О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
JVC
Victor Company of Japan, JVC , несомненно, находится в авангарде мирового аудио- и видеопроизводства. Компания подарила миру множество уникальных изобретений, среди которых первые телевизоры и первые записи на грампластинках в Японии, первый в мире портативный цветной видеомагнитофон. Известные каждому форматы VHS и D-VHS также были разработаны специалистами JVC. И сегодня компания продолжает удивлять и радовать потребителей изобретениями и революционными техническими инновациями. Компания уверенно лидирует на рынке аудио-видеопродукции, марка JVC давно является символом аппаратуры высочайшего качества.
Подробнее о бренде JVCОбзоры товаров под маркой JVC (64)Официальный сайт JVCwww.jvc.net
Проводные наушники JVC HA-SW01 | журнал SalonAV
Не так давно мы познакомились с самыми доступными наушниками, в которых используется фирменная технология JVC Wood Dome. Теперь нам предстоит оценить её более дорогую реализацию. Цена больше — требования выше. Поблажек не будет.
ДЕРЕВО ЖИЗНИ
В сфере акустики (включая наушники) размер всегда имеет значение. Изменение хотя бы одного габарита требует коррекции множества других параметров. И очень часто — применения других конструктивных решений. Обратите внимание: диафрагмы динамиков, применяемых в колонках, и тех, что используются в наушниках, делаются обычно из совершенно разных материалов. Естественно, бывают исключения, но они достаточно редки. Одно из них — бумажно-волокнистые диффузоры у наушников DALI , другое — технологии JVC Wood Cone и Wood Dome (первая применяется в динамиках, вторая — в наушниках, то есть отличаются размерами). Кстати, бумага и древесина — родственные материалы, и там и там — целлюлоза. Разница — только в глубине переработки.
Нас волнует вопрос не «почему», а «с каким результатом» — как использование древесины в драйверах влияет на звук.
Почему JVC предпочитает более натуральную форму — отдельный вопрос, изучать его мы сейчас не будем. Возможно, дело в японской культуре с ее особым отношением к природе, к натуральным продуктам и т.д. А может, в ее уникальных акустических свойствах, в частности, в способности работать на разных частотах одновременно как резонатор и демпфер. Как бы то ни было, раз уже разработчики компании выбрали древесину как свой излюбленный (хотя и не единственный) материал для изготовления диффузоров и мембран, у них для этого были серьезные основания, к тому же проверенные временем, ведь технологии Wood Cone (и ее «уменьшенной» версии Wood Doмe) уже без малого 20 лет.
Но мы рассматриваем этот вопрос с другой стороны, наv интересно не «почему», а «с каким результатом» — как использование древесины в драйверах влияет на звук. После знакомства с единственными наушниками делать какие-либо выводы преждевременно, а вот после вторых, да еще другого типа, вопрос может проясниться.
Вижу дерево
В отличие от внутриканальных JVC HA-FW7, у которых драйвер скрыт внутри корпуса, поэтому мы должны принять на веру, что в них используется какая-то особая мембрана, у полноразмерных HA-SW01 купол из дерева хорошо просматривается через крупноячеистый гриль. Диаметр драйвера — 40 мм, но деревянная часть вдвое меньше — порядка 20 мм. Пленочный гибкий подвес здесь нетипично широкий. Древесина, даже такая тонкая, все же тяжелее синтетической пленки, поэтому разработчики не стали увеличивать ее площадь и массу, нашли некий компромисс. Но все же пришлось озаботиться магнитной системой с мощностью магнитного потока свыше 1 Тл. Цели в итоге добились: чувствительность 105 дБ в сочетании с импедансом в 56 Ом обеспечивает комфортную нагрузку практически для любых усилителей. HA-SW01 легко раскачиваются даже обычным смартфоном, другое дело, что реализовать качественный потенциал наушников он не может. К примеру, со смартфоном LG V50 нормальная громкость достигалась при уровне порядка 24 — 30%, но после отключения выделенного ЦАПа приходилось увеличивать ее до 55%, да и звук терял свою привлекательность, становился каким-то тусклым.
Чувствительность 105 дБ в сочетании с импедансом в 56 Ом обеспечивает комфортную нагрузку практически для любых усилителей.
Из той же древесины, что и купол динамика, сделан особый демпфирующий элемент — он установлен за драйвером, поэтому разглядеть его не получится. Но он виден на фото, которое нам любезно предоставило российское представительство JVC.
Заметим, что у JVC есть очень похожая внешне и по конструкции модель SW02, она отличается от SW01 лишь отсутствием внутреннего акустического фильтра, также из дерева. Несмотря на кажущуюся простоту этого решения, оно эффективно подавляет резонансы и выравнивает частотную характеристику. Параметры фильтра подбирались вручную в процессе длительных прослушиваний, поэтому он существенно увеличивает себестоимость наушников.
