О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2582Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Путь к Баху Пабло Казальса. Обзор
«Сюиты Баха – это музыкальный монумент, который мы изучаем умом и постигаем сердцем. Мы проникаемся этой музыкой, и она становится частью нашего существа. По крайней мере, так звучат сюиты, когда их играет Пабло Казальс, и его интерпретация – это классика в лучшем смысле этого слова». Такую оценку журнал Gramophone дал записи сюит Баха для виолончели соло в исполнении этого музыканта из Каталонии.
Прошлое и настоящее знает многих выдающихся и гениальных интерпретаторов, однако лишь единицам из них удавалось изменить судьбу и отношение мира к избранному ими инструменту. Пабло Казальс сделал для виолончели то, что его соотечественник Андрес Сеговия и Ванда Ландовска сделали для гитары и для клавесина. Казальс первым исполнил все шесть виолончельных сюит Баха, которые прежде занимали весьма скромное место в репертуаре его коллег, и одним из важнейших его достижений, одной из вершин в классической фонографии ХХ века стала запись, сделанная в Париже (в Studio Albert) и Лондоне (Abbey Road) в 1936-39 годах.
Первыми инструментами Казальса были рояль и орган, игре на которых его учил отец, служивший органистом в деревенской церкви в 40 милях к югу от Барселоны. Маленький Пау помогал ему проводить церковные службы. Он играл на скрипке – настолько свободно, что мог выступать в концертах – а также на гралле (что-то вроде старинного гобоя) и даже на однострунном «нечто», сделанном из ручки метлы.
Виолончель он впервые услышал в 11 лет, когда трио из Барселоны приехало с концертом в его деревню. Этот звук поразил и покорил его, и он стал обучаться игре на этом инструменте. Чтобы зарабатывать себе на пропитание, каждый день три вечерних часа Казальс в составе трио играл в загородном кафе. Звучали, по преимуществу, марши, вальсы и популярные мелодии из сарсуэл. Благодаря просвещенному хозяину кафе молодой музыкант услышал игру Пабло Сарасате и оркестр под управлением Рихарда Штрауса. В кафе стали стекаться люди, чтобы послушать 12-летнего Казальса, все еще играющего на трехчетвертной (не полной) виолончели; среди них был Исаак Альбенис. Полную виолончель отец приобрел для Пабло, когда тому исполнилось 13.
Как-то в поисках нового репертуара для музыкальных вечеров в кафе Казальс забрел в магазин старых нот, где отыскал сонаты Бетховена и – на самой запыленной полке – шесть сюит для виолончели соло Баха. «Я даже не знал об их существовании, никто не говорил мне о них. Это стало величайшим открытием моей жизни. Внезапно почувствовав, что случилось что-то необыкновенно важное, я понес свое сокровище домой». Казальс сразу же приступил к их разучиванию, а перед публикой эти произведения впервые исполнил в 25 лет. «Как кто-то мог думать, что это музыка холодная, тогда как она, кажется, излучает свет и поэтичность?»
Лишь спустя еще 35 лет Казальс, уступив многократным и настойчивым просьбам продюсера HMV Фреда Гайсберга, согласился записать сюиты.
Виниловая пластинка PABLO CASALS - BACH: THE CELLO SUITES
В руках Казальса эти сочинения Баха совершенно лишены академической сухости. Несмотря на то, что артист с предельной тщательностью продумывал и отделывал каждую деталь баховской партитуры, его исполнение оставляет впечатление свободного и спонтанного высказывания, что само по себе необыкновенно ценно в музыке. В истории классической грамзаписи существует небольшое число пластинок, ценность которых нимало не коррелирует с ценниками в музыкальных магазинах. Рецензируемое издание – одно из них. В числе его достоинств следует упомянуть полновесное, гибкое и объемное звучание.
Баховские сюиты с Казальсом непременно должны стоять на полках серьезных любителей классики.
Содержание пластинки PABLO CASALS - BACH: THE CELLO SUITES