристальное внимание ко всем деталям оркестровой ткани произведения стало принципиальным для Вагнера, а позже для Фуртвенглера.
Устроители исторического концерта, естественно, хотели, чтобы симфонию исполнил величайший, по общему мнению, из живущих в то время маэстро – Фуртвенглер. Тот, однако, проявил несвойственную ему нерешительность. По свидетельству «Ассоциации друзей Байрейта», дирижер трижды соглашался и пять раз отказывался провести концерт, пока не сказал своего окончательного «да». В период с 1913 по 1954 годы Фуртвенглер проигрывал величайшую партитуру Бетховена более 90 раз. Байрейтское прочтение среди них – самое торжественное и памятное.
Легге высказался о состоявшемся событии двусмысленно: зайдя после концерта в артистическую комнату к Фуртвенглеру, он заметил, что «исполнение хорошее, но не такое хорошее, как могло бы быть». По воспоминаниям Элизабет Фурвенглер, эти слова уязвили ее мужа. Легге считал, что лучшее прочтение и запись Девятой Бетховена Фуртвенглером еще ждут своего времени. Его полностью удовлетворила запечатленная для потомков интерпретация сочинения в Люцерне Лондонским филармоническим оркестром и хором Люцернского фестиваля 22 августа 1954 года, за три с небольшим месяца до кончины маэстро. Так или иначе, высокие художественные достоинства и непреходящее историческое значение байрейтской версии неоспоримы. Некоторые огрехи фонограммы формата моно, записанной Робертом Бекеттом, – временами детонирующий тон и общая шероховатость звука – обусловлены условиями и технологиями записи, но не имеют решающего значения.