Чашки HA-SW01 также сделаны из дерева. Но его фактура просматривается только при ярком свете — при приглушенном его можно приять за обычный пластик. Оголовье тоже кажется пластиковым, хотя это металл — заметно и по плотности материала и по его теплопроводности. Амбушюры и оголовье отделаны кожей, которая очень похожа на натуральную. Но совершенно не пахнет — вероятно, это то, что называют «эко-кожей». Главное, что она очень приятная на ощупь. Вообще сейчас синтетические материалы нередко превосходят про своим потребительским свойствам натуральные.
В общем, на свою цену наушники выглядят, вне всякого сомнения. Но при этом не бросаются издалека в глаза, не привлекают к себе внимание и не вызывают нездоровый интерес. Серьезная, взрослая вещь.
Друзья и партнеры
Шнур у HA-SW01 короткий (1,2 м) и с разъемом 3,5 мм — производитель, вероятно, подразумевал портативное использование наушников как основное. Относительно небольшая масса (330 г) этому также способствует. Но поскольку кабель съемный, да еще со стандартными коннекторами, подобрать ему более длинную альтернативу не составит труда. Хотя должен признаться, что сам в последнее время крайне редко слушаю наушники стационарно — нет времени усесться на диван и забыться в музыкальной нирване. В основном, слушаю музыку на бегу, по дороге, одновременно с какими-то домашними делами…
Поскольку кабель съемный, да еще со стандартными коннекторами, подобрать ему более длинную альтернативу не составит труда.
Тем не менее, попробовал HA-SW01 с разными усилителями — стационарными April Music Stello HP-100 и Audio-Technica AT-HA5000 (с ЦАПами на чипах ESS9038Pro и AD1865), портативным ЦАПом/усилителем E1DA 9038D, ну и с Hi-Fi-системой смартфона LG V50. HA-SW01 проявляли свой индивидуальный звуковой характер абсолютно со всеми партнерами, хотя по моему субъективному мнению, теснее всего сдружились с абсолютно беспристрастным, прозрачным и нейтральным E1DA 9038D, хотя его мощное усиление наушникам JVC совершено не требуется. С другой стороны, усилитель Audio-Technica AT-HA5000 в паре с мультибитным NOS-ЦАПом на AD1865 подчеркивали особый звуковой характер деревянных драйверов Wood Dome, делали его еще более комфортным, хотя в обволакивающем звуковом «бархате» и скрадывались какие-то мельчайшие подробности. Точнее, они были хорошо различимы, просто расслабленное и впавшее в эйфорию сознание не желало вникать в детали…
Ситуация, кстати, нетипичная. К примеру, наушники Sennheiser HD650 лучше всего играют с усилителем April Music Stello HP-100, Audio-Technica ATH-W1000X Grandioso — исключительно с «родным» AT-HA5000, а, скажем, еще одни наушники из моей коллекции, внутриканальные магнито-планары Tin HiFi P2 невозможно слушать ни с чем, кроме E1DA 9038S (это версия с балансным выходом). На этом фоне HA-SW01 выглядят на редкость «дружелюбными и контактными». Большой плюс, между прочим. Можно не тратить силы и время на подбор усиления.
Спасение рядового Фрэмптона
Если вы привыкли к задранным верхам китайских наушников (вернее, к их проваленной середине), саунд HA-SW01 поначалу может показаться излишне мягким. Но это ощущение быстро проходит — наш слух легко привыкает к хорошему.
Замечу, что разработчики «звенящих» наушников преследуют две цели: первая — потрафить вкусам начинающих меломанов, которые нередко путают избыток верхов с высоким разрешением, вторая — сделать звучание разборчивым на небольшой громкости, поскольку эти изделия отличаются крайне малой перегрузочной способностью, слушать их громко просто невозможно.
Эти наушники можно и нужно слушать громко, ни в чем себе не отказывая.
У JVC HA-SW01 максимальная подводимая мощность 1500 мВт — нормальный профессиональный показатель. Эти наушники можно и нужно слушать громко, ни в чем себе не отказывая. Кривые равной громкости никто не отменял — чтобы саунд раскрылся, уровень должен быть достаточно высоким. Естественно, в пределах разумного — рвать барабанные перепонки не требуется. В наибольшей степени это касается «энергетических» жанров с активным басом и ударником — блюз-рока, чистого рока. Прибавьте громкость до такого же уровня, на каком музыка звучит на живых концертах — будет хорошо. Камерная классика, небольшие джазовые составы и даже фьюжн прекрасно воспринимаются на малой громкости — именно так они звучат и в живом исполнении, это музыка небольших уютных залов. А на биг бэндах или больших симфонических оркестрах придется прибавить — они громкие по жизни.
Вообще концертные записи — главный конек HA-SW01, причем и современные, записанные в высоком качестве в Hi-Res, и старые. Последний альбом Пэта Мэтини «Side-Eye NYC V1.IV» звучит необыкновенно увлекательно. Не скажу, что возникает какой-то особый эффект присутствия, нет, слышно, что это запись, да и сцена выстраивается совсем не такая, как для слушателя в зале, мы как бы находимся в центре сцены, окруженные музыкантами. Просто музыка пробирает до самых печенок, обволакивает, захватывает и не отпускает. Конечно, это заслуга музыкантов — мы слышим, как с каждым треком становится все более живой реакция публики — поначалу она сдержанная, возгласы восторга и аплодисменты едва слышны, но по мере развития концерта они становятся все более громкими и эмоциональными. Нам понятна такая реакция публики — благодаря наушникам JVC мы испытываем те же эмоции. Еще один пример. В моей тестовой коллекции есть трек «Show Me The Way» с альбома 1976 года «Frampton Comes Alive!» — на оригинальном виниле он звучал весьма недурственно, но в современном Hi-Res-ремастере в разрешении 24 бита/96 кГц получился на удивление резким, грубым, крикливым и одновременно слабым по энергетике. Одно время мне даже казалось, что воспроизвести его нормально невозможно в принципе. В интерпретации HA-SW01 запись не стала аудиофильской, но воспринималась на удивление близко к тому, как она звучала на виниле — ушла резкость, появились энергия и драйв. Вообще во время прослушивания частенько вспоминал свою виниловую юность. Уж очень схожие были ощущения от старых альбомов, которые в свое время довелось послушать на серьезных системах с вертушками Garrard и Thorens — были у меня в студенческие годы друзья, чьи родители работали на больших должностях за границей и могли себе позволить такую аппаратуру. Откровенно говоря, не знаю, с чем связано это волшебство, заслуга ли это исключительно деревянных куполов, либо результат кропотливого звукового тюнинга. Скорее всего, и то и другое.
Маленькие вчера или большие сегодня?
Характер звучания внутриканальных HA-FW7 и полноразмерных HA-SW01 на удивление близок. Обе модели обладают своеобразным звуковым обаянием. Мне довелось слышать очень много самых разных наушников, среди которых были и очень хорошие, но слово «обаяние» у меня в сознании прежде ни разу не возникало, это новое для меня ощущение.
Обе модели проявляют доброжелательность и терпимость к качеству материала, они не выпячивают артефакты и недостатки. Но чтобы осознать их потенциал, все же нужны качественные записи. Так что логотип «Hi-Res Audio» они носят не зря, разница даже между 96 кГц и 192 кГц хорошо слышна.
И все же они разные. Полноразмерные HA-SW01, на мой вкус, более комфортные, их можно слушать очень долго, не уставая, у любых внутриканальных, даже самых удобных, в этом есть некий предел, для меня — часа полтора-два. Потом надо передохнуть и «проветрить» уши.
Kонцертные записи — главный конек HA-SW01, причем и современные, записанные в высоком качестве в Hi-Res, и старые.
HA-SW01 не нуждаются в подборе амбушюров, как HA-FW7. Скажем, для меня это не проблема — давно собираю самые разные насадки, так что есть из чего выбрать. Полноразмерные — достал, подключил, получаешь удовольствие. Как мне показалось, они даже не слишком чувствительны к усилию прижима корпусов к голове.
Различия в саунде при схожем общем характере тоже есть. У полноразмерных HA-SW01 масштабнее звуковая сцена, немного четче локализация отдельных источников, они чище отыгрывают интенсивные пассажи (следствие лучшей перегрузочной способности). Пожалуй, у них выше гармоническое разрешение в средней, самой важной части диапазона. Из звучание показалось мне более породистым и благородным.
Оправдывают ли эти преимущества существенную разницу в цене? Не могу сказать. Это сугубо индивидуальный вопрос, зависит от персональных финансовых возможностей. Более правильной будет другая формулировка: можете вы это себе позволить или нет. Альтернативы нет, поскольку технология Wood Dome уникальна. Можно найти наушники дешевле или дороже (кому какие больше нравятся), но все они будут другими.
Производитель | JVCKENWOOD (Япония) |
Тип | полноразмерные закрытые проводные |
Драйвер | динамический с куполом из дерева 40 мм |
Диапазон частот | 8 — 45000 Гц |
Импеданс | 56 Ом |
Чувствительность | (1 кГц) 105 дБ/мВ |
Максимальная подводимая мощность | 1500 мВт |
Шумоподавление | пассивное |
Кабель | съемный 1,2 м с разъемами 3,5 мм |
Масса (без кабеля) | 330 г |
В комплекте | тканевый чехол, документация |
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", ноябрь 2021 г. www.salonav.